2009-07-07 21:59:57
ГлавнаяКультурология — Древнерусская эстетическая мысль: византийское и самобытное



Древнерусская эстетическая мысль: византийское и самобытное


Архитектура Софийского собора оказала влияние на последующее строительство. На том же митрополичьем дворе были выстроены такие храмы, как церковь Ирины, церковь Георгия, правда, более скромные по размерам и по убранству.

Впоследствии пятинефные Софийские соборы строятся в Новгороде и Полоцке.

Новгородская София, сооруженная в 1045-1050 гг., проще и лаконичнее по своим формам, нежели Киевская. Это пяти-, а не тринадцатикупольный, пятинефный храм, с широкой галереей и лишь одной лестничной башней. Более строгий экстерьер поражает благородством своих мощных форм. Скромнее выглядит и интерьер, в котором нет ни мозаик, ни мрамора, ни шифера. При строительстве был использован и иной строительный материал: вместо тонкой изящной плинфы - местный грубый известняк.

Во многом близок Новгородской Софии также пятинефный Софийский собор в Полоцке, построенный в середине XI в., но техника кладки аналогична киевской.

В архитектуре второй половины XI в. усиливается аскетизм в художественном облике храма по сравнению с праздничным, ликующим образом первой половины столетия. Объясняется это начавшимися после смерти Ярослава Мудрого раздорами среди русских князей. Ярославичи почти одновременно строят соборы в своих «фамильных» монастырях: Изяслав - в Дмитриевском (середина XI в.); Всеволод - в Выдубицком (1070-1088 гг.); Святослав - в Киево-Печерском (1073-1078 гг.), а также в Вышгороде (заложен в 1076 г.). Это были большие сооружения, но уже не пятинефные, а трехнефные. При этом использовались такие черты великих традиций эпохи Ярослава Мудрого, как пятиглавие (скорее всего, указанные соборы были пятиглавыми), башни (Михайловский собор Выдубицкого монастыря), круговые галереи (собор Дмитриевского монастыря). Эти черты, видимо, должны были производить впечатление построек не только княжеского, но и общегосударственного значения.

Стиль монументального историзма в архитектуре второй половины XI в. не исчерпал еще своих возможностей. Свои позиции монументальный историзм сдает с началом эпохи феодальной раздробленности.

Процесс обособления русских земель привел к тому, что каждый феодальный центр становится средоточием местной художественной культуры. В XII - начале XIII в. в разных русских землях возникают свои художественные школы: новгородская, владимиро-суздальская, галицко-волынская, рязанская, школы Полоцка и Смоленска. Все они ведут свое начало от византийско-русского искусства Киевской Руси, но каждая вносит нечто свое, характерное только для этой земли, связанное с бытовыми особенностями и художественными достижениями, с социально-политическими и географическими условиями.

В архитектуре все более излюбленными становятся одноглавые храмы, в строительстве которых проявляется узкое, местное, т.е. не общерусское, назначение таких построек. Компактные соборы, увенчиваемые одной главой, были построены в Суздале (1096 г.), Смоленске (1101 г.), Новгороде (1127-1130 гг.), Киеве («Пирогощая» церковь 1131 г. и Кирилловская церковь 1140-1146 гг.) и других городах. Как правило, они строились на княжеских дворах и были рассчитаны на ограниченное число и категорию граждан (это княжеская семья и дворовая челядь). Отсюда ведет свое начало название жанра - придворно-княжеский, постройки которого довольно разнообразны и представляют собой вторичный стиль по отношению к стилю монументального историзма, но основополагающая семантика этих построек сохранила свою необходимую общность - образ Мира.

Художественное первенство в XII в. принадлежало Владимиро-Суздальскому княжеству. В 1158-1161 гг. была возведена главная святыня Владимира - Успенский собор. Это величественный шестистолпный храм, сложенный из больших, плотно пригнанных друг к другу плит местного белого известняка с забутовкой (бут - щебень или строительные остатки, которыми заполняли пространство между плитами). Горизонтально по всему фасаду проходит аркатурный пояс: лопатки, членящие фасад, украшены полуколонками, такие же полуколонки на апсидах, порталы перспективные, окна щелевидные. Прясла украшены скульптурными рельефами. Эти самобытные черты впоследствии станут типичными для архитектуры Владимиро-Суздальской земли.

