2011-10-16 20:03:11
ГлавнаяБухгалтерский и управленческий учет — Формирование внутреннего аудита в реальном секторе экономики (на примере организаций Красноярского края)



Формирование внутреннего аудита в реальном секторе экономики (на примере организаций Красноярского края)


Идентификация институтов внутреннего аудита

В современных условиях наиболее успешные компании Красноярского края заинтересованы в эффективных системах контроля. Прежде всего, это связано с растущим уровнем конкуренции как внутри региона, так и за его пределами. Кроме того, в результате акционирования и перекомпоновки участников капитала крупнейших компаний-участников различных финансово-промышленных групп у собственников возникает необходимость в получении достоверных сведений о состоянии их дел. В этой связи идентификация форм организации внутреннего аудита, оценка их эффективности и рекомендации по усовершенствованию представляют особую ценность, прежде всего для собственников и менеджмента компаний.

В рамках настоящего исследования проведено выборочное анкетирование свыше ста организаций различных видов деятельности. Для укрупнения данных указанные компании были сгруппированы по трем категориям, характеризующим их бизнес: производство, торговля, услуги, что проиллюстрировано на рис. 1.

Структура организаций респондентов в разрезе осуществляемых ими видов деятельности

Рис. 1. Структура организаций респондентов в разрезе осуществляемых ими видов деятельности


Развитие Красноярского края традиционно строилось на опережающих темпах роста промышленного производства, и прежде всего индустриальных гигантов, к которым до настоящего времени относятся ОАО «Красэнерго», ОАО КрАЗ, ОАО КраМЗ, ОАО «Сивинит», ОАО «Красноярский ЦБК» и другие.

Кроме того, на базе крупных предприятий образовано достаточное количество мелких и средних, обслуживающих соответствующие отрасли. Поэтому в структуре компаний-респондентов наибольший удельный вес занимает именно промышленность, что связано непосредственно с региональными особенностями.

Число предприятий, оказывающих различного рода услуги и осуществляющих свою деятельность в сфере обращения, примерно одинаково и расходится лишь на 4,2 %.

Прежде всего это обусловлено наличием олигополий, предоставляющих услуги связи, в частности ОАО «Сибирьтелеком» (Красноярский филиал ОАО «Электросвязь»), ЗАО «Сибчелендж», ОАО «Сибчелендж-телеком» и ЗАО «Енисейтелеком».

При этом выход на рынок сотовой связи конкурирующих сторонних компаний, в частности Красноярского филиала ОАО «Вымпелком-регион», обусловленный заинтересованностью операторов в расширении региональных представительств, привел других его участников к необходимости поисков новых инструментов эффективного менеджмента в процессе достижения конкурентных преимуществ.

В этой связи представляется целесообразным постоянное изучение отраслевой принадлежности институтов внутреннего аудита и субъектов постконтроля, имеющих место в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории Красноярского края. Результаты исследования обобщены и систематизированы в табл. 1.


Таблица 1.

Идентификация существующих институтов внутреннего аудита и постконтроля в компаниях Красноярского края


Среднесписочная численность коллектива, чел.

Число компаний - респондентов

Удельный вес, %

Внутренний аудит и постконтроль

Организован

число

удельный вес в отрасли,%

из них (по форме)

Индивидуальная

Коллективная

аудитор

ревизионная

комиссия

служба внутреннего аудита

комитет по аудиту

число

%

число

%

число

%

число

%

Промышленность

300-1000

17

16,2

3

5,7

1

1,9

1

1,9

1

1,9

-

Х

1000-3000

37

35,2

33

62,3

11

20,8

3

5,7

19

35,8

-

Х

3000-10000

11

10,5

11

20,8

-

Х

4

7,5

7

13,2

2

3,8

10000-30000

6

5,7

6

11,3

-

Х

5

9,4

1

1,9

-

Х

Итого по отрасли

71

67,6

53

74,6

12

16,9

13

18,3

28

39,4

2

2,8

Торговля

Х

15

14,29

-

Х

-

Х

-

Х

-

Х

-

Х

Услуги

300-1000

10

9,5

2

18,2

1

9,1

1

5,3

-

Х

-

Х

1000-3000

7

6,7

7

63,6

4

6,3

1

5,3

2

18,2

-

Х

3000-10000

2

1,9

2

18,2

-

Х

-

Х

2

18,2

2

18,2

Итого по отрасли

19

18,1

11

57,9

5

26,3

2

10,5

4

21,1

2

10,5

Итого

105

100,0

64

61,0

17

16,2

15

14,3

32

30,5

4

3,8


Результаты проведенного исследования позволяют констатировать использование институтов внутреннего аудита, в том числе и субъектов постконтроля, в 61% исследуемых компаний Красноярского края.

