2009-07-07 21:59:57
ГлавнаяКультурология — Древнерусская эстетическая мысль: византийское и самобытное



Древнерусская эстетическая мысль: византийское и самобытное


Заключение

Для дохристианской Руси был характерен высокий по средневековым меркам уровень духовной культуры. Русские самобытные идеи были близки православию по духу и по содержанию, и это дало возможность православию органично влиться в древнерусскую духовную культуру. Православие способствовало усвоению русским народом такой системы духовных ценностей, которая, наложившись на языческую культурную среду, привела к формированию самобытного типа русского человека.

Русское православие являет собой пример синтеза двух элементов: византийской формы христианства и славянской культуры. Слияние язычества и православия рождало единую русскую культуру, богатую своими формами и качественно отличающуюся от культур других народов.

По уровню духовности православие выше язычества и потому обогатило, подняло русскую духовность на новую ступень развития. Христианство исторически преодолело язычество, но многое из язычества оно включало в себя, правда, в преображенном виде. В этой связи язычество нельзя понимать как величину отрицательную. Оно несет в себе определенную культурную ценность. С принятием христианства язычество не обесценивается, а поднимается на высоту иного миропонимания.

Христианство сообщило мощный импульс культурному развитию Руси, но это не дает основания говорить, что русская культура родилась вместе с приходом христианства. Богатейшая многообразная общественная жизнь средневековой Руси не сводится к тем новшествам, которые принесла с собой новая вера. Нет никаких оснований считать славянские племена накануне крещения дикими и отсталыми.

Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что христианство на Руси подверглось значительной модернизации. Язычество дополнило новую веру устоявшимися традициями, вносило в нее собственную мировоззренческую струю. Образовавшееся двоеверие представляло собой мировоззренческий и нравственный синкретизм, в котором значительная роль принадлежала самобытным корням.

Духовно-нравственные основы русского народа были заложены древними славянами еще в языческую эпоху, хотя следует признать, что не менее активно начала духовности русского человека складывались в исторический период христианизации Руси, продолжавшийся до монголо-татарского нашествия в начале XIII в.

Формированию духовно-нравственных ценностей способствовал образ жизни древнего славянина. Восточные славяне, продвигаясь на северо-восток, осваивали все новые и новые земли. Просторы, освоенные человеком, формировали широту души русского человека. Подсечно-огневой способ земледелия - достаточно трудоемкий процесс. Он рождал в человеке выносливость, терпение, трудолюбие. Кроме того, славянин должен был постоянно заботиться о безопасности своих границ, учитывая воинственность своих, восточных прежде всего, соседей. Отсюда такие качества, присущие славянам, как чувство земли, чувство патриотизма. Духовная сущность Руси проявилась в сочетании трудолюбия древних русичей с необходимостью защиты родной земли. И это обеспечило нашему государству авторитет среди других государств. Древняя Русь крепла и спасалась благодаря выносливости, мужеству и патриотизму народа, населявшего ее. Православие усилило все эти моменты, оно отвечало духу и характеру русского народа и способствовало сохранению его традиций, обычаев, идеалов, укреплению национального духа. Именно поэтому выбор был сделан в пользу православия.

Человек Древней Руси вынужден был преодолевать жесткие природные условия и одновременно вести борьбу за выживание. И в этих нелегких условиях, выпавших на его долю, славянин находил в себе силы и пытался проникнуть в тайны мироздания, понять свое место в этом мире. Несмотря на все проблемы, стоящие перед русичами в тот период времени, языческие представления утверждали красоту мира, радость бытия, единство человека с природой, обоготворяли все то, что было связано с добротой и благом. Нравственные ценности, накопленные в рамках язычества, сохранялись и утверждались на уровне бытовой культуры в качестве норм поведения. Духовно-нравственные основы жизни русов в языческий период были тесно связаны с потребностями практики, вплетены в их повседневную жизнь. Языческая культура была у древних славян единственной, господствующей, поэтому нельзя отрицать факт того, что духовно-нравственные начала формировались именно в рамках этой культуры. А православие по мере своего распространения развивало эти начала духовности и нравственности. Христианство усилило достижения духовной жизни наших предков, заменив языческую форму их выражения более культурной, отвечающей духу, потребностям и запросам того времени.

Монголо-татарское иго, тяготевшее над Русью два с половиной века, оставило тяжелый след в ее истории и культуре. Погибло огромное количество памятников письменности, древнерусского зодчества. Пережили упадок живопись и декоративно-прикладное искусство. Но, задержав развитие древнерусской культуры, монголо-татары не смогли ее уничтожить. Русский народ нашел в себе силы для дальнейшего развития самобытной материальной и духовной культуры. Ее подъем в период формирования и расцвета централизованного государства был обеспечен именно внутренними основами, заложенными восточными славянами до принятия христианства. К числу таких основ следует отнести природность, силу духа, беспредельную любовь к своей родине и своему народу.

Самобытные источники сыграли определяющую роль и в формировании древнерусской эстетической мысли. Византийские эстетические элементы Древняя Русь, перерабатывая, синтезировала со своими собственными. В большинстве своем они были творчески переосмыслены и приобрели специфическую окраску. К примеру, образно-символическое мышление, характерное для византийской традиции, зачастую сочеталось с фольклорным изложением христианских событий.

Интериорная эстетика утвердилась на Руси довольно поздно, в конце XV -начале XVI в., да и то в определенных слоях общества. В первые же века существования христианства на Руси господствовал умеренный аскетизм.

Несмотря на все достижения древних русичей в языческий период своей истории, следует признать, что принятие христианства стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Его следствием стали изменения, произошедшие в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии Руси. В этническом отношении христианизация ускорила процесс консолидации древнерусской народности. Православие способствовало укреплению центральной власти и формированию единой государственности. Уже при Владимире существенно вырос международный престиж Киева. Огромную роль православие сыграло и в формировании и развитии древнерусской культуры. Распространение на Руси письменности и литературы, высокое развитие архитектуры и изобразительного искусства являются яркими примерами этого влияния. Но высокий уровень развития культуры Древнерусского государства был обеспечен не столько влиянием духовной культуры Византии, сколько синтезом двух мировоззренческих систем: языческой и православной. Христианство не смогло полностью вытеснить языческие представления. Языческие обряды после крещения Руси продолжали существовать под слоем новых, христианских. Православные ценности легли в хорошо подготовленную почву. Они были восприняты и далее развиты восточными славянами благодаря тому потенциалу, который был заложен в дохристианский период.

Обратившись к прошлому нашего народа, мы можем констатировать наличие огромного потенциала патриотизма и духовности русского человека, а также громадной силы по утверждению Истины, Добра и Красоты.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213




Интересное:


Культурно-антропологические особенности потребления вещей
Развитие русской нравственной философии
Бытование вещей в хозяйственной культуре человека
Становление свадебного обряда на Руси
Понимание Добра и Зла в русской культуре
Вернуться к списку публикаций