2012-10-01 19:33:19
ГлавнаяБухгалтерский и управленческий учет — Методические особенности формирования показателей расходов организации



Методические особенности формирования показателей расходов организации


Определение понятия «расходы»

Расходами для целей налогообложения «признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода». Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Таким образом, налоговым законодательством под расходами для целей определения налога на прибыль понимаются затраты, которые должны отвечать следующим обязательным требованиям: (1) экономически оправданы, (2) подтверждены документально, (3) их оценка выражена в денежной форме, (4) направлены на получение дохода. Однако ключевое понятие затраты налоговым законодательством не определено. Не содержит Налоговый кодекс РФ и определения понятия «экономическая оправданность».

Все перечисленные требования налогового законодательства, за исключением условия экономической оправданности, которое невозможно комментировать из-за отсутствия его определения, применимы и в бухгалтерском учете. Денежная оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций и наличие первичных документов, подтверждающих проводимые организацией хозяйственные операции, являются обязательными требованиями к ведению бухгалтерского учета.

В бухгалтерском учете определение расходов, так же как и определение доходов, построено на понятии экономической выгоды относительно активов. «Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)».

Бухгалтерское законодательство обязывает организовать для целей управления учет расходов по статьям затрат. Однако определение затрат в бухгалтерском учете также отсутствует.

В настоящее время в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации отсутствует единая общепринятая терминология: расходы, затраты, издержки, себестоимость. Однако разграничение понятий «затраты» и «расходы» является основой для научно обоснованной классификации затрат. «Затраты (и себестоимость как сумма затрат) - самое неопределенное слово в учете; оно употребляется во множестве различных значений. Слово «cost» (себестоимость; стоимость; издержки; затраты) приобретает более точное значение, когда оно сопровождается определением: прямые затраты, косвенные затраты и т. д. Но даже о значении этих словосочетаний можно с уверенностью судить лишь в определенном контексте».

Установим соотношение понятий «затраты» и «расходы» используя подход МСФО. Это оправдано тем, что отечественный нормативный акт. устанавливающий порядок учета расходов - Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» 10/99, разработан и принят в рамках российской программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартам финансовой отчетности, и должен соответствовать действующим международным принципам и нормам. В МСФО разделяются затраты как потребленные ресурсы, признаваемые в балансе до тех пор, пока не будут признаны доходы, связанные с этими затратами, и расходы, в которые «превращаются» затраты, когда признаются соответствующие доходы, после чего они отражаются уже не в балансе, а в отчете о прибылях и убытках.

Затраты и расходы - это потенциал ресурсов и услуг, потребленных, потраченных или «потерянных в погоне» за доходом. Основные проблемы учета затрат касаются их измерения (величины) и распределения по временным периодам производства. Связать затраты с доходом, выявленным в течение периода, - основная цель учета дохода.

Подход МСФО к разграничению затрат, на признаваемые в балансе и признаваемые в отчете о прибылях и убытках, использован в ПБУ 10/99 для определения условий признания расходов. Однако отсутствие четкого разграничения понятий «затраты» и «расходы» приводит к обозначению разных явлений одним термином «расходы». С одной стороны, «расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, операционные или иные доходы...». Это условие признания говорит о том, что все затраты, обозначенные в тексте нормативного акта термином «расходы», согласно требованию полноты, признаются в бухгалтерском учете вне зависимости от намерения их осуществления. С другой стороны, расход признается в отчете о прибылях и убытках после признания дохода, который был получен в результате осуществления расходов. В этом случае термин «расходы» применяется в том значении, в котором он употребляется МСФО.

Подход к признанию расходов, аналогичный МСФО, использован и налоговым законодательством. Это положение звучит так: «расходы признаются в том отчетном периоде, в котором это расходы возникают исходя из условий сделок и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов».

Таким образом, процесс признания затрат в качестве расходов связан с понятиями «отчетный период» и «доходы». Определение прибыли предполагает временное ограничение в рамках отдельных расчетных периодов и решения проблем учета затрат и результатов, а также расчетов, связанных с ними. Именно в случае получения дохода в рамках определенного отчетного периода организация признает затраты, совершенные для получения этого дохода, в качестве расходов этого отчетного периода.

Расходы - это затраты, которые могут немедленно списываться на доход. Большая часть затрат за отчетный период становятся расходами, а некоторые обычно откладываются на будущее. При формировании финансового результата деятельности организации себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг) определяется на базе затрат, произведенных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды. Не все затраты, совершенные организацией в отчетном периоде, будут признаны расходами текущего периода. Часть затрат может быть произведена для получения доходов в будущем и их признание в качестве расходов откладывается до соответствующего периода получения дохода.

В бухгалтерском учете нормативно закреплен порядок определения себестоимости проданных товаров (продукции, работ, услуг) для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности. Себестоимость «формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров».

Представим соотношение понятий затраты и расходы в схемы №1.


Соотношение понятий «затраты» и «расходы»


Схема №1. Соотношение понятий «затраты» и «расходы».


Такой подход к соотношению затрат и расходов предполагает, что все затраты организации осуществляются с целью возможного извлечения дохода. Признание затрат в качестве расхода зависит от того, в каком отчетном периоде ожидается получение дохода. Если доход не ожидается, то признаются убытки.

Затраты организации могут быть отнесены в активы или списаны в расходы отчетного периода. Их можно подразделить на активообразующие, увеличивающие стоимость активов, списываемые непосредственно в расходы отчетного периода, не относящиеся к расходам вообще.

Бухгалтерское и налоговое законодательство предусматривают перечень операций, которые не признаются расходами. К ним, в частности, относится выбытие активов в виде капитальных затрат, финансовых вложений, платежей по кредитам, авансовых выплат и пр., сравнительный перечень которых приведем в таблице 1.


Таблица № 1. Операции, не признаваемые расходами в целях налогообложения и бухгалтерского учета


Нормативный акт

Расходы, не учитываемые в целях налогообложения

Нормативный акт

Выбытие активов, не признаваемое расходами в бухгалтерском учете

П. 5 ст. 270 НК РФ

В виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества;

П. 3 ПБУ 10/99

Выбытие активов в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);

П. 3 ст. 270 НК РФ

в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество;

П. 3 ПБУ 10/99

вклады в уставные (складочные) капиталы других организации, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

П. 9 ст. 270 НК РФ

в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров;

П. 3 ПБУ 10/99

по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

П. 14 ст. 270 НК РФ

в виде имущества, работ, услуг, имущественных прав, переданных в порядке предварительной оплаты налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

П. 3 ПБУ 10/99

в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

П. 32 ст. 270 НК РФ

в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка, залога;

П. 3 ПБУ 10/99

в виде авансов, задатка в счет оплаты материально - производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

П. 12 ст. 270 НК РФ

в виде средств или иного имущества, которые переданы по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая долговые ценные бумаги), а также в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение таких заимствований;

П. 3

ПБУ 10/99

в погашение кредита, займа, полученных организацией.




← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011




Интересное:


Методика учета формирования финансовых результатов согласно Плану счетов
Управленческий учет и его роль в управлении
Концепции определения финансового результата в условиях рынка
Управление качественными издержками в управленческом учете
Некоторые проблемы перехода отечественного бухгалтерского учета на международные стандарты
Вернуться к списку публикаций