2011-10-14 06:19:54
ГлавнаяБухгалтерский и управленческий учет — Методические основы и направления развития внутреннего аудита в системе менеджмента компаний



Методические основы и направления развития внутреннего аудита в системе менеджмента компаний


Доминантой эффективного функционирования внутреннего аудита становится комплексная оценка влияния как внутренних, так и внешних факторов, характеризующих положение компании в сложившийся бизнес - среде, а также прогнозирование их динамики преимущественно в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

При этом к задачам внутреннего аудита в крупных компаниях относится и отслеживание ошибок адаптации и координирования, являющихся для них серьезной проблемой. Здесь, консалтинговая функция, выступая, в том числе как педант координации, призвана оперативно выявлять возникающие проблемы, разрабатывать рекомендации по их решению и предупреждению.

Следовательно, внутренний аудит перешел от авторитарно выступающей проверки к внутренней консультации.

Важнейшей процедурой в этом случае становится риск, поскольку расчет неопределенности, в условиях которой принимаются те или иные решения, - фундаментальное начало работы аудитора. Отсюда целевой установкой внутреннего аудита выступает минимизация рисков, прежде всего посредством стохастического моделирования.

Помимо этого в расчет принимаются и основанные на опыте методы оценки субъективных факторов, способных оказать существенное влияние на положение компании в конъюнктурной среде, в частности привлечение экспертов и специалистов, в том числе в сфере финансового инжиниринга. Причем в каждом подобном случае объективно необходимым условием становится оптимизация затрат по привлечению внутренних или внешних специалистов, посредством сравнения и ранжирования, а также оценка эффективности принятого решения.

Таким образом, при общности методологии внешнего и внутреннего аудита на уровне хозяйствующего субъекта наиболее предпочтительным становится более дифференцированный подход последнего. Прежде всего это объясняется тем, что внутренний аудит создается для целей оперативного отслеживания информации, направленной на максимально быстрое устранение обнаруженных системой внутреннего контроля недостатков, а также достижение экономического эффекта, который выражается в следующем:

1) относительное сокращении затрат (относительной экономии) от реализации контрольной функции в рамках теории адекватности.

В данном случае подразумевается экономия от выявленных недостатков в учетных записях, предотвращении и пресечении случаев мошенничества и злоупотреблений служащих, ошибок, влекущих за собой санкции уполномоченных органов и контрагентов, а так же их возможной повторяемости в случае своевременного необнаружения;

2) увеличение прибыли, или чистого притока финансовых, или материальных ресурсов при реализации управленческих решений, построенных на проведении выбранных и объективно необходимых направлений аудита в рамках контроллинга и консалтинга.

При этом под направлениями аудита в рамках контроллинга понимаются частные производные системно ориентированного аудита, применяемого для реализации внутренних потребностей экономического субъекта. В настоящее время их дифференцируют по «циклам деловой активности» и выделяют следующие направления:

а) аудит затрат на производство продукции;

б) аудит качества производимой продукции;

в) аудит сбытовой политики и маркетинга;

г) экологический аудит;

д) аудит персонала и т. д.

Вместе с тем консалтинговая функция внутреннего аудита строится на рисково - базирующемся подходе, при котором позитивный эффект достигается благодаря концентрации внимания администрации на областях финансово-хозяйственной деятельности компании, где он максимален.

Отсюда следует, что объективно складывающаяся отдача от средств, авансированных во внутренний аудит как в наиболее мобильный инструмент корпоративного управления, достигается преимущественно за счет оперативности.

«Классический аудит принимал на себя действия проверки только после осуществления всех процедур системы производства и управления. Комплексность и риск систем сегодня требует перенесения на более ранний срок действий проверки. Проверки проходят уже перед началом проекта».

Вместе с тем, следует учитывать, что важным моментом современной организации работы этой службы становится экономичность, а значит, что при выборе направлений внутреннего аудита необходимо руководствоваться принципом целесообразности и сопоставлять производимые затраты с ожидаемой отдачей.

«Целевая установка внутреннего аудита с конца прошлого века расширилась. Тогда систематичность и безопасность были на первом плане, сегодня же доминирующей целью является экономичность».

Таким образом, организация службы внутреннего аудита должна соответствовать поставленным критериям.

В то же время contradictio in adjekto становиться организационная независимость внутреннего аудита от руководства компании.

