2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяБухгалтерский и управленческий учет — Методика проведения аудита операций с основными средствами предприятий состоящих на федеральном бюджете



Методика проведения аудита операций с основными средствами предприятий состоящих на федеральном бюджете


Основные средства формируют основную составляющую материально-технической базы организаций и играют важную роль в осуществлении ведущих направлений их деятельности.

Целью аудита учета основных средств является установление соответствия, применяемой на предприятии методики учета нормативным актам, действующим в РФ правилам формирования себестоимости продукции (работ, услуг), требованиям обеспечения сохранности имущества. Целью аудита также может быть оценка эффективности использования основных средств.

Для достижения указанной цели в ходе аудиторской проверки необходимо рассмотреть следующие основные вопросы:

1. Оценка состояния организации синтетического и аналитического учета основных средств в бухгалтерии предприятия и по материально ответственным лицам, в местах эксплуатации основных средств (цехах, отделах, службах).

2. Проверка правильности ежемесячного начисления износа (кредит субсчета 02).

3. Проверка соблюдения предприятием налогового законодательства по операциям, связанным с приобретением и выбытием основных средств, их арендой у физических и юридических лиц.

4. Проверка оценки действующего на предприятии порядка учета затрат на ремонт (текущий и капитальный) основных.

5. Подтверждение итогов проведенной в отчетном году переоценки основных средств.

6. Оценка качества проведенной перед составлением годового отчета инвентаризации основных средств.

7. Анализ в необходимых случаях, если это обусловлено условиями заключенного договора, использования предприятием основных средств по времени и мощности с учетом специфики производственной деятельности предприятия.

Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в акте проверки и сделать предложения по выявленным нарушениям и отступлениям от установленных правил учета.

Источниками информации для проверки операций с основными средствами являются: договоры купли-продажи основных средств, акты (накладные) приемки-передачи основных средств в бюджетных учреждениях (ф. ОС-1бюдж), накладная на внутреннее перемещение основных средств (ф. ОС-2), акты на списание ОС в бюджетных учреждениях (ф. № ОС-4 бюдж.) акты на списание транспортных средств в бюджетных учреждениях (ф. ОС-4а. бюдж), инвентарные карточки учета основных средств в бюджетных учреждениях (ф. № ОС-6бюдж), инвентарная карточка группового учета основных средств (ф. ОС-9), описи инвентарных карточек по учету основных средств (ф. № ОС-10), инвентарные списки ОС (ф.№ ОС-13), оборотная ведомость по основным средствам (ф. 326), вкладной лист № 1 к форме 236, вкладной лист № 2 к форме 236, накопительная ведомость по выбытию и перемещению основных средств и малоценных предметов ф. 438 (мемориальный ордер 9, 10), книга “Журнал-главная” и др.

Аудитор проверяет первичные документы с точки зрения оформления их, в соответствии с установленными правилами, и заполнения всех реквизитов, обращая внимание на наличие и подлинность подписей лиц, ответственных за оформление. Выявленные недочеты оформления документации должны быть отражены в справке аудитора со ссылкой на конкретные установленные факты.

Документы, вызывающие сомнения должны быть проверены с особой тщательностью. Возникшие сомнения аудитор может разрешить в беседе с лицами, подписавшими документ, а в необходимых случаях он может провести встречную проверку и вскрыть при этом факты мошенничества.

Достаточно часто встречающееся нарушения - документальное оформление операций по движению основных средств документами произвольной формы, что, на наш взгляд, совершенно недопустимо. На большинстве предприятий операции с основными средствами относятся к числу сравнительно редких в отличие от операций реализации продукции, кассовых и др. Однако независимо от количества операций с основными средствами на предприятии аудиторские процедуры должны быть направлены на изучение систем их учета и контроля.

Все это не только позволит аудитору получить общее представление об организации учета основных средств на данном предприятии, но и сразу определить вопросы, требующие при проверке особого внимания.

Наиболее эффективным методом получения предварительной информации о состоянии учета основных средств является тестирование.

