2011-10-16 20:03:11
ГлавнаяБухгалтерский и управленческий учет — Формирование внутреннего аудита в реальном секторе экономики (на примере организаций Красноярского края)



Формирование внутреннего аудита в реальном секторе экономики (на примере организаций Красноярского края)


Теоретически полученные результаты не являются абсолютными характеристиками эффективности деятельности ревизионных комиссий. Прежде всего это связано с осуществлением функций внутреннего аудита органами постконтроля. В данном случае представлялось целесообразным проведение дополнительного тестирования ревизионных комиссий по критериям внутреннего аудита, при этом все респонденты получили предельно низкие оценки. Таким образом, оценка институциональных факторов, характеризующих эффективность постконтроля, предполагает довольно высокий уровень ревизионных комиссий как непосредственных субъектов особой формы контроля, но не внутреннего аудита.

Обобщая изученные материалы настоящего исследования необходимо изучить концептуальную характеристику и внутреннего аудита и субъекта постконтроля, а именно, степень их независимости. Для реализации данной задачи была идентифицирована их корпоративная подчиненность, данные о которой обобщены и систематизированы в табл. 7.

Таблица 7

Идентификация корпоративной подчиненности внутреннего аудита и постконтроля в компаниях Красноярского края


Среднесписочная численность коллектива, чел.

Субъект корпоративного менеджмента

Финансовый

директор

Коммерческий

директор

Руководитель компании

Совет

директоров

Главный

бухгалтер

Число

%

Из них

Число

%

Из них

Число

%

Из них

Число

%

Из них

Число

%

Из них

ИА

ВА

РК

ИА

ВА

РК

ИА

ВА

РК

ИА

ВА

РК

ИА

ВА

РК

Промышленность

300-1000

1

1,9

X

1

X

1

1,9

1

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

1000-3000

11

20,8

X

11

X

X

X

X

X

X

1

1,9

X

X

1

2

3,7

1

X

2

18

34,0

10

8

X

3000-10000

6

11,3

X

6

X

X

X

X

X

X

4

7,5

X

X

4

1

1,9

X

1

1

X

X

X

X

X

10000-30000

1

1,9

X

1

X

X

X

X

X

X

5

9,4

X

X

5

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

Итого по отрасли

19

35,8

X

19

X

1

1,9

1

X

X

10

18,9

X

X

10

3

5,6

1

1

3

18

34,0

10

8

X

Услуги

300-1000

1

9,09

X

X

1

X

X

X

X

X

1

9,1

1

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

1000-3000

4

36,4

2

2

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

1

9

X

X

X

2

18,2

2

X

X

3000-10000

2

18,2

2

 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

1

9

X

X

X

X

X

X

X

X

Итого по отрасли

7

63,6

4

2

1

X

X

X

X

X

1

9,1

1

X

X

2

18

X

X

X

2

18,2

2

X

X

Итого

26

28,9

4

21

1

1

1,1

1

X

X

11

12,2

1

X

10

5

7,9

1

2

3

20

22,2

2

X

X


Анализ данных, представленных в табл. 7, позволяет заключить, что декларируемая императивным обязательством независимость субъекта постконтроля повсеместно не исполняется. При этом десять ревизионных комиссий подчинятся непосредственно руководителю компании, три - совету директоров, одна - финансовому директору. Лишь одна ревизионная комиссия, исполняющая свои обязанности в ОАО «Енисейское речное пароходство» отвечает всем императивным требованиям.

Исследование институтов внутреннего аудита доказывает, что отсутствие независимости становится общей тенденцией. В этой связи центрами корпоративного надзора над его деятельностью становятся основные потребители вырабатываемой ими экономической информации.

При этом большинство компаний, как промышленных, так и сферы услуг непосредственно подчиняют внутренний аудит финансовому или коммерческому директору, что составляет в среднем около 29% всех респондентов.

Следующей по значению позицией становится высокая, до 22%, доля подчиненности внутреннего аудита главному бухгалтеру. Такая особенность принадлежит, в свою очередь, компаниям с численностью до 3000 чел., использующим в основном индивидуальных аудиторов, в обязанности которых входит проверка на соответствие данных бухгалтерского и налогового учета.

Вместе с тем только пять компаний, т. е. менее 8% респондентов, обозначили независимость внутреннего аудита, подчинив его непосредственно совету директоров. Прежде всего это ОАО «ЮКОС», ОАО «КрасМаш», ОАО «Полюс», ОАО «Вымпелком-регион», ОАО «KrasAir» («Красноярские авиалинии»).

Таким образом, основным недостатком институтов внутреннего аудита в деятельности большинства экономических субъектов, использующих его, становится отсутствие институциональной независимости как основного условия его существования. Прежде всего, это объясняется отсутствием до недавнего времени общепринятых стандартов внутреннего аудита. Отсюда следует необходимость принятия их международной формы каждым экономическим субъектом и соответствующего отражения во внутрифирменных документах.

Таким образом, общий уровень организации внутреннего аудита и постконтроля в целом можно считать условно-удовлетворительным.

При этом достаточно высокие оценки, полученные исследуемыми институтами при реализации возложенных на них менеджментом и собственниками функций, были в значительной степени нивелированы отсутствием независимости, причем как установленной императивными требованиями в отношении ревизионных комиссий, так и необходимого уровня объективности в отношении внутреннего аудита. Кроме того, результаты исследования доказали минимальный эффект субъектов постконтроля, используемых компаниями в качестве института, проводящего аудирование.

Негативным фактором, характеризующим качество непосредственно внутреннего аудита, явилось несоответствие деятельности компаний Кодексу этики, а также профессиональным стандартам. Прежде всего это связанно с отсутствием легитимного статуса у данного института, а также единой методологии его внедрения и использования его функционального содержания, которое в свою очередь так же мало изучено.

Вместе с тем анализ необходимости внедрения в практику компаний института внутреннего аудита, проводимый посредством экспресс-тестирования, убедительно доказал целесообразность изучения возможностей его использования для их перспективного развития во всех сферах бизнеса (промышленности, услугах и торговле).



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Об учете в представительствах иностранных юридических лиц
Стандарты и гибкие бюджеты в управлении прибылью предприятия
Методика проведения аудита операций с основными средствами предприятий состоящих на федеральном бюджете
Международный опыт исчисления налогооблагаемой прибыли
Методологические проблемы исчисления налогооблагаемой прибыли
Вернуться к списку публикаций