С одной стороны, согласно трактовке А. Аренса и Дж. Лоббека «отсутствие независимости является главным отличием внутрихозяйственных аудиторов». Прежде всего, это предполагает культивирование благодатной почвы для злоупотреблений служащих. Так например, в Японии в начале XX века были обнаружены факты мошенничества в компании «Dai Nihon Seito Со», которое сопровождалось вуалированием незаконных операций в учете выплатой фиктивных дивидендов членам надзорного совета. В результате неожиданное падение цены акций привело к банкротству компании.

Обобщая подобный опыт, стандарты внутреннего аудита, разработанные IIA, четко обозначили требование независимости, и в современном контексте общераспространенная политика корпораций по внутреннему аудиту в предотвращении и выявлении случаев мошенничества основывается именно на нём.

С другой стороны, общемировой тенденцией становится понимание требуемой «независимости» внутреннего аудита не функционально, а институционально. При этом речь идет о вопросе организаторского подчинения задач по аудиту. Организаторский аспект «независимости» следует дифференцировать, но нельзя понимать абсолютно.

В некоторых компаниях, преимущественно в Великобритании, независимость внутренних аудиторов призвана обеспечить ротация персонала. В то же время общемировой тенденцией реализации данного требования служит непосредственное подчинение деловому руководству.

Таким образом, главный постулат внутреннего аудита относится к его организационной «независимости» как к основе эффективности, которая, в свою очередь, достигается благодаря статусу организации и объективности аудитора. При этом организационный статус внутреннего аудита и его поддержка руководством - главные составляющие его диапазона и значимости.

Современная концепция внутреннего аудита на уровне экономического субъекта формулируется на основе трех определений, закрепленных IIA (Institute of Internal Auditors) на базе эмпирического исследования, соответствующих в общем виде основным направлениям развития аудита.

Финансовый аудит - исторически ориентированная, независимая и систематическая оценка, проводимая внутренним или внешним аудитором с целью оценки беспристрастности, точности, надежности финансовых данных; обеспечения защиты активов фирмы; измерения адекватности и достоинств системы.

Финансовая информация при этом является главным, но не единственным источником данных.

Операционный аудит (operational auditing) - это направленная в будущее, независимая, систематическая оценка, проводимая внутренним аудитором для управления организационной деятельностью. Операционный аудит подконтролен высшему, среднему и низшему уровням менеджмента. Его цель - улучшение рентабельности организации, способствование достижению программных, социальных целей и развитию работников.

Для реализации улучшений определяются сферы деятельности, в которых можно повысить их эффективность и прибыльность. Измерение эффективности включает в себя оценку соответствия всех действий принятой производственной политике и ее адекватность.

Главным источником является операционная политика, определяемая целями организации. При операционном аудите оценивается система внутреннего контроля с точки зрения ее наличия, согласованности и адекватности. С этих же позиций оценивается процесс принятия решений, его значимость для достижения организационных целей.

Управленческий аудит (management auditing) - это направленная в будущее, независимая, систематическая оценка деятельности всех уровней управления, проводимая внутренним аудитором для улучшения рентабельности организации, способствование достижению целей посредством улучшения функции управления. Менеджмент - аудит также преследует достижение программных, социальных целей и способствует развитию работников.

Финансовая информация является при этом источником объективности, но основу составляют данные анализа операционной политики и управленческих решений, связанных с целями организации.

При менеджмент-аудите оценивается система менеджмент - контроля с точки зрения ее наличия, согласованности и адекватности. С этих же позиций оценивается связь процесса принятия решений с целями организации, а также качество управленческого персонала.

Итоговое заключение менеджмент-аудита включает в себя выявленные проблемы и рекомендуемые пути их решения.

Выделив основные направления развития внутреннего аудита, представляется целесообразным определить основную функциональную нагрузку каждого из них, которая систематизирована в табл. 2 на базе критического анализа зарубежной и отечественной специальной литературы.