После проведения тестирования аудитор намечает для себя объекты повышенного внимания при планировании контрольных процедур, последовательность этапов проведения проверки, конкретные источники получения данных, уточняет аудиторский риск. С целью упорядочения действий аудиторов (особенно в составе бригады) целесообразно разрабатывать специальную программу проверки (табл.1).

Для глубокого изучения состава и структуры основных средств, которыми располагает организация и отраженных в учете, аудитор должен потребовать от руководства организации подробного списка всех основных средств на дату составления отчета. В список необходимо включить следующие показатели: наименование объекта; дата его приобретения; краткая характеристика объекта; балансовая стоимость; норма амортизации; сумма начисленной амортизации.

Проверяя по данному списку правильность отнесения отдельных объектов к основным средствам (от этого зависит достоверность показателей первого и второго разделов баланса), аудитор должен исходить из экономического содержания, срока полезного использования и стоимости средств.

Так, аудитор должен помнить, что основные средства представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда и действующих в натуральной форме в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере, при этом они сохраняют натуральную форму и переносят свою стоимость на стоимость создаваемой продукции по частям по мере износа.

Необходимо помнить также, что не относятся к основным средствам предметы стоимостью не более 50-кратного размера минимальной месячной оплаты труда за единицу на день приобретения, независимо от срока их службы.

Проверка условий хранения и эксплуатации объектов основных средств, обеспечения их сохранности предполагает получение сведений о том, за кем закреплены отдельные объекты, как организована их охрана и использование. Для этого полезен осмотр складов, производственных помещений, опрос сотрудников предприятия.

Путем изучения учетных данных аудитор устанавливает наличие объектов основных средств по отдельным классификационным группам (производственные и непроизводственные, собственные и арендуемые) и местам размещения (подразделениям и материально ответственным лицам). Выясняя правильность организации аналитического учета основных средств, следует обращать внимание на наличие инвентарных номеров, технической документации, сроки поступления и оприходования объектов. Состояние учета основных средств в местах их нахождения (на складе, в эксплуатации, в ремонте, на консервации) анализируется по данным инвентарных карточек и их описей. Эти данные сопоставляются с записями по счету 01 “Основные средства” и субсчетам 010 "Здания"; 011 "Сооружения"; 012 "Передаточные устройства"; 013 "Машины и оборудование"; 015 "Транспортные средства"; 016 "Инструменты, производственный (включая принадлежности) и хозяйственный инвентарь"; 017 "Рабочий и продуктивный скот"; 018 "Библиотечный фонд"; 019 "Прочие основные средства", в соответствующих учетных регистрах. При расхождении данных аналитического и синтетического учета определяются их причины, виновные лица и экономические последствия.

Важным этапом проверки является изучение своевременности проведения, полноты и правильности отражения результатов инвентаризации основных средств в учете (по данным инвентаризационных описей, сличительных ведомостей, решениям руководителя по итогам инвентаризации, бухгалтерским справкам).

При необходимости возможно проведение контрольной выборочной инвентаризации отдельных объектов основных средств. Полнота и своевременность оприходования объектов основных средств устанавливается по первичным документам и записям в учетных регистрах и др.

Поступление объектов основных средств должно быть проверено с точки зрения законности, целесообразности и правильности отражения в учете по каждой операции.

Аудитору следует обратить внимание на правильность оценки (и переоценки) приобретенных основных средств, полученных безвозмездно и в виде вклада в уставный капитал. Поступившие за плату объекты оцениваются по первоначальной стоимости, складывающейся из фактических затрат на оплату счетов поставщика и услуг посредников, на строительство, доставку, монтаж, уплату не возмещаемых налогов и др. Объекты, поступившие в счет вклада в уставный капитал, принимаются на учет в денежной оценке, согласованной учредителями, полученные безвозмездно - по рыночной стоимости на дату оприходования. Объекты, приобретенные в обмен на другое имущество, оцениваются по стоимости обмениваемого имущества по балансу.

