2009-07-07 21:59:57
ГлавнаяКультурология — Древнерусская эстетическая мысль: византийское и самобытное



Древнерусская эстетическая мысль: византийское и самобытное


Древнерусская художественная практика как феномен самобытного мышления

В эстетических воззрениях Древней Руси нашло свое яркое отражение и бурное развитие национального искусства. Древнерусское искусство не могло возникнуть на пустом месте. Оно формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен. Тот факт, что у восточных славян до принятия христианства была своя достаточно развитая культура в области художественного ремесла и строительства, подтверждают исследования в этой сфере и археологические находки.

В то же время искусство Древней Руси испытывало влияние соседних земель и государств. Наиболее ощутимым было влияние Византии, знакомство с культурой которой ускорило художественно-эстетическое развитие Древней Руси. В христианский период русской эстетической культуры возникли новые художественно-эстетические формы: богато украшенные храмы, иконопись, фресковая живопись, древнерусское летописание и т.д.

Вместе с православием Русь восприняла традиции античной, прежде всего греческой, культуры, а также определенные основы языка культуры. Однако эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы. Как и всякое искусство эпохи Средневековья, искусство Древней Руси следует определенным канонам, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в иконографии. Но и следуя канонам, и вопреки им умела проявить себя творческая личность художника. Русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.

Для искусства домонгольского периода характерна одна отличительная черта - монументализм форм. Особое место в нем по праву занимает архитектура.

Древняя Русь, по мнению Г.К. Вагнера, вступила на путь развития монументального зодчества тогда, когда архитектуры соседних государств имели за собой многовековую историю. Тем не менее традиции языческого искусства славян были довольно сильны.

Еще в языческую пору на Руси была развита архитектура. Одной из первых христианских церквей Киева считается Ильинская, которая в летописи названа соборной. Это обстоятельство позволяет предположить наличие в Киеве и приходских церквей. Так как основным строительным материалом на Руси издревле было дерево, то, по всей видимости, и церковь Св. Ильи была сооружена из дерева. Однако П.П. Толочко заявляет, что некоторые данные позволяют считать ее уже не деревянной. Да и приходские церкви, по его мнению, могли быть не только деревянными, но и каменными. О существовании последних говорят вставки кирпичной плинфы в раскопках святилища недалеко от Десятинной церкви. Несмотря на аргументы П.П. Толочко, следует все же признать, что постройки в Древней Руси дохристианского периода были преимущественно деревянными.

Большое каменное строительство началось в X в. как строительство христианских церквей, естественно, по византийскому образцу. Однако с самого начала оно восприняло и некоторые черты самобытного деревянного зодчества. Русские мастера деятельно участвовали в работе приезжих мастеров. Да и сами греки проникались новой для них атмосферой - более свободной, менее скованной, чем у себя на родине.

С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма - типичная для восточных православных стран. Крестово-купольной формы храм - прямоугольный в плане, четырьмя (или более) столбами его интерьер делится на продольные (по оси восток-запад) части - нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Подкупольное пространство благодаря окнам барабана залито светом, оно является центром храма. Ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, перекрыты цилиндрическими сводами. Все центральное пространство храма в плане образует крест, отсюда название системы подобного храма - крестово-купольная. В восточной стороне интерьера размещаются алтарные помещения - апсиды, обычно полукружиями выступающие на внешней стороне; поперечное пространство в западной части интерьера называется притвором, нартексом. В этой же западной части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его приближенные во время богослужения. В экстерьере домонгольского храма отличительной чертой является членение фасада плоскими вертикальными пилястрами без капителей (по-древнерусски - лопатками) на прясла. Полукруглое завершение прясла, форма которого определяется посводным покрытием, называется закомарой.

В пределах этого общего типа храма разнообразие художественных выражений было очень велико. Пропорции, отношение барабана к нижней части, большая или меньшая толщина барабана, приземистость или высотность основного массива, декор, характер пристроек - паперти, галереи, крылец - все это способно видоизменить облик сооружения при сохранении той же конструктивной схемы.

