2011-03-02 09:00:13
ГлавнаяБухгалтерский и управленческий учет — Аналитико-управленческий аспект управленческого учета



Аналитико-управленческий аспект управленческого учета


Если предприятие ставит перед собой задачу получить прибыль определенного размера, то в этом случае выручку исчисляют с учетом желаемой суммы прибыли (П), например 20%. Пусть X - это объем реализации, необходимый для получения заданной прибыли. Тогда:

Выручка - Переменные расходы - Постоянные расходы = Заданная прибыль

1260Х-700Х-280000=0,2 х 1260Х

1260Х-700Х-280000=252Х

308Х=280000

Х=909 единиц.


Финансовый отчет примет вид, тыс.руб.:

Выручка 1260 тыс.руб. х 909 ед. 1145340

Переменные расходы 700 тыс.руб. х 909 ед. 636300

Маржинальный доход 509040

Постоянные расходы 280000

Прибыль 229040


График на рис. 1 показывает, что при объеме 909 единиц будет получена прибыль. Ее размер определяется как разница по вертикали между линиями ОД и ВС. Она равна 229040 тыс.руб.

Можно использовать и метод маржинального дохода. В таком случае в числителе кроме постоянных расходов будет показана заданная прибыль:

метод маржинального дохода

метод маржинального дохода

560Х = 280000тыс.руб.+ 252Х

308Х = 280000 тыс.руб.

X = 909 ед.

3) Минимальный маржинальный доход. (МД в процентах от выручки) рассчитывается следующим образом:

Минимальный маржинальный доход

Предположим, что плановая выручка составит 630000 тыс.руб., тогда:

МД/В= 280000 тыс.руб. / 630000 тыс.руб.= 44,4%

4) Критический уровень постоянных расходов, при котором полная себестоимость равна выручке:

В = 3 пост. + 3 пер.

3 пост.= В - 3 пер.= Ц х О з пер. О = О (Ц - з пер.) = О х МД

3 пост.= 500 ед. х 560тыс.руб.= 280000 тыс.руб.


В реальной действительности можно пользоваться графиком, изображенным на рис. 1, однако многие допущения, которые лежат в его основе, могут практически изменить полученный результат, находящийся за пределами области релевантности. Поэтому более реальной будет картина представленная на рис. 2.

Области релевантности при анализе взаимосвязи затрат, прибыли и объема реализации

Рис 2. Области релевантности при анализе взаимосвязи затрат, прибыли и объема реализации


Второй график показывает, что данное соотношение выручки и расходов может иметь место только внутри полосы деятельности, именуемой областью релевантности.

Релевантные затраты - это проектные затраты (доходы), диапазон, которых ограничен альтернативными решениями. Фактические данные сами по себе не используются при обсуждении вариантов. Релевантным является показатель заработной платы на единицу продукции. Фактические затраты нужны как база для прогнозирования затрат. При условии реализации проекта в различные периоды времени релевантность прогнозируемых затрат и выручки может изменяться в связи с инфляционными процессами в стране. Поэтому в процессе принятия решений необходимо ориентироваться прежде всего на релевантную информацию.

Поведение затрат зависит от взаимодействия многих факторов. Физический объем - только один из них, к другим относятся сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, производительность, изменение технологии производства, изменение налогового законодательства и т.д. Поэтому анализ основывается на допусках поведения затрат, объема и выручки. Изменение ситуации приведет к изменению графика критической точки.

При проведении такого анализа экономической интерпретации полученных результатов важно учитывать взаимоотношение факторов, влияющих на прибыль и особенно на затраты.

Основные допуски, ограничивающие точность проведения анализа:

1. Поведение общих затрат и выручки жестко определено в пределах области релевантности.

2. Все затраты можно разделить на переменные и постоянные.

3. Постоянные расходы остаются независимыми от объема в пределах области релевантности.

4. Переменные расходы прямо пропорциональны объему в пределах области релевантности.

5. Отсутствуют структурные сдвиги. Это допущение делается при выпуске нескольких изделий. Величина маржинального дохода в этом случае будет зависеть от ассортимента продукции, и поэтому точки критического объема производства при одинаковом уровне объемов будут разными для разных ассортиментов продукции.

