2011-10-14 09:33:00
ГлавнаяБухгалтерский и управленческий учет — Методика оценки эффективности внутреннего аудита



Методика оценки эффективности внутреннего аудита


Корректирующий коэффициент представляет собой частное от среднего значения оценок степеней влияния внутреннего аудита на систему внутреннего контроля компании (СВК) и эффективности ее деятельности и размерности тестовых значений (n).

Итоговый, скорректированный на поправочный коэффициент, показатель продемонстрирует долю вклада внутреннего аудита в результаты деятельности компании в целом. Вместе с тем критерии оптимальности его значений должны устанавливаться индивидуально в каждом конкретном случае, на основании чего должен оцениваться общий уровень (высокий, средний, низкий) состояния внутреннего аудита.

Следующая подгруппа институциональных факторов характеризует эффективность внутреннего аудита с учетом особенностей их институционального статуса в организации.

Оценку общего уровня состояния службы внутреннего аудита, комитета по аудиту в составе совета директоров, а также ревизионной комиссии целесообразно проводить в экспресс-тестах, представленных соответственно в табл. 2-4. При этом методика оценки расчетных показателей неизменна и основывается на применении средних величин, а именно средней арифметической простой.


Таблица 2.

Экспресс-тест: субъективная оценка эффективности службы внутреннего аудита


п/п

Показатель

Источник

информации

Оценка,

балл

1.

Профессиональная компетентность

[(стр. 1.1 .+стр. 1.2.+стр .1.3.)/3]:

Данные кадровых служб

[0-n]

1.1.

Уровень профессионального образования

[0-n]

1.2.

Повышение квалификации

[0-n]

1.3.

Проведение аттестации

[0-n]

2.

Соответствие требованиям Кодекса этики

Внутренние документы, регламентирующие деятельность внутреннего аудита

[0-n]

3.

Соответствие требованиям профессиональных стандартов

[0-n]

4.

Степень объективности

Данные кадровых служб и служб безопасности;

Прочая информация

[0-n]

5.

Выполнение минимального набора процедур внутреннего аудита [(стр.5.1.+стр.5.2.+стр.5.3.+стр.5.4.)/4]:

Внутренние документы, регламентирующие деятельность внутреннего аудита;

отчетность службы внутреннего аудита

[0-n]

5.1.

Аудит на соответствие действующему законодательству

[0-n]

5.2.

Аудит на соответствие финансово-хозяйственному плану компании

[0-n]

5.3.

Выявление и предварительная оценка нетипичных хозяйственных операций

[0-n]

5.4.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности

Аналитические данные

[0-n]

6.

Управленческий консалтинг [(стр.6.1.+стр.6.2.+стр.6.3.)/3]:

Рабочие документы с службы внутреннего аудита;

данные опроса

[0-n]

6.1.

Менеджмент низшего уровня

[0-n]

6.2.

Менеджмент среднего уровня

[0-n]

6.3.

Менеджмент высшего уровня

[0-n]

7.

Средний балл [(стр.1+стр.2+стр.3+стр.4+стр.5+стр.6) / 6]

[0-n]


Служба внутреннего аудита должна отвечать требованиям профессиональной компетентности, объективности в своих действиях, строгого исполнения Кодекса этики и профессиональных стандартов внутреннего аудита. При этом для реализации задач менеджмента в рамках данной службы должен быть обеспечен, как минимум, следующий объем процедур внутреннего аудита, оценка уровня состояния которого отражена в предложенном экспресс тесте, в частности:

а) проведение аудита на соответствие действующему законодательству;

б) проведение аудита на соответствие утвержденному финансово-хозяйственному плану компании методом сплошного ежедневного контроля;

в) выявление и предварительная оценка нетипичных хозяйственных операций, проводимых компанией;

г) активный управленческий консалтинг, проводимый по всей вертикали управления.

Общий уровень состояния оценивается на основании следующих критериев: низкий - средний балл от 0 до 0,3n; средний - средний балл от 0,3n до 0,6 n; высокий - средний балл свыше 0,6n.

Эффективность службы внутреннего аудита во многом зависит от тесноты взаимодействия с комитетом по аудиту в составе совета директоров компании. Прежде всего это обусловлено тем, что в центре внимания аудиторского комитета должны быть средства внутреннего контроля, а также оценка и управление рисками компании, выявление и предварительная оценка которых возлагается на службу внутреннего аудита.