Наиболее распространенной в строительстве храмов техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная - стены воздвигали из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе - цемянке. На фасаде чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался полосатым, что уже само по себе было решением декоративного оформления экстерьера. Часто употреблялась так называемая кладка с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки в три раза по толщине превосходил слой кирпича. Полосы розовой цемянки и красного кирпича на фасаде, сложно профилированные окна и ниши - все вместе создавало нарядный, праздничный облик здания, иного декоративного убранства не требовалось.

Сразу же после корсунского похода и крещения князя Владимира в Киеве был построен храм Успения Богородицы, так называемая Десятинная церковь (989-996 гг.). Это первый известный нам каменный храм Киевской Руси. Название он получил в связи с тем, что князь выделил на его содержание 1/10 часть своих доходов. Десятинная церковь была построена по византийскому образцу, а ее композиция представляет собой прямоугольно-блочную объемно-пространственную форму. В то же время при сооружении храма были использованы элементы, характерные для архитектуры дохристианского периода. Храм Успения Богородицы - это большая двадцатипятиглавая шестистолпная церковь, с двух сторон обнесенная пониженными галереями, что придавало пирамидальный облик всему храму. Многоглавость - своеобразная древнерусская особенность, часто встречающаяся в деревянных постройках доправославной эпохи. Пирамидальность, наращение масс- черты, также чуждые византийскому зодчеству. Такая ступенчатость была присуща языческим сооружениям.

От следующего, XI, века сохранилось несколько памятников, но самым известным из них является София Киевская, построенная в 30-40-е годы сыном Владимира - Ярославом Мудрым. Здесь происходили церемонии посажения на княжеский стол и поставления на митрополичий престол.

Несмотря на то, что храм строили греческие мастера, замысел постройки был продиктован заказчиком, т.е. Ярославом Мудрым и его советниками. Необычайность замысла при техническом его осуществлении привела к своеобразным особенностям, позволяющим говорить о становлении «русской школы архитектуры».

Киевская София - пятинефный, пятиапсидный, тринадцатикупольный храм, обнесенный внутренней двухэтажной галереей - гульбищем. Два пояса круговых галерей, по существу, делают Софийский собор девятинефным. В Византии не было пятинефных храмов, не говоря уже о девятинефных. Не было в Византии и тринадцатиглавия, увенчивающего Софию Киевскую (хотя многие исследователи искусства не исключают, что у собора было двадцать пять глав: тринадцать световых и двенадцать - в виде низких куполов). По мнению Г.К. Вагнера, с образом монументального пятинефного и многоглавого собора Ярослав Мудрый связывал представление о своем общерусском могуществе. Помимо многонефности и многоглавия к специфически русским чертам можно отнести галереи, угловые башни, общую пирамидальную композицию, создаваемую ступенчатым повышением объемов от периферии к центральной главе.

Как считает Г.К. Вагнер, Софийский собор стал воплощением образа Мира, который все более принимал иерархическую структуру.

В XVII в. Киевская София была перестроена, в результате чего исчезла характерная для нее пирамидальность, постепенное наращение масс от галерей к боковым куполам, а от них - к центральному.

Смешанная система кладки рядов камня с рядами плинфы и широкого слоя цемянки, тонкие колонки с капителями, подчеркивающие грани средней апсиды, окна и двухступенчатые ниши - все это придавало разнообразие и нарядность экстерьеру собора.

Интерьер Софии Киевской был необычайно богат и живописен: хорошо освещенные алтарные помещения и центральное подкупольное пространство украшены мозаикой, столбы нефов, стены и более темные боковые помещения под хорами - фресками. Полы были также мозаичными. Особой красотой отличались алтарные преграды и решетки хоров: по византийскому обычаю они были каменными, тончайшей резьбы.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213




Интересное:


Искусство лакового промысла Федоскино в историко-культурологическом восприятии (вторая половина XVIII - XX вв.)
Культурное освоение вещи человеком в процессе ее создания
Суфизм и ваххабизм: социокультурная несовместимость
Культурологический статус русского национального характера
Вещь как универсальная категория
Вернуться к списку публикаций