Пример самобытного и неповторимого зодчества являет собой и церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 г. Это одноглавый четырехстолпный храм, но таких совершенных пропорций, что его стройность может сравниться даже со стройностью греческой статуи. В нем налицо все характерные для владимирского зодчества черты: щелевидные окна, перспективные порталы, аркатурный пояс по фасадам и карнизу апсид. В отличие от Успенского собора, церковь вертикальна, устремлена ввысь, но высотность смягчена мотивом полукружия, которым плавно завершаются все ее вертикальные тяги: полукружия закомар, перекрытий, декоративных арочек, полукруглые завершения окон, дверей, венчающее полушарие главы.

Монгольское нашествие нанесло серьезный удар по русскому единству. Такие города, как Новгород, Тверь, Москва, Псков, Ростов Великий стали претендовать на главную роль в жизни Руси.

Первой заявила о себе Тверь. Рассчитывая на приезд митрополита Максима, здесь в 1285 г. стали строить большой шестистолпный семиглавый Спасский собор. Тем самым Тверь попыталась возродить епископско-кафедральный жанр, характерный для архитектуры XI - начала XII в. Однако тверские планы не осуществились.

В начале XIV в., благодаря деятельности Ивана Калиты, возрастает значение Москвы. Именно сюда переезжает митрополит Петр, в связи с чем в Московском Кремле в 1326 г. был построен первый Успенский собор. В 1333 г. строится Архангельский собор Кремля. Но епископско-кафедральный жанр не удалось возродить и в Москве. Здесь расцвел придворно-княжеский жанр. Иван Калита строит в Кремле церкви Иоанна Лествичника (1329 г.) и Спаса на Бору (1330 г.), Дмитрий Иванович (Донской) - Воскресенскую, Городищенскую и Успенскую церкви в Коломне (вторая половина XIV в.), княгиня Евдокия (вдова Дмитрия Донского) - Рождественский храм в Кремле (конец XIV в.). Это были одноглавые четырехстолпные соборы, с подвышением сводов, но без притворов.

Попытки «реабилитировать» соборно-кафедральный жанр наблюдаются и в новгородско-псковской архитектуре XIII-XIV вв. Новгород и Псков не были данниками Золотой Орды. К тому же эти города успешно отразили натиск ливонских рыцарей. Поэтому если иноземное иго и затормозило развитие древнерусского искусства, то Новгорода и Пскова это практически не коснулось. В указанное время здесь перестраиваются старые шестистолпные храмы: церкви Бориса и Глеба, Успения на Торгу - в Новгороде, Троицкий собор - в Пскове. Однако в активное строительство Новгорода и Пскова прочно вошел трансформированный тип княжеского храма, который получил название «уличанский», поскольку заказчиками выступали боярско-купеческие круги, подчас целыми улицами.

Уличанский жанр отличался кубической компактностью, интимностью внутреннего пространства, простоватостью наружного декора. Новгородские храмы выглядят приземистыми, скупыми на украшения, не так ладно скроенными, зато крепко сшитыми. Создается ощущение «ручной работы». Кажется, будто их лепили вручную, оставляя неровности и шероховатости кладки стен, проделывая то там, то здесь небольшие, асимметрично расположенные окошки. Нет ничего схематичного, вычерченного. Этот жанр имел и еще одну отличительную особенность - красивое трехлопастное завершение фасадов. По всей видимости, в этом проявилось влияние народного творчества, т.к. трехлопастная арочка была довольно распространенной формой в декоративно-прикладном искусстве. Примером храма уличанского жанра является одноглавая четырехстолпная Рождественская церковь, покрытая пирамидально возвышающейся к главе волнообразной (трехлопастной) кровлей (построена в I половине XIII в. в Перыни - окраина Новгорода).

В XV в. Русская земля переживает новый подъем. Идет процесс формирования централизованного государства. Что касается развития искусства в этот период времени, то Москва становится художественным центром Руси, вобравшим в себя и продолжающим развивать традиции искусства русских княжеств. Развивается искусство не отдельных школ, как это было в предшествующий период, а общенациональное, общерусское искусство.

В архитектуре возрождается государственно-соборный (митрополичий) жанр, о чем свидетельствует строительство (в рамках активной перестройки Кремля) третьего Успенского собора Аристотелем Фиораванти (1475-1479 гг.).



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213




Интересное:


Христианская этика как основа русской этической системы
Особенности суфизма на Северном Кавказе
Суфизм и ваххабизм: социокультурная несовместимость
Суфизм как составная часть арабо-мусульманской культуры
Эволюция массового сознания в русской культуре 17-19 веков
Вернуться к списку публикаций