2011-10-14 06:19:54
ГлавнаяБухгалтерский и управленческий учет — Методические основы и направления развития внутреннего аудита в системе менеджмента компаний



Методические основы и направления развития внутреннего аудита в системе менеджмента компаний


Базисная методологическая основа внутреннего аудита в значительной мере тождественна внешнему, однако имеет свои специфические особенности. Такие основные отличия видов аудита следует рассматривать на микроэкономическом уровне категориально, что продемонстрировано в табл. 1.


Таблица 1.

Сравнительный анализ некоторых категорий внешнего и внутреннего аудита


Категория

Внутренний аудит

Внешний аудит

Объект

Деятельность компании, регламентируемая интересами собственников и руководства

Финансовая отчетность компании, регламентируемая установленными нормами и правилами

Цели

Повышение эффективности деятельности компании и создание конкурентных преимуществ

Обеспечение заинтересованных пользователей проверенной экономической информацией

Постановка целей и задач

Определяется руководством компании

Определяются установленными нормами и правилами

Заинтересованные пользователи

• Менеджмент

• Собственники

• Фискальные органы

• Контрагенты

• Инвесторы

• Собственники

• Менеджмент

Субъект

• Служба внутреннего аудита

• Комитет по аудиту

• Аудитор, аудиторская компания

Квалификация

Определяется требованиями руководства компании

Строго стандартизированы

Степень независимости

Меньшая

Большая

Основные

Задачи

• Формирование и оптимизация адекватной и эффективной системы внутреннего контроля

• Комплексная оценка эффективности деятельности компании

• Своевременное обеспечение заинтересованных пользователей релевантной информацией

• Координация системы корпоративного менеджмента

• Оценка эффективности действующей системы внутреннего контроля

• Оценка адекватности и достоверности данных финансовой отчетности

Существенность информации

Большая

Меньшая

Ракурс представления информации

Перспективный

Ретроспективный

Методы

Тождественны. Различаются по степени точности и детализации


Сравнительный анализ некоторых категорий внешнего и внутреннего аудита


Категория

Внутренний аудит

Внешний аудит

Объект

Деятельность компании, регламентируемая интересами собственников и руководства

Финансовая отчетность компании, регламентируемая установленными нормами и правилами

Цели

Повышение эффективности деятельности компании и создание конкурентных преимуществ

Обеспечение заинтересованных пользователей проверенной экономической информацией

Постановка целей и задач

Определяется руководством компании

Определяются установленными нормами и правилами

Заинтересованные пользователи

• Менеджмент

• Собственники

• Фискальные органы

• Контрагенты

• Инвесторы

• Собственники

• Менеджмент

Субъект

• Служба внутреннего аудита

• Комитет по аудиту

• Аудитор, аудиторская компания

Квалификация

Определяется требованиями руководства компании

Строго стандартизированы

Степень независимости

Меньшая

Большая

Основные

Задачи

• Формирование и оптимизация адекватной и эффективной системы внутреннего контроля

• Комплексная оценка эффективности деятельности компании

• Своевременное обеспечение заинтересованных пользователей релевантной информацией

• Координация системы корпоративного менеджмента

• Оценка эффективности действующей системы внутреннего контроля

• Оценка адекватности и достоверности данных финансовой отчетности

Существенность информации

Большая

Меньшая

Ракурс представления информации

Перспективный

Ретроспективный

Методы

Тождественны. Различаются по степени точности и детализации


Таким образом, при внедрении внутреннего аудита приоритет интересов смещается с внешних заинтересованных пользователей на собственников и руководство компании, которые, в свою очередь, формируют целевые установки, призванные оптимизировать финансово-операционные риски и тем самым максимально увеличить эффективность управленческих решений.

Таким образом, при внедрении внутреннего аудита приоритет интересов смещается с внешних заинтересованных пользователей на собственников и руководство компании, которые, в свою очередь, формируют целевые установки, призванные оптимизировать финансово-операционные риски и тем самым максимально увеличить эффективность управленческих решений.

Фундаментальное начало обеих форм аудита базируется на общем методологическом подходе, отличающемся по уровню дифференцирования решаемых задач.

Внешний аудит имеет более общую основу, поскольку по отношению к аудируемому лицу является экзогенным фактором, предопределяющим его дальнейшее развитие.

Становится очевидным, что внутренний аудит, являющийся, напротив, эндогенным фактором должен быть в значительной мере более детализирован для достижения как минимум двух взаимоувязанных целей, а именно:

1) формирование адекватной финансовой отчетности;

2) сокращение затрат на проведение внешнего аудита.

При этом реализуется одна из аксиом философии аудита, сформулированная Т. Ли и Д. Робертсоном: «Полезность отчетных данных прямо пропорциональна степени их проверенности».

