2011-10-16 20:03:11
ГлавнаяБухгалтерский и управленческий учет — Формирование внутреннего аудита в реальном секторе экономики (на примере организаций Красноярского края)



Формирование внутреннего аудита в реальном секторе экономики (на примере организаций Красноярского края)


Указанная позиция является более значимой для данных компаний, поскольку во многом определяет размерность их бизнеса, сохраняющего почти равные пропорции среднего (53%) и крупного (47%) в сравнении с уровнем «неотъемлемого» риска. При этом в зоне среднерисковых видов деятельности в сфере услуг преобладают компании с крупной и средней размерностью бизнеса.

Минимизация внешних рисков стимулирует быстрое развитие компаний данных отраслей. Отсюда следует, что одним из основных направлений развития внутреннего аудита должно быть выявление и оценка неопределенности при принятии управленческих решений, т. е. реализация его консалтинговой функции.

Кроме того, текущий (79%) или перспективный (21%) рост масштабов деятельности отмечается во всех компаниях, чему способствует в первую очередь наличие (89%) и плановое расширение (21%) числа филиалов и представительств и в меньшей степени диверсификация видов осуществляемой деятельности. Отсюда необходимость использования внутреннего аудита усиливается, поскольку очевиден рост потребности в координации взаимодействий структурных единиц при принятии и исполнении управленческих решений в наиболее мобильных отраслях экономики.

Таким образом, в компаниях сферы услуг Красноярского края очевидна необходимость использования внутреннего аудита как инструмента эффективного менеджмента, прежде всего для реализации конкурентных преимуществ в бизнес-среде.

На следующем этапе анализа данных табл. 3.2 изучается необходимость внедрения изучаемого института внутреннего аудита в практику торговых компаний. Результаты проведенного тестирования подтвердили целесообразность его использования в десяти из пятнадцати случаев. При этом определяющими позициями становятся следующие:

- во-первых, наличие филиалов (мест осуществления торговли), отмеченное у 97% респондентов;

- во-вторых, текущий (73%) и перспективный (27%) рост масштабов деятельности;

- в-третьих, преимущественно запланированная в будущем (47%) диверсификация видов деятельности, которая выражается в готовности торговых компаний осуществлять инвестирование промышленного производства товаров профильного ассортимента.

Вместе с тем одним из ключевых показателей необходимости использования внутреннего аудита торговыми компаниями является средний (53%) и высокий (27%) уровень «неотъемлемого» риска их бизнеса. Прежде всего, это связано с рядом специфических факторов для данного вида деятельности, к которым относятся:

1) вид торговли (оптовое звено, розничное звено);

2) уровень конкуренции и звенность товародвижения;

3) уровень спроса и сезонность предлагаемого ассортимента товаров;

4) уровень деловой активности менеджмента и прочие.

Вместе с тем особенности ведения деятельности торговыми компаниями в большей степени предполагают наличие внутреннего риска, оказывающего влияние на финансовые результаты, где к специфическим факторам, его определяющим, можно отнести следующие:

1. оптимальность структуры товарных запасов и ассортимента товарной массы в соответствии с утвержденными нормативами их хранения.

2. Уровень ликвидности товарной массы.

3. Соблюдение требований нормативов и Правил торговли, установленных контролирующими органами.

4. Наличие прочего выбытия товарной массы.

5. Возникновение случаев мошенничества и злоупотреблений, в том числе наличие недостач и появление пересортицы.

Выявление, оценка и разработка мероприятий по минимизации внутренних рисков должны стать одной из основных задач службы внутреннего аудита торговой компании.

Таким образом, результаты тестирования компаний промышленных отраслей, сферы услуг и торговли Красноярского края убедительно отражают потребность во внедрении института внутреннего аудита в их практическую деятельность, прежде всего как координатора взаимодействий структурных единиц при принятии и исполнении управленческих решений. При этом решающее значение придается как состоянию текущей деятельности предприятий в условиях зарождающегося экономического роста, так и четко сформулированным среднесрочным стратегическим планам компании.

При проведении анализа полученной информации учитывалась реальность обозначенных перспектив, для чего устанавливалось наличие конкретных программ развития экономических субъектов. Было установлено, что все промышленные предприятия, а также компании, осуществляющие деятельность в сфере услуг, и большая часть торговых компаний имеют как среднесрочные, так и долгосрочные планы, что, в частности, позволяет позитивно характеризовать качество работы их топ-менеджмента.

В ходе дальнейшего исследования изучаются субъективные факторы, характеризующие эффективность внутреннего аудита и органов постконтроля (ревизионных комиссий). Для этого в рамках модели института внутреннего аудита проводится тестирование компаний, использующих в своей практике внутренний аудит или постконтроль посредством применения экспресс-тестов, результаты проведения которых позволяют оценить косвенные (общие) и институциональные факторы, характеризующие их эффективность.

В качестве экспертов при проведении настоящего исследования выступали как минимум две независимые стороны с необходимым для достоверной оценки уровнем профессиональной квалификации: представитель менеджмента компании-респондента и автор настоящей работы. В ряде случаев принимал участие внешний аудитор.

Обеспечивая сопоставимость данных исследования, установлена единая шкала оценки всех показателей в размере двадцати баллов: n ∈ [0; 20].

Результаты исследования сгруппированы по отраслевому признаку и систематизированы в табл. 3 - 5.

Результаты анализа данных о внедрении институтов внутреннего аудита (постконтроля) в компаниях Красноярского края, представленных в табл. 3, свидетельствуют в целом о невысоком уровне организации данного инструмента эффективного менеджмента.


Таблица 3

Сравнительный анализ общего уровня состояния внутреннего аудита (постконтроля) в компаниях промышленности (П) и сферы услуг (У) Красноярского края


п/п

Показатель

Оценка

Высокая, n ∈ [14; 20]

Средняя n ∈ [8; 14]

Низкая n ∈ [0; 7]

П

У

П

У

 

Q

У

Ч

%

ч

%

Ч

%

ч

%

Ч

%

ч

%

1

Состояние СВК

15

28

3

27

33

62

7

64

5

9

1

9

2

Качество финансовой отчетности:

8

15

4

36

32

60

5

45

13

25

2

18

2.1

в т.ч. сокращение объёма и повторяемости ошибок и искажений экономической информации

4

8

4

36

17

32

4

36

2

4

1

9

3

Степень сокращения стоимости (объемов аудиторских процедур) внешнего аудита,

15

28

2

18

25

47

2

18

13

25

7

64

3.1

в т.ч. динамика уровня существенности при проведении внешнего аудита

2

4

2

18

3

6

1

9

0

X

0

X

4

Динамика показателей финансового состояния (Трп-1Трn) [(стр.4.1. +стр.4.2.+ стр.4.3.) / 3)]:

28

53

9

82

15

28

1

9

10

19

1

9

4.1

Комплексный показатель финансовой устойчивости

26

49

7

64

17

32

2

18

11

21

2

18

4.2

Текущей ликвидности

29

55

10

91

12

23

1

9

10

19

0

0

4.3

Платежеспособности

28

53

10

91

15

28

0

0

9

17

1

9

5

Инвестиционная привлекательность*

33

62

7

64

4

8

2

18

8

15

2

18

5.1

в т.ч. уровень спроса на ценные бумаги компании

33

62

7

64

4

8

3

27

8

15

1

9

5.2

в т.ч. появление Гудвилл

5

9

1

9

0

X

0

X

0

X

0

X1

6

Степень влияния внутреннего аудита (постконтроля) на СВК

10

19

4

37

15

28

5

45

28

53

2

18

7

Степень влияния внутреннего аудита (постконтроля) на эффективность деятельности компании

0

X

0

X

6

11

7

63

47

89

4

37

8

Общий уровень внутреннего аудита

0

X

0

X

16

29

4

37

37

71

7

63


Отраслевые различия в оценке внутреннего аудита, имея единообразные тенденции, несколько различаются по структуре.

Так, например показатель высокого и удовлетворительного (среднего) качества финансовой отчетности доминирует среди компаний, осуществляющих свою деятельность в сфере услуг. При этом сокращение объема и повторяемости ошибок и искажений в экономической информации - наиболее характерный показатель изучаемого предмета - позволяет констатировать наибольшую их мобильность в реализации мероприятий по усовершенствованию финансовой дисциплины.

На данном фоне отношения с внешним аудитом в части сокращения объемов его проведения при положительных результатах тестов надёжности системы внутреннего контроля более убедительно выражены в промышленных отраслях. Так, высокие и удовлетворительные (средние) оценки заслуживают 3/4 исследованных компаний промышленности и только немногим более трети респондентов сферы услуг. В большей степени это связано со сроками реализации стратегических планов компаний, где производственная программа рассчитана, как правило, на ряд лет, в течение которых она выполняется с менее значительными отклонениями, чем в компаниях сферы услуг, деятельность которых сосредоточена преимущественно на кратко- и среднесрочной перспективе.

Оценивая выполнение основополагающей цели создания внутреннего аудита - совершенствование системы внутреннего контроля (СВК) компаний, можно сделать вывод о том что, позитивной оценки заслуживают компании сферы услуг, где его влияние играет определяющую роль. Так, из почти 90% респондентов с высоким и удовлетворительным качеством СВК около 80% назвали внутренний аудит определяющей составляющей для получения данных результатов. В отраслях промышленности аналогичный показатель не превышает 40%.

Исследование влияния внутреннего аудита и постконтроля на эффективность деятельности компании, характеризующуюся устойчивой позитивной динамикой показателей финансового состояния, а также их инвестиционной привлекательностью, позволяет констатировать, что как инструмент эффективного менеджмента он отождествляется только в 6 промышленных предприятиях и в 7 организациях сферы услуг.

Прежде всего, это объясняется двумя основными причинами:

- во-первых, недостаточной информированностью о функциональном содержании внутреннего аудита;

- во-вторых, отсутствием методики оценки его эффективности.

Кроме того, все компании-респонденты, исполняющие императивное требование законодательства об использовании в своей деятельности органа постконтроля (ревизионной комиссии) получили по данному показателю самые низкие (п = 0) оценки, что свидетельствует об отсутствии прямой зависимости между проведением ревизионных мероприятий и качеством менеджмента.

Таким образом, исследование общего уровня состояния внутреннего аудита (постконтроля) свидетельствует о достаточно невысоком уровне его организации в реальном секторе экономики Красноярского края, где низкие итоговые оценки заслужили свыше 70% промышленных компаний и 60% предприятий сферы услуг.

В ходе дальнейшего исследования проводилось изучение институциональных факторов, определяющих эффективность непосредственно служб внутреннего аудита и индивидуальных аудиторов, объединенных в совокупность, а также органов постконтроля. Анализ субъективных оценок качества их деятельности в реальном секторе экономики Красноярского края систематизирован в табл. 4-5.

Результаты анализа систематизированные в табл. 4 субъективных оценок данных эффективности наличия службы внутреннего аудита и индивидуальных аудиторов в организациях Красноярского края, позволяют заключить, что их деятельность в основном не соответствует целевым установкам изучаемого предмета.


Таблица 4

Сравнительный анализ субъективных оценок эффективности службы внутреннего аудита и индивидуальных аудиторов в компаниях промышленности (П) и сферы услуг (У) Красноярского края


п/п

Показатель

Оценка

Высокая n ∈ [14;20]

Средняя n ∈ [8; 14]

Низкая n ∈ [0; 7]

П

У

П

У

П

У

Ч

%

Ч

%

Ч

%

ч

%

Ч

%

ч

%

1

Профессиональная компетентность:

2

4

0

X

17

32

9

82

34

64

2

18

1.1

Уровень профессионального образования

40

75

11

100

0

X

0

X

0

X

0

X

1.2

Повышение квалификации

28

53

9

82

10

19

0

X

2

4

2

18

1.3

Проведении аттестации

2

4

0

X

2

4

0

X

36

68

11

100

1.4

Соответствие требованиям Кодекса этики

2

4

2

18

12

23

0

X

26

49

9

82

1.5

Соответствие требованиям профессиональных стандартов

1

2

0

X

12

23

2

18

27

51

9

82

1.6

Степень объективности

3

6

0

X

0

0

2

18

37

70

9

82

4

Выполнение минимального набора процедур внутреннего аудита:

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

4.1

Аудит на соответствие действующему законодательству

40

75

11

100

0

X

0

X

0

X

0

X

4.2

Аудит на соответствие финансово-хозяйственному плану компании

3

6

2

18

0

X

0

X

37

70

9

82

4.3

Выявление и предварительная оценка нетипичных хозяйственных операций

2

4

2

X

2

4

0

X

49

92

9

82

4.4

Анализ финансово-хозяйственной деятельности

0

X

0

X

2

X

0

X

53

100

11

100

5

Управленческий консалтинг:

0

X

0

X

0

X

0

X

53

100

11

100

5.1

Менеджмент низшего уровня

0

X

0

X

0

X

0

X

53

100

И

100

5.2

Менеджмент среднего уровня

0

X

0

X

0

X

0

X

53

100

И

100

5.3

Менеджмент высшего уровня

0

X

0

X

0

X

0

X

53

100

11

100

 

Средний балл

0

X

0

X

7

13

4

37

46

87

7

63

Среди основных причин сложившегося положения можно выделить полное отсутствие взаимодействия внутреннего аудита с менеджментом компаний, где реализация консалтинговой функции как основы координирования внутренних процессов получила предельно низкую оценку (n=0). Данная ситуация объективно является следствием неполного выполнения минимального набора процедур внутреннего аудита, призванного обеспечить эффективность управления и сосредоточенного в основном на соответствии финансово-хозяйственной деятельности компании законодательству. При этом в рамках института внутреннего аудита практически не решаются аналитические задачи ретроспективного и перспективного развития организаций.

Отсюда следует, что с одной стороны компании внедряют внутренний аудит в основном с целью обеспечения определенного уровня безопасности отражения бизнес-процессов в финансовой отчетности. Авансирование в расширение его функций, позволяющих существенно повысить качество менеджмента, сопряжено с отсутствием уверенности в том, что вложенные средства принесут некую выгоду.

Первопричиной этого и является отождествление органов постконтроля (ревизионных комиссий) с внутренним аудитом, а самого внутреннего аудита - с ревизией.

Дополнительное исследование функционального содержания внутреннего аудита, выполненное посредством анализа положений о его деятельности, раскрыто и систематизировано в табл. 5.


Таблица 5

Идентификация функций, выполняемых подразделениями внутреннего аудита компаний Красноярского края в отраслевом разрезе


п/п

Функции, выполняемые подразделениями внутреннего аудита

Промышленность

Услуги

Итого

количество

удельный вес, %

количество

удельный вес, %

количество

удельный вес, %

Финансовый аудит

1

Проверка ведения бухгалтерского учета

53

100

11

100

64

100

2

Проверка правильности формирования

53

100

11

100

64

100

3

Анализ облагаемых баз финансово-хозяйственной деятельности

2

4

-

-

2

3

4

Консультирование работников по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения

44

83

4

40

48

76

5

Оказание помощи главному бухгалтеру в формировании учетной и налоговой политики

13

25

1

10

14

22

6

Постановка бухгалтерского учета

22

42

2

20

24

38

Операционный аудит

7

Поддержка адекватной системы внутреннего контроля (СВК)

48

90

10

90

58

90

8

Обеспечение сохранности коммерческой тайны

1

2

1

9

2

3

9

Претензионно-исковая работа

8

15

2

20

10

16

10

Проверка договорных отношений

13

25

3

30

16

25


Результаты анализа, систематизированные в табл. 5, позволяют заключить, что объем функций внутреннего аудита довольно узок и сосредоточен в основном на средствах бухгалтерского и налогового учета. При этом в обязанности данных служб 38% компаний-респондентов входит решение задач, вообще не свойственных аудиту, а именно, постановка бухгалтерского учета, и прежде всего это относится к индивидуальной форме изучаемого института.

Тем не менее номенклатура функций внутреннего аудита несколько расширена в рамках проведения операционного аудита как основного инструмента эффективного менеджмента, где ведущее положение занимает поддержание адекватной системы внутреннего контроля компаний.

Таким образом, согласно результатам исследования, большинство компаний Красноярского края не применяют внутренний аудит для обеспечения качества менеджмента. Отсюда следует, что у исследуемых экономических субъектов имеется в наличии существенный резерв создания преимуществ, обеспечивающих, с одной стороны повышение существенности информации и эффективности управления, а с другой, создание конкурентных преимуществ в бизнес-среде.

Возвращаясь к анализу субъективных оценок эффективности служб внутреннего аудита и индивидуальных аудиторов, результаты которого систематизированы в табл. 4, необходимо отметить показатели, характеризующие относительно удовлетворительный уровень профессионализма их сотрудников, который в значительной мере нивелирован преимущественным несоответствием требованиям Стандартов и Кодекса этики. Прежде всего это объясняется двумя причинами:

- во-первых, профессиональная компетенция каждого сотрудника определялась по отношению к выполняемому участку работы, где все специалисты имели высшее экономическое (финансовое) образование, а около 75% респондентов регулярно повышали уровень квалификации специалистов, при этом только 10% компаний проводили аттестацию сотрудников служб внутреннего аудита, что существенно отразилось на результирующих оценках;

- во-вторых, нелегитимный статус Кодекса этики и Стандартов внутреннего аудита явился причиной отсутствия специальных знаний в изучаемой области у сотрудников исследуемых служб, что, в свою очередь, привело к узкому восприятию содержания его функций.

Таким образом, эффективность деятельности служб внутреннего аудита в реальном секторе экономики заслуживает удовлетворительной оценки только в части обеспечения адекватности финансовой информации.

На следующем этапе исследования изучаются институциональные факторы эффективности субъектов постконтроля, для чего применен экспресс-тест «Субъективная оценка эффективности постконтроля (ревизионной комиссии)». Результаты исследования систематизированы в табл. 6.


Таблица 6

Экспресс-тест: субъективная оценка эффективности постконтроля (ревизионной комиссии) в компаниях Красноярского края


п/п

Показатель

Оценка

Высокая n ∈ [4; 20]

Средняя n ∈ [8;14]

Низкая n ∈ [0; 7]

П

У

П

У

П

У

Ч

%

ч

%

Ч

%

ч

%

Ч

%

Ч

%

1

Профессиональная компетентность:

10

77

2

100

0

X

0

X

3

23

0

X

1.1

Уровень профессионального образования

10

77

2

100

0

X

0

X

3

23

0

X

1.2

Повышение квалификации

10

77

0

X

3

23

0

X

0

0

2

100

2

Частота заседаний

0

X

0

X

0

X

0

X

13

100

2

100

3

Уровень доверия собственников

10

77

2

100

3

23

0

X

0

X

0

X

4

Уровень доверия прочих пользователей экономической информации деятельности компании

0

X

2

100

7

54

0

X

6

46

0

X

5

Среднее значение

4

31

2

X

3

23

0

X

6

46

0

X

Результаты данного исследования позволяют констатировать, что уровень профессиональной компетенции членов ревизионных комиссий компаний, осуществляющих свою деятельность на территории Красноярского края, достаточно высок и наблюдается в среднем у 80% респондентов. Кроме того, отмечается достаточно высокий уровень доверия собственников результатам работы данного органа постконтроля, призванного гарантировать их интересы.

Вместе с тем уровень доверия ревизионной комиссии внешних пользователей экономической информации о деятельности экономических субъектов в различных сферах бизнеса неоднозначен.

Так, в отраслях промышленности преобладает настороженное отношение заинтересованных пользователей к заключениям ревизионных комиссий, что вызвано периодически возникающими диспропорциями между данными, содержащимися в них^и реальным положением компаний на региональном рынке.

В то же время абсолютное доверие вызывают проверки органов постконтроля среди компаний, осуществляющих свою деятельность в сфере услуг, что вызвано их достаточно устойчивым положением в бизнес-среде.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Формирование управленческого учета российских предприятий
Внутренний контроль и его место в системе эффективного менеджмента
Об учете в представительствах иностранных юридических лиц
Управленческий учет и его роль в управлении
Установление (расчет) исходной цены (на примере Самарской трикотажной фабрики).
Вернуться к списку публикаций