2011-10-16 20:03:11
ГлавнаяБухгалтерский и управленческий учет — Формирование внутреннего аудита в реальном секторе экономики (на примере организаций Красноярского края)



Формирование внутреннего аудита в реальном секторе экономики (на примере организаций Красноярского края)


На основе идентификации распространения форм внутреннего аудита и постконтроля при проведении горизонтального анализа данных, представленных в табл. 1, становится возможным получение более глубокого представления об его институциональной принадлежности в отраслевом разрезе, что подтверждают диаграммы рис. 4 и 5.


Распространение институтов внутреннего аудита и постконтроля в промышленных отраслях Красноярского края

Рис. 4. Распространение институтов внутреннего аудита и постконтроля в промышленных отраслях Красноярского края


Интерпретация анализа данных, представленных на рис. 4, позволяет заключить, что промышленные компании Красноярского края наиболее активно используют службу внутреннего аудита, доля которого среди прочих институтов составляет почти 40%, а в совокупности с индивидуальной формой, которая к тому же сопоставима с практикой применения постконтроля, - немногим более 56%.

При этом максимальная активность внедрения, прежде всего институтов внутреннего аудита принадлежит компаниям с численностью от 1000 до 3000 сотрудников, что обусловлено существенным уровнем их рыночной активности и предполагает поиск конкурентных преимуществ.

С другой стороны, такие компании, как правило, имеют опыт стратегического инвестирования и уже обладают определенным финансовым потенциалом, способствующим развитию изучаемого инструмента эффективного менеджмента.

Промежуточное положение занимают компании с объемом персонала от 3 до 10 тыс. человек, где активность внедрения внутреннего аудита существенно снижена. При этом только в рамках данной группы образованы комитеты по аудиту в составе советов директоров двух крупных компаний, к которым относятся ОАО «Полюс» и региональное представительство ОАО «ЮКОС».

В этой связи данные о степени внедрения институтов внутреннего аудита в ещё более крупных компаниях свидетельствуют об инертном подходе к их формированию, что обусловлено организационно-правовой природой императивного подхода, доля применения которого возрастает с укрупнением масштабов компании, тогда как применение внутреннего аудита здесь имеет обратную тенденцию.

Таким образом, результаты внедрения промышленными компаниями Красноярского края институтов внутреннего аудита неоднородны в зависимости от масштабов деятельности и при максимальном размере имеют минимальный уровень. Прежде всего, это связано с отсутствием методики, позволяющей оценить эффективность данной службы, а также преимущественным распространением в этой отрасли акционерных обществ, традиционно использующих в рамках внутреннего контроля императивные органы постконтроля.

Радикально противоположная картина открывается в ходе проведения анализа аналогичных данных в сфере различного рода услуг, что объясняется существенно большей мобильностью и маневренностью капиталов компаний, направленных на преодоление конкурентных барьеров и расширение объемов и номенклатуры предоставляемых услуг.

Поэтому более скромные количественные результаты по внедрению институтов внутреннего аудита в данной отрасли условно компенсируется его качеством, что продемонстрировано на рис. 5.


Распространение институтов внутреннего аудита и постконтроля в отраслях Красноярского края, оказывающих различного рода услуги

Рис. 5. Распространение институтов внутреннего аудита и постконтроля в отраслях Красноярского края, оказывающих различного рода услуги


Становится очевидным, что качество применения внутреннего аудита возрастает, исходя из субъективных факторов, исключающих целесообразность использования субъектов постконтроля.

Так, наиболее крупные компании данной отрасли, а именно ОАО «Сибирьтелеком» (филиал ОАО «Электросвязь») и ОАО «KrasAir» («Красноярские авиалинии»), имеют наиболее развитый внутренний аудит и полностью отказались от использования ревизионных комиссий.

Кроме того, в сравнении с промышленными отраслями сфера услуг значительно более радикально сместила акцент эффективного управления в пользу применения практики аудирования.

В этом смысле усиливается необходимость использования комбинаторного подхода к формированию институтов внутреннего аудита как в сфере услуг, так и в отраслях промышленности.

Для решения данной задачи представляется целесообразным проведение вертикального анализа данных, систематизированных в табл. 1, обобщенных и проиллюстрированных на рис. 5-7., позволяющего идентифицировать степень распространения институтов внутреннего аудита и субъектов постконтроля.