Характеризуя качество деятельности комитета по аудиту, рассматриваются и оцениваются факторы, содержание которых представлено в рамках предлагаемого экспресс-теста «Предварительная оценка эффективности комитета по аудиту в составе совета директоров», представленного в табл. 3.

Основной целью его проведения становится установление соответствия требованиям, предъявляемым к данному институту внутреннего аудита мировым рынком и кодексом корпоративного поведения, а также уровня реализации его основных функций для достижения задач эффективного менеджмента.


Таблица 3.

Экспресс-тест: субъективная оценка эффективности комитета по аудиту в составе совета директоров


п/п

Показатель

Источник информации

Оценка, балл

1.

Профессиональная компетентность [(стр. 1.1 +стр. 1.2.+стр. 1,3.)/3]:

Данные кадровых служб

[0-n]

1.1.

Уровень профессионального образования

[0-n]

1.2.

Повышение квалификации

[0-n]

2.

Степень независимости и объективности суждений

Данные кадровых служб и служб безопасности;

прочая информация

[0-n]

3.

Частота заседаний комитета (не реже одного раза в месяц)

Устав Комитета по аудиту

[0-n]

4.

Регламентация процедур и средств контроля

[0-n]

5.

Координация взаимодействий внешнего и внутреннего аудита

Протоколы заседаний

[0-n]

6.

Информирование совета директоров о содержании аудиторских заключений

[0-n]

7.

Консалтинг уровня топ-менеджмента

[0-n]

8.

Средний балл [(стр.1+стр.2+стр.3+стр.4+стр.5+стр.6+ стр.7) / 7]

[0-n]


Субъективная оценка эффективности деятельности ревизионной комиссии (ревизора) как субъекта постконтроля также производится в экспресс тесте, представленном в табл. 4.


Таблица 4.

Экспресс-тест: субъективная оценка эффективности ревизионной комиссии


п/п

Показатель

Источник информации

Оценка, балл

1.

Профессиональная компетентность [(стр. 1.1 .+стр. 1.2/2]:

Данные кадровых служб

[0-n]

1.1.

Уровень профессионального образования

[0-n]

1.2.

Повышение квалификации

[0-n]

2.

Частота заседаний

Положение о деятельности ревизионной комиссии

[0-n]

3.

Уровень доверия собственников

Опрос пользователей экономической информации

[0-n]

4.

Уровень доверия прочих пользователей экономической информации о деятельности компании

[0-n]

5.

Средний балл [(стр.1+стр.2+стр.3+стр.4) / 4]

[0-n]


Для оценки качества деятельности субъекта постконтроля - ревизионной комиссии экономического субъекта - можно принять во внимание те же факторы, что и для комитета по аудиту.

Вместе с тем становится очевидным, что их природа неоднородна, в частности объем рассматриваемых вопросов на заседаниях ревизионной комиссии и частота заседаний значительно уступает комитету по аудиту, а значит, информация, предоставляемая данным субъектом постконтроля, менее существенна.

Тем не менее в рамках реализации полномочий ревизионной комиссии существует квазипреимущество над институтами внутреннего аудита - проверка деятельности самого совета директоров. Однако в современных условиях данная область является прерогативой компетенции внешнего аудита. Прежде всего, этот факт снова подтверждает дублирование его функций ревизионной комиссией, что не может представляться целесообразным.

Кроме того, расширение функционального применения методик и процедур непосредственно внутреннего аудита в рамках ревизионной комиссии повлечет за собой их нерациональное удорожание.

Принимая во внимание их отождествление в отечественной практике, в данном случае представляется целесообразным проведение дополнительного тестирования и оценки эффективности ревизионной комиссии по критериям внутреннего аудита при помощи экспресс-теста, ранее представленного в табл. 4.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Комплексный анализ методики исчисления налогооблагаемой прибыли
Этапы разработки программы планирования и контроля прибыли
Исследование состава и совершенствование классификации доходов
Методика проведения аудита операций с основными средствами предприятий состоящих на федеральном бюджете
О составе затрат, включаемых в себестоимость
Вернуться к списку публикаций