Основные задачи внешнего внутреннего аудита подчинены соответствующим целям и диаметрально противоположно ориентированы во времени. Первый в ретроспективном ракурсе информирует заинтересованных пользователей об уровне адекватности финансовой информации, содержащейся в отчетах компании, на основании которой возможно достаточно достоверно оценить эффективность использования ее ресурсов. Второй стремится получить экономическую информацию относительно осуществляемой деятельности по самостоятельно выбранным направлениям для своевременного принятия управленческих решений, что в конечном итоге образует предпосылки создания конкурентных преимуществ в бизнес-среде.

Общность современного методологического подхода базируется на трех основных научно-теоретических подходах, сформулированных в ходе эволюции аудиторских процедур.

Во-первых, теория адекватности, наиболее точно сформулированная Т. Руудом: «Аудит должен быть определен как процесс проверки с целью получения подтверждений соответствия учетной информации экономической деятельности». Представители данной теории видели свою задачу в раскрытии вольных или невольных ошибок, проникших в аудируемый отчет посредством коллации и инвентаризации.

Во-вторых, теория контроллинга, возникновение которой относится к первой четверти XX века, где выполняется анализ эффективности работы компании, а также оценка значимости обнаруженных отклонений и нарушений правил учёта при проведении аудита.

Первоначально под контроллингом имелась в виду совокупность задач в сфере учета финансов, а контроллер как центральный исполнитель его задач был главным бухгалтером.

Современное приложение этой теории к функциям аудирования неоднозначно, поскольку трактование самого понятия «контроллинг» в международной практике синтезировано из различных определений и зависит от сложившихся деловых обычаев конкретной страны.

По американской концепции FEI (Financial Executives Institute) к задачам контроллера относятся внутрифирменное планирование, составление отчетов об исполнении планов, а также для государственных служб, консультирование, разработка налоговой политики, ревизия, маркетинговые исследования.

В целом американская дискуссия о соотношении контроллинга и внутреннего аудита прагматично ориентируется на задачи, где главную роль играют контекстуальные факторы - величина предприятия, организационная структура, состояние развития функции контроллинга и задача аудита. В частности, внутренний аудит, по П. Фридману, в условиях децентрализованного управления призван к выполнению функционально-стоимостного анализа хозяйственно-финансовой деятельности компании еще на уровне разработки производственных программ и аудита маркетинга, направленного на будущую эффективность от проводимых мероприятий.

Схожая точка зрения приветствуется в Германии, где под контроллингом часто понимают систему учета и анализа затрат и результатов финансово - хозяйственной деятельности.

Рассматривая задачи контроллинга, внутренний аудит считается как вид вышестоящего контроля координации. При этом как «независимая» служба в компании внутренний аудит институционально является инструментом контроллинга и в случае необходимости может стать его центральным звеном. «Инспектора можно представить в качестве партнера, конкурента и в определенных условиях в качестве директора внутреннего аудита».

Тем не менее при любой модуляции контроллинга применительно к соответствующим целям экономического субъекта функциональное приложение внутреннего аудита может рассматриваться как некоторый информационно-аналитический центр. При этом цели и задачи центрального звена сложившейся системы - контроллера и внутреннего аудитора - должны однонаправленно коррелировать для достижения максимальной отдачи от средств, авансированных в них.

Этот аспект постоянно подчеркивается в публикациях, где одновременно обсуждаются вопросы контроллинга и внутреннего аудита. «Помощью для задач контролирования менеджмента являются сервизные функции. Не только благодаря контроллингу обеспечивается качество полученной информации для руководства фирмы через деятельность внутреннего аудита, но и интерными инспекторами в конце года должны браться во внимание растущие объемы на авансирование внутреннего аудита».

Таким образом, при сервисном использовании внутреннего аудита как инструмента контроллинга в компании преследуются основные цели:

1) достижение экономической отдачи от мероприятий, проводимых внутренним аудитом в ходе решения задач контроллинга;

2) оптимизация затрат, направленных на их финансирование.

В-третьих, теория консалтинга, связанная с эффективностью деятельности предприятия, которая смещает его задачи с подтверждения отчетности, анализа ее адекватности и выявления действенности внутреннего контроля на анализ эффективности работы самого предприятия. Вместе с тем эффективность работы предприятия определяется эффективностью работы его сотрудников, и прежде всего администрации. Отсюда и понимание аудита как одной из форм консалтинга собственников относительно качества работы нанятых им администраторов.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


О составе затрат, включаемых в себестоимость
Внутренний контроль и его место в системе эффективного менеджмента
Основные элементы системы сметного управления прибылью предприятия
Директ-костинг в системе управленческого учета и контроллинга
Методологические особенности формирования налогооблагаемой прибыли в Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций