2011-02-24 09:00:16
ГлавнаяБухгалтерский и управленческий учет — Управленческий учет и его роль в управлении



Управленческий учет и его роль в управлении


Управление - сложный процесс приведения системы в желаемое состояние, согласованное с целями управления. Предприятие как объект управления, включает в себя большое количество постоянно взаимодействующих и многозначносвязанных между собой подсистем и элементов, поэтому оно может иметь необозримое множество состояний. В этом первая сложность организации управления. Каждое изменение состояния системы может иметь как положительные, так и отрицательные экономические последствия, которые трудно предусмотреть заранее. В этом вторая сложность организации управления. Отсюда возникает проблема координации, увязки деятельности всех частей управляемой системы в рамках кругооборота средств, необходимой для поддержания ее в устойчивом состоянии. В этом третья сложность организации управления. Преодоление этих сложностей достигается благодаря свойствам управляющей системы, основными из которых являются: иерархичность строения, целесообразность и качество функционирования, саморегулирование системы.

Иерархичность строения системы и целесообразность функционирования всех ее подсистем и элементов вызывает необходимость выработки целей на каждом уровне иерархии путем редукции общей, глобальной цели системы, т.е. постановка локальных целей функционирования отдельных экономических объектов. Под целями понимают желаемое состояние или результат, подлежащий достижению. В результате вырабатывается иерархия целей, в которой цели отдельных объектов управления подчинены общей цели системы.

Предпосылкой постановки целей служит кибернетический принцип внешнего дополнения. Его суть состоит в том, что для любой экономической системы существует внешний критерий, который содержательно выражается в удовлетворении предъявленных к этой системе внешних требований, а на макроуровне - в удовлетворении потребностей общества. Другими словами, цель экономической системы содержит требования, предъявляемые к ней системой более высокого уровня.

Основная цель каждого предприятия - наиболее полное удовлетворение потребностей общества в той продукции, ради изготовления которой оно существует. Данное обстоятельство является определяющим в формировании глобальной цели предприятия. Но глобальная цель системы должна включать в себя не только получение нужной продукции, но и достижение экономии ресурсов. Таким образом, основная цель предприятия как экономической системы состоит в получении необходимых обществу материально-вещественных результатов при достижении минимальных затрат производственных ресурсов.

Еще одним из внутренних свойств системы является качество функционирования, которым обладает только система и которого нет ни у одного из ее элементов. Значение этого свойства трудно переоценить, когда речь идет об организационных системах. С развитием больших и сложных систем связанность элементов усиливается.

Под организацией управления понимается совокупность приемов и методов рационального сочетания элементов и звеньев управляющей системы и ее взаимосвязи с управляемым объектом и другими управляющими системами в пространстве и времени, обеспечивающих создание наиболее благоприятных условий для достижения поставленных перед ними целей в установленный период времени при минимальных затратах производственных ресурсов.

Данное определение организации управления отражает систему общих принципов, задач, процедур, а также организационную структуру, заложенную в основу осуществления процесса управления и оставшуюся неизменной в течение длительного времени, а также динамичную взаимоувязку в пространстве и времени, с одной стороны объекта и субъекта управления, с другой, элементов и звеньев управляющей системы между собой и с другими управляющими системами.

Характерной чертой современного этапа развития экономики являются глубокие преобразования в сфере производства, которые оказывают решающее воздействие на систему управления. Развитие различных форм собственности, наличие характерных особенностей сферы хозяйствования приводят к разнообразию форм и методов управления. Вместе с тем любая система управления немыслима без системы информации. Основу системы информации предприятия составляет управленческий учет.

Предпосылкой создания рациональной информационной системы управления является организационное объединение всех видов информации и ее аналитическая обработка управленческим аппаратом.

Содержание организации управленческого учета включает в себя собственно организацию учетных процессов, т.е. регламентацию процедур и задач, разрабатываемых в рамках предприятия, основанием для которой служит предварительно разработанная их классификация; выбор комплекса технических средств; разработку структуры аппарата управления, занимающегося управленческим учетом, определение круга их обязанностей, прав и ответственности; обеспечение рационального сочетания между объектами и субъектами управленческого учета; систему заданий и контроля их выполнения; формы стимулирования.