Расширение масштабов деятельности, диверсификация их видов, растущий уровень конкуренции диктует необходимость внедрения и динамичного развития изучаемого инструмента эффективного менеджмента. В частности, рост численности компаний, отражающий их размерность, однонаправлено коррелирует динамику степени организации внутреннего аудита и постконтроля, что наглядно проиллюстрировано на рис. 2.

Степень организации внутреннего аудита (включая постконтроль) в компаниях Красноярского края

Рис. 2. Степень организации внутреннего аудита (включая постконтроль) в компаниях Красноярского края


Отраженная на графике зависимость распространения внутреннего аудита от численности компаний Красноярского края позволяет выявить три крупные группы, характеризующие интенсивность его внедрения, текущего применения и перспектив развития, представленные соответствующими отрезками результирующей кривой.

При этом первые две группы, представленные на интервале объема персонала от 300 до 10 ООО человек, не внедрившие в полном объёме данный инструмент, могут воспользоваться предлагаемой методикой формирования института внутреннего аудита и оценить её эффективность на стадии планирования и компоновки её функционального содержания, в результате чего провести процедуры бюджетирования.

Третьей группе наиболее крупных компаний и части предприятий, относящихся к двум первым, применяющим практику аудирования, представляется целесообразным использовать предложенную методику оценки эффективности в рамках оптимального подбора выполняемых функций.

Вместе с тем представленный тренд демонстрирует высокую общую интенсивность внедрения внутреннего аудита при масштабности деятельности компаний, и это явная закономерность.

Кроме того, исполнение императивного требования законодательства о наличии ревизионной комиссии (ревизора), выполняемое ранее без исключения всеми компаниями, преимущественно акционерными обществами, нарушается в пользу внедрения институтов внутреннего аудита, в результате чего только около 14% респондентов используют в своей деятельности органы постконтроля. При этом у данных компаний также отмечается стремление к созданию максимально эффективного контроля в рамках указанных структур, что в конечном итоге приводит к существенному росту затрат, негативно отражающихся на конечных финансовых результатах деятельности.

В современных условиях становится очевидной тенденция растущего интереса компаний Красноярского края к внедрению в свою практику корпоративного менеджмента именно институтов внутреннего аудита, что позволило обеспечить их совокупную долю на уровне около 47 % в общей численности исследуемых экономических субъектов.

В ходе дальнейшего исследования стоит отметить отраслевую принадлежность институтов внутреннего аудита и условно отождествляемых с ними субъектов постконтроля и степень их распространения на региональном уровне, что наглядно продемонстрировано на рис. 3; при этом приоритет в их достаточно активном использовании и развитии принадлежит промышленным компаниям и в менее значительной степени - сфере услуг.


Тенденция изменения степени организации внутреннего аудита (включая постконтроль) в компаниях Красноярского края

Рис. 3. Тенденция изменения степени организации внутреннего аудита (включая постконтроль) в компаниях Красноярского края


Прежде всего, это объясняется более крупными масштабами деятельности промышленных предприятий, меньшей мобильностью капитала, а значит и большей степенью рисков в конкурентной среде.

Вместе с тем ни одна торговая компания не применяет данный инструмент эффективного менеджмента, что, исходя из стратегии эффективного управления рисками, представляется парадоксальным, поскольку вероятность наступления финансовых потерь в торговых компаниях, связанная со спецификой деятельности, достаточно высока. Прежде всего это касается хищений и недостач, соблюдения установленных правил торговли, наличия прочего выбытия товарной массы, необходимости оптимизации товарных запасов и прогнозирования ассортиментного спроса и других факторов, определяющих предпринимательский риск, выявление и управление которым наиболее эффективно при внедрении внутреннего аудита.

В этой связи представляется целесообразным рекомендовать торговым компаниям оценить возможность внедрения как минимум индивидуального аудитора, координирующего структурно-функциональную форму контроля, осуществляемую на каждом рабочем месте.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Развитие финансового и управленческого учета реорганизационных процедур
Учет затрат по центрам ответственности в системе управленческого учета
Организация управленческого учета на промышленных предприятиях в условиях новой внешней среды
Новые направления в развитии методологии финансового учета
Стандарты и гибкие бюджеты в управлении прибылью предприятия
Вернуться к списку публикаций