Таблица 2

Основные функции внутреннего аудита


Направление аудита

Функция

Финансовый аудит

1. Проверка ведения бухгалтерского учета

2. Защита и оценка активов

3. Оптимизация бухгалтерского учета

4. Проверка ведения налогового учета, формирования налоговых баз и исполнения налоговых обязательств

5. Налоговое планирование и прогнозирование

6. Консультации по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения

7. Анализ финансовой деятельности

Операционный аудит

1. Контроль над исполнением финансово-хозяйственного плана

2. Проверка договорных отношений и претензионно-исковая работа

3. Выявление и предварительная оценка операционных и финансовых рисков

4. Выявление и оценка нетипичных хозяйственных операций

5. Оценка качества продукции

6. Оценка эффективности сбытовой политики и маркетинга

7. Оценка эффективности управления персоналом

8. Оценка целесообразности плановых заданий

9. Оценка эффективности инвестиционной деятельности и предварительных контрактов

10. Оценка экологической составляющей производства

11. Оценка адекватности и оптимизация системы внутреннего контроля

12. Координация системы корпоративного менеджмента

Менеджмент аудит (управленческий аудит)

1. Оценка эффективности структуры компании и процессов принятия управленческих решений

2. Оценка исполнения операционной политики

3. Выявление и первичная оценка стратегических рисков

4. Оценка эффективности реализации миссии компании


Вопросы терминологии операционного и управленческого аудита до сих пор дискуссионны и трактуются в западной литературе неоднозначно.

В одних случаях вместо термина «операционный аудит» в значении «исследование хозяйственной системы с точки зрения ее эффективности и производительности» используется термин «управленческий аудит». При этом управленческий аудит (management auditing) по Чарльзу Т. Хонгрену - «обзор, предназначенный для выяснения того, исполняются ли политика и процедуры, определённые высшим руководством».

Вместе с тем Л.Д. Паркер отмечает, что управленческий аудит преследует те же самые цели, что и операционный аудит, но сам термин чаще употребляется в частном секторе, где с помощью управленческого аудита руководители пытаются идентифицировать проблемы, существующие в организации. При этом, собственно управленческий аудит может быть определен как оценка менеджмента и функционирования организации, а также исполнения работы в контексте экономичности, эффективности и результативности деятельности.

В других случаях различий между управленческим и операционным аудитом не проводится. Тем не менее Г. Винтен рассматривает термин «управленческий аудит» как наиболее широкий, в который поочерёдно «вкладываются» такие понятия как операционный аудит и финансовый аудит. В этом случае последний из них может считаться частью операционного или управленческого аудита.

На уровне реализации функций внутреннего аудита последнее утверждение представляется наиболее предпочтительным, поскольку целевая установка такой службы достаточно емкая и определяется преимущественно предпочтениями администрации компании или собственников, а значит, не требует формального разложения по видам аудиторских процедур. Тем не менее, на уровне самого структурного подразделения подобная рекуррентная типизация может лежать в основе разделения полномочий и определении объемов работ. В любом случае необходимость подобного разграничения - вопрос методологии, который следует рассматривать индивидуально. Прежде всего, это связано с тем, что внутренний аудит стал функцией «менеджмент - сервиса».

Кроме того, в американской литературе уже давно идет речь о «творческом аудите», который является инновационным, для проведения «динамического аудита в изменении мира». Высокий уровень квалификации в различных областях знаний, постоянное ее повышение в соответствии со Стандартами требуют в современных условиях и наличии творческого мышления, способствующему эффективному развитию компании в целом.

При этом внутренний аудит в большей мере является аудитом информационной системы вследствие быстрого развития высокотехнологичных отраслей и применении их продуктов на уровне автоматизации производственных процессов и построения корпоративных компьютерных сетей, предназначенных для реализации задач эффективного менеджмента.

Из ориентирования информационной переработки общего внутреннего аудита можно извлечь новые требования к уровню знаний аудитора. Если он раньше был экспертом счетоводства, то теперь существует спрос на специалистов информационной переработки. Аудит информационной переработки составляет центральную область знаний аудитора.

Таким образом, функционирование службы внутреннего аудита в развитых странах является предпосылкой достижения желаемого уровня результативности деятельности компании и создает предпосылки для создания конкурентных преимуществ.

Вместе с тем главное отличие «внутреннего аудита» в России заключается «не в целях и задачах, которые они призваны решать, а в том, что на практике внутренним аудитом на российских предприятиях называются службы и подразделения, которые не в состоянии выполнить функции и задачи, присущие его понятию». Прежде всего, это утверждение относится к институциональному статусу субъектов внутреннего аудита, способному функционировать в соответствии со своими перманентными целевыми установками, обеспечивающими эффективность менеджмента компании.


Пакшина Татьяна Павловна



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Методологические проблемы исчисления налогооблагаемой прибыли
Методические особенности формирования показателей доходов организации
Директ-костинг в системе управленческого учета и контроллинга
Управленческий учет и его роль в управлении
Направления реформирования учетных процедур формирования финансового результата
Вернуться к списку публикаций