Проверка правильности оценки и переоценки основных средств в зависимости от их количества может быть осуществлена сплошным порядком или выборочно. Для этого путем прослеживания первичных документов и арифметических расчетов выясняется действительная первоначальная (восстановительная) стоимость объектов на определенную дату и сравнивается с учетной.

По данным учетных регистров выясняется правильность указанной в них корреспонденции счетов по оприходованию и вводу в эксплуатацию объектов основных средств. Далее аудитор должен проверить правильность первоначальной оценки основных средств, при этом аудитор должен помнить, что НДС включается в стоимость основного средства (кроме их приобретения за счет средств предпринимательской деятельности).

Устанавливается достоверность начисления амортизационных отчислений по объектам основных средств. При определении срока амортизации объектов основных средств предприятие должно исходить из срока их полезного использования, который устанавливается на основании технических условий эксплуатации, централизованного порядка, а при их отсутствии - на основании ожидаемого физического износа или других ограничений (например, исходя из срока по договору аренды).

Источниками информации для проверки являются оборотные ведомости ф.326 и мемориальный ордер № 16 расчеты бухгалтерии и др.

Путем арифметического пересчета сумм амортизационных отчислений по отдельным объектам и сопоставления полученных результатов с данными ведомостей, анализа указанной в учетных регистрах корреспонденции счетов аудитор выясняет правильность применения методики расчета и норм амортизации, определения величины амортизируемой стоимости объектов, отнесения исчисленных сумм амортизации на соответствующие счета учета затрат и др.

Внимательному аудиторскому изучению подлежат операции по выбытию основных средств (реализации, взносу в уставный капитал, безвозмездной передаче, списанию). Эти операции целесообразно подвергнуть сплошной проверке путем изучения первичных документов (актов списания, актов приемки-передачи, накладных, счетов-фактур и т.д.) и регистров аналитического и синтетического учета (карточек, ведомостей, машинограмм и др.). Например, анализируя факты ликвидации пришедших в негодность объектов основных средств, аудитор должен выяснить причины списания, законность и целесообразность этой операции, порядок ликвидации и оприходования образующихся запасных частей, материалов и др.

Акты на списание объектов основных средств должны быть составлены с соблюдением установленной формы, то есть иметь все заполненные реквизиты, мотивированное заключение комиссии, подписи всех членов комиссии и руководителя предприятия.

Аудитору следует убедиться в соблюдении на предприятии требований методологии учета и налогового законодательства по операциям с основными средствами (путем прослеживания, арифметического контроля операций, анализа правильности применяемых схем корреспонденции счетов).

Выявленные нарушения и ошибки фиксируются в рабочих документах аудитора. Проведенные исследования позволили нам выделить типичные ошибки, совершаемые на предприятии:

- несвоевременное оприходование объектов основных средств;

- неправильное исчисление первоначальной стоимости поступивших объектов основных средств;

- начисление износа по полностью амортизированным объектам;

- некорректная корреспонденция счетов при отражении операций по выбытию основных средств (списании, реализации по цене ниже остаточной стоимости и др.);

- неоприходование материальных ресурсов, остающихся при ликвидации объектов основных средств;

- неправильное исчисление налогооблагаемой прибыли при реализации объектов основных средств.

Результаты аудиторской проверки обобщаются в рабочих документах аудитора (РД) и в отчетных документах аудитора (ОД). В настоящее время не разработаны унифицированные формы РД и ОД, что приводит к большим трудностям в организации работы аудитора, мы решили ликвидировать этот пробел. В приложении 1 приведем формы РД и ОД. Однако эти документы носят не обязательный характер, а рекомендательный и могут быть использованы как аудиторами работающими самостоятельно, так и аудиторскими фирмами.







Интересное:


Регламентация институционального статуса субъектов внутреннего аудита
Международный опыт исчисления налогооблагаемой прибыли
Методика проведения аудита операций с основными средствами предприятий состоящих на федеральном бюджете
Этапы разработки программы планирования и контроля прибыли
Характеристика производственной и коммерческой деятельности АО «САМЕКО» за 1995 год
Вернуться к списку публикаций