Отраслевое распространение субъектов постконтроля в компаниях Красноярского края

Рис. 6. Отраслевое распространение субъектов постконтроля в компаниях Красноярского края


Результирующий вектор распространения субъектов постконтроля в компаниях Красноярского края невелик и составляет не более 14,4 % (рис.6).

При этом наибольшая доля организаций, использующих ревизионную комиссию в качестве основного контролирующего органа над их финансово-хозяйственной деятельностью из всех респондентов, приходится на отрасли промышленности, имеет при этом тенденцию к большему распространению с ростом их численности.

Сфера услуг, напротив, стремится к нивелированию влияния императивных требований законодательства на свой бизнес, о чем свидетельствует значительно меньший удельный вес их практического использования, отличающийся от отраслей промышленности почти на 12 пунктов.

В процессе идентификации существующих институтов внутреннего аудита выявлена особенность использования его индивидуальной формы, предпочтение которой отдают опять же наиболее мобильные отрасли экономики Красноярского края, что продемонстрировано на рис. 7.


Отраслевое распространение индивидуальной формы внутреннего аудита в Красноярском крае

Рис. 7. Отраслевое распространение индивидуальной формы внутреннего аудита в Красноярском крае


Популярность индивидуальной формы внутреннего аудита связана прежде всего с экономическими преимуществами минимальных объемом затрат при минимуме выполняемых функций, основными из которых становятся выполнение и минимизация налоговых обязательств.

Таким образом, данная форма не может в полной мере отвечать задачам эффективного менеджмента и поэтому в общем объеме респондентов, использующих изучаемые институты, занимает в промышленности и сфере услуг 13,2 и 5,6% соответственно.

Вместе с тем наиболее перспективные подходы к внедрению и использованию классических институтов внутреннего аудита предполагают использование одноименных служб, а также комитетов по аудиту в составе совета директоров компаний, претендующих на привлечение инвестиций.

На уровне Красноярского края только четыре компании, которые упоминались ранее, имеют комитет по аудиту. Тем не менее популярность внедрения служб внутреннего аудита заметно активизируется и достигает уровня около 36% среди респондентов, применяющих подобную практику.

Отраслевое распространение институтов внутреннего аудита в Красноярском крае более наглядно иллюстрирует рис. 8.


Отраслевое распространение институтов внутреннего аудита в Красноярском крае

Рис. 8. Отраслевое распространение институтов внутреннего аудита в Красноярском крае:

ВА - служба внутреннего аудита, ВА и КА - служба внутреннего аудита и комитет по аудиту


Анализируя данные, представленные на рис. 8, можно констатировать лидирующее положение отраслей промышленности при внедрении служб внутреннего аудита и соразмерное со сферой услуг количество комитетов по аудиту в составе советов директоров, деятельность которых призвана обеспечить большую надежность финансовой отчетности предоставляемой, заинтересованным пользователям.

Прежде всего это свидетельствует об укреплении статуса изучаемого инструмента эффективного менеджмента в крупных компаниях Красноярского края, стремящихся к получению существенной экономической информации, необходимой для своевременного принятия управленческих решений.

Общая структура применения институтов внутреннего аудита и субъектов постконтроля явно смещена в пользу первых, что продемонстрировано на рис. 9, где заметно, что максимально перспективные подходы к внедрению и использованию классических институтов внутреннего аудита на территории Красноярского края используются более широко.


Структура существующих институтов внутреннего аудита и субъектов постконтроля на территории Красноярского края

Рис. 9. Структура существующих институтов внутреннего аудита и субъектов постконтроля на территории Красноярского края


Таким образом, идентифицируя существующие институты внутреннего аудита и субъекты постконтроля, можно отметить достаточно высокий уровень активности экономических субъектов, стремящихся к его использованию для усовершенствования своих учетных систем и новых корпоративных стандартов, призванных обеспечить более качественное управление.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Методические особенности формирования показателей доходов организации
Понятие дохода и моменты его признания в учете
Возникновение и сущность управленческого учета
Развитие финансового и управленческого учета реорганизационных процедур
Политика цен в системе управленческого учета
Вернуться к списку публикаций