Организацию управленческого учета можно рассматривать в различных аспектах: пространственном, временном и информационно-технологическом, в каждом из которых можно выделить отдельные элементы его организации.

Пространственный аспект организации управленческого учета включает: цель управленческого учета, которая определяется исходя из потребностей в получении соответствующей информации для принятия управленческих решений; объекты управленческого учета, определенные в соответствии с поставленной целью; субъекты управленческого учета.

Временной аспект организации управленческого учета включает в качестве ее элемента сроки обработки и предоставления информации для управления.

Информационно-технологический аспект управленческого учета включает средства достижения целей управления, источники информации, методы и приемы ее получения, технические средства для ведения управленческого учета.

Приведенные элементы организации управленческого учета при их относительной самостоятельности тесно связаны между собой. Решение каждого из них обусловлено ответами на предшествующие и последующие вопросы.

Охарактеризовав выше сущность управленческого учета, перейдем к определению роли управленческого учета в системе управления предприятием.

При определении роли управленческого учета в управлении необходимо исходить из основной идеи, заключающейся в том, что система управления является ведущей, а система управленческого учета - обеспечивающим звеном. Управленческий учет имеет своей задачей упорядочение потока входной и выходной информации в соответствии с потребностями системы управления, включая управление, как самим предприятием, так и его структурными подразделениями. При этом взаимодействие управляющей и управляемой систем можно изобразить следующей схемой (рис. 1.).

Структура взаимосвязи управляющей и управляемой систем посредством управленческого учета

Рис. 1. Структура взаимосвязи управляющей и управляемой систем посредством управленческого учета.


Управляющая система взаимодействует с управляемой через функциональные отделы и службы управления предприятия. Обратная связь с управляемой системой осуществляется посредством информации управленческого учета, которая через коммуникационные каналы попадает к работникам управления. На основании полученной информации принимаются управленческие решения, воздействующие на управляемую систему. Объектом управления являются хозяйственные процессы - снабжение, производство, сбыт; ресурсы - материальные, трудовые, финансовые; показатели - объем производства продукции (работ, услуг), себестоимость, прибыль. Таким образом, в управленческом учете проявляется замкнутый управленческий цикл.

Место управленческого учета в системе управления предприятием, его структурными подразделениями, можно охарактеризовать следующей схемой (рис. 2).

Место управленческого учета в системе управления предприятием и его структурными подразделениями, финансовых ресурсов

Рис. 2. Место управленческого учета в системе управления предприятием и его структурными подразделениями, финансовых ресурсов.

К работе по созданию такой нормативной базы привлекаются все функциональные службы предприятия. Разработанные нормы и нормативы обобщаются в координационном отделе (например: бюро норм и нормативов) и через управленческую бухгалтерию доводятся до структурных

Управление предприятием при помощи информации, полученной управленческой бухгалтерией производится по отклонениям. Для этого разрабатывается система норм и нормативов затрат материальных, трудовых и подразделений служб предприятия, аналогично доводится до исполнителя информация об изменении норм. Деятельностью структурных подразделений управляют на основании данных об отклонениях от норм по местам возникновения затрат, причинах и виновниках. Эти данные предварительно систематизируются, обобщаются, анализируются с уточнением факторов, повлиявших на отклонение, и представляются в виде удобном для использования при принятии управленческих решений. В дальнейшем данная информация направляется для оперативного регулирования производства компетентным специалистам, руководителям (начиная с ответственных исполнителей, заканчивая руководителем предприятия). Данные о производственных затратах и выпуске продукции обобщаются в целях использования их при составлении отчетов. Таким образом, управленческий учет тесно увязывает интересы, обеспечивает взаимодействие управляющей и управляемой системы, «фильтрует» полученную информацию и распределяет между потребителями информации.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Трактовка принципов бухгалтерского учета российскими и зарубежными авторами
Цели, задачи и направления реформирования бухгалтерского учета в России
Бюджетирование в системе управленческого учета
Налоговая база как элемент налогообложения
Состав и классификация затрат и расходов
Вернуться к списку публикаций