6. Существуют неизменные цены реализации и цены на потребляемые производственные ресурсы.

7. На затраты релевантно влияет только объем (например, снижение цены может стимулировать рост объема реализации).

8. Объем производства равен объему реализации или изменение начальных и конечных запасов в итоге незначительно.

Рассмотрим взаимоотношение затрат, прибыли и объема реализации при анализе в условиях неопределенности. Его можно использовать в управленческих моделях для принятия стратегических решений.

Этот анализ предполагает ответ на вопрос как изменится результат, если первоначально спроектированные данные не будут достигнуты или изменится ситуация с допусками. Например, «Какова будет прибыль, если объемные показатели отклонятся от запланированных?» или «Какая будет прибыль если удельные переменные расходы возрастут на 10%?». Инструментом анализа в условиях неопределенности является «маржа безопасности», т.е. величина выручки, которая находится за критической точкой. Ее сумма показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка.

На удельный маржинальный доход и критическую точку влияют изменения переменных расходов. В вышеприведенном примере изменим переменные расходы с 700 тыс.руб. на 980 тыс.руб., удельный маржинальный доход упадет с 560 тыс.руб. до 280 тыс.руб. и критическая точка, таким образом поднимется с 500 до 1000 единиц продукции.

Степень контроля за величиной переменных расходов различна в зависимости от объема реализации и может объясняться компетенцией менеджера. Когда наблюдается повышенный спрос, руководители стремятся наращивать объемы производства и реализации, а при его снижении начинают следить за затратами, при этом уменьшаются отпускные цены, увеличиваются коммерческие расходы, в то же время делается попытка повысить производительность труда, снизить текучесть кадров, приобрести ресурсы по более низким ценам. Это одна из причин ограниченности применения графика (рис. 1.), так как при его построении допускается прямо пропорциональная зависимость величины переменных расходов от объема и не принимается во внимание уровень компетенции менеджеров.

Постоянные расходы нестатичны от года к году. Они могут быть намеренно увеличены для обеспечения более прибыльной комбинации производства и распределения, эти изменения отразятся на выручке, переменных и постоянных расходах, например, можно увеличить расходы по продаже, заменив реализацию через оптовиков на прямую, непосредственно потребителям. Эта комбинация дает возможность повысить отпускную цену.

После того, как сделаны основные предложения по изменениям в постоянных расходах менеджер может прогнозировать изменения прибыли и удельного маржинального дохода. Управленческий учет непрерывно анализирует поведение затрат и периодически определяет критическую точку.

Постоянные расходы являются константой только по отношению к данному уровню деятельности и в данный период времени. Предприятия практически не достигают 100-процентного использования мощности, поэтому когда планируется радикальное изменение объема многие постоянные расходы приводят к непредвиденным потерям в результате управленческих действий. Резкое уменьшение постоянных расходов снижает критическую точку и дает возможность предприятию выдержать большое снижение объема до появления убытков.

Маржинальный доход лежит в основе управленческих решений, связанных с сокращением производства продукции. В пределах краткосрочного периода, если продукция приносит дохода больше, чем ее переменные расходы, она вносит вклад в общую прибыль. Эта информация поступает мгновенно, если используется маржинальный подход к определению критической точки. При традиционном подходе релевантную информацию трудно получить, в связи с тем, что в составе себестоимости единицы продукции есть постоянные расходы.

Маржинальный доход может быть использован при выборе альтернатив, которые могут возникнуть при обсуждении снижения цены, проведения специальных рекламных кампаний, материального стимулирования. Высокий рейтинг маржинального дохода в странах с развитой рыночной экономикой служит стимулом к повышению потенциального чистого дохода от реализации.

Маржинальный подход представляет данные для выявления продукции, дающей наибольший маржинальный доход. На основе этого метода можно проследить взаимное поведение затрат, объема, прибыли и в соответствии с этим строить свою ценовую политику.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Методика проведения аудита операций с основными средствами предприятий состоящих на федеральном бюджете
Методические основы и направления развития внутреннего аудита в системе менеджмента компаний
Новые направления в развитии методологии финансового учета
Возникновение и сущность управленческого учета
Стандарты и гибкие бюджеты в управлении прибылью предприятия
Вернуться к списку публикаций