2009-07-07 21:59:57
ГлавнаяКультурология — Древнерусская эстетическая мысль: византийское и самобытное



Древнерусская эстетическая мысль: византийское и самобытное


Истоки формирования древнерусской эстетической мысли

В философской литературе древнерусской эстетикой принято считать эстетику Руси XI - XVII вв. Она имела два главных источника:

1) материально - художественную культуру восточных славян;

2) византийскую эстетику, проникшую на Русь в связи с принятием в конце X в. христианства в его православной разновидности.

Как отмечает И.К. Кузьмичев, уже в XI - XII вв. на Руси оформляется более или менее законченная эстетическая система, о чем свидетельствуют «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве».

Любые идеи, в том числе и эстетические, рождаются не сами по себе. На их формирование оказывает влияние накопленный человечеством «мыслительный материал» и те художественные традиции, которые сложились в предшествующие эпохи.

По мнению И.К. Кузьмичева, составители «Повести временных лет» и «Слова о полку Игореве» имели пред собой не tabula rasa - чистый лист. Их взгляды определялись, с одной стороны, языческими представлениями славян о красоте, а с другой - влиянием византийской христианской культуры.

Помимо многовековой языческой культуры Древняя Русь к моменту принятия христианства обладала довольно сложными эстетическими воззрениями, яркими представлениями о красоте божеств, природы, человека. Эти эстетические представления нашли отражение в песнях, сказках, играх, легендах и различных видах искусства. Эстетические идеи для древнего русича имели утилитарное значение. Они должны были оберегать людей от бедствий, приносить счастье, служить добру, побеждать зло.

Искусство дохристианского периода явилось исходной точкой развития художественной и эстетической мысли возникшего в IX в. Киевского государства.

Н.Б. Пилюгина полагает, что «дотеоретические» ступени эстетического сознания сформировались на Руси задолго до XI в.

Безусловно, принятие в 988 г. христианства наложило определенный отпечаток на характер древнерусской эстетической мысли. Но не крещение Руси определило формирование эстетики. В этом плане довольно веским аргументом является тот факт, что эстетические мотивы при выборе веры указываются в «Повести временных лет» как одна (пусть и неглавная) из причин поступка князя Владимира Святославича и его послов.

Приступая к анализу самобытных и византийских источников формирования древнерусской эстетики, следует обратить внимание на следующий факт. Эстетические идеи Киевской Руси не нашли систематического изложения в специальных трактатах. При этом надо отметить, что это общая особенность Средневековья. Средние века почти не знают законченных целостных сочинений по эстетике. Эстетические воззрения излагаются в связи с другими проблемами (в сочинениях по богословию, художественных произведениях, проповедях и т.д.) и высказываются в виде отдельных положений, наблюдений, вкраплены в ткань иного, часто глубокого поэтического повествования. Такая специфика изложения эстетических воззрений в средние века усложняет их изучение.

Но в тоже время собранные воедино фрагменты показывают и богатство эстетических взглядов, и их историческое своеобразие. Все эти особенности эстетики Средневековья полностью относятся и к Древней Руси.

Эстетическая мысль Древнерусского государства получила отражение в летописях, «Словах», «Поучениях», «Житиях святых», проповедях, хронографах, философских, религиозных, общественно-политических источниках, собственно художественных памятниках, былинно-героическом эпосе, пословицах и поговорках, заговорах и других формах устно-поэтического творчества.

Памятники переводной литературы, такие как «Пчела», вводили древнерусского человека в эстетическую проблематику, знакомили с эстетическими идеями других народов, при этом стимулируя развитие оригинальной эстетической мысли.

Что касается самобытных письменных источников, то к произведениям, оказавшим существенное воздействие на последующую духовную жизнь народа, относятся «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, сочинения Кирилла Туровского, «Повесть временных лет», «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Житие Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского», «Моление Даниила Заточника», «Слово о погибели Земли Русской», «Задонщина» и др. Они насыщены эстетическими высказываниями и оценками идеала прекрасного, многие из которых являются исконно русскими.

Одной из наиболее самостоятельных и общественно значимых сторон эстетических воззрений Древней Руси является эстетическая оценка общественных идеалов той эпохи. Главными чертами эстетической мысли того времени считаются гражданственность и патриотизм. По мнению М.Ф. Овсянникова, они имели непреходящее значение. Как отмечает Д.С. Лихачев, «русского читателя XI - XVI вв. прежде всего интересовали оборона Родины и объединение Руси».

Идея единства родной земли постоянно подчеркивается русскими мыслителями конца XI - XIII вв. как настоятельная, назревшая историческая необходимость. Стремление к объединению русских земель и развитие этой идеи в форме эстетического идеала - одна из наиболее оригинальных черт русского мировоззрения конца XI - XIII вв. В большинстве древнерусских произведений присутствует мысль о красоте и совершенстве объединенной родной земли.

Первый русский митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати» выступает за освобождение родной земли от византийского засилья. В своем произведении он обосновывает мысль о величии централизованной княжеской власти. Великого князя Владимира он именует каганом, т.е. царем, императором родной земли. Иларион вовсе не склонен считать принятие христианства на Руси началом национальной исторической жизни. По его мнению, славна была Русь и до крещения. О Руси знали во всех четырех частях света и до принятия ею новой веры. Иларион впервые в древнерусской литературе утверждает национальную идею о праве Руси на равенство среди других христианских народов.

В цикле сказаний об убийстве Бориса и Глеба прослеживается отождествление страдания за родную землю с прекрасным деянием принятия муки смертной от враждующих князей, которые своими действиями ослабляют единство Родины. Сказание о Борисе и Глебе несет в себе тонкую эстетическую оценку страдания во имя родной земли и прежде всего ее единства. «Борис и Глеб - это светильники, озаряющие всю землю русскую. Они - страдальцы за единство родной земли - достойны всей красоты небесного жития и всех «красных радостей». Объединение Руси отождествлялось с образом сильного князя и рассматривалось как подлинно прекрасное дело.

Призыв к объединению Руси звучит в произведениях Кирилла Туровского, знаменитого русского богослова XII в. Молясь о здравии князя, Кирилл Туровский просит Бога оградить миром его державу, исполнить обилием землю, избавить ее от междоусобной войны и гнусных дел «нынешнего века». «И державу его миром огради, огради его против врагов, исполни обилием землю, умножь людей в благочестии, пленных возврати восвояси... Избави град сей... от всякого зла: от огня и наводнения и от внезапной смерти, и от голода, и от междоусобной войны».



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213




Интересное:


Культура ХХ века - от модерна к постмодерну
Дворянская усадьба как явление культурно-исторического ландшафта
Историческая динамика феномена кича и его восприятия
Бытование вещей в хозяйственной культуре человека
Культурный интертекст кича
Вернуться к списку публикаций