2009-07-07 21:59:56
ГлавнаяКультурология — Духовная культура Древней Руси



Духовная культура Древней Руси


В XI в. древнерусские книжники освоили один из ведущих жанров христианской литературы - житийный. Весьма актуальным для Древней Руси, географически удаленной от Святой земли и центра православия - Константинополя, - являлся жанр «хождений» - описаний паломничества в Палестину или поездок в Константинополь. В качестве примера можно привести «Житие и хождение игумена Даниила», относящееся к XII в.

Названные выше памятники древнерусской литературы XI-XII вв. вполне вписывались в систему жанров византийской христианской литературы. Русские мастера в основном следовали предписанным для этих жанров канонам. Т.е. в этом отношении мы можем говорить о влиянии Византии.

Однако в одном из жанров русские книжники с самого начала, с момента его зарождения, проявили самобытность. Речь идет о летописании, возникшем на Руси в XI в. (такова точка зрения большинства ученых). Возникнув, летопись сразу же становится определяющим явлением в русской общественно-политической жизни (летопись выступает как документ), в науке (летопись как изложение историософских представлений), в литературе (летопись - не только историческая хроника, но и высокохудожественный литературный памятник). Летописание соединило в себе некоторые элементы славянских преданий с новой философско-исторической и нравственной концепцией, которая включала Русь в рамки мировой истории и культуры.

Одно время в русской историографии существовало мнение о зависимости русского летописания от византийской хронографии. Но с подобными представлениями уже давно распростились. Объясняется это тем, что форма у византийских хроник была иной, чем у летописи. В хрониках редко встречаются даты, но перед нами всплывает полный перечень сменявших друг друга на престоле правителей. Из сообщений о «царствованиях» и о событиях, случившихся в каждое царство, и складывается повествование хроники. Что касается летописи, то здесь события излагаются по годам. В то же время в летописях представлена история Русской земли в целом, а не история княжеской династии. И это несмотря на известные всем процессы, происходившие в Древнерусском государстве в XII-XV вв. (имеется в виду раздробленность страны). При этом нельзя не упомянуть о недостатках летописи. Во-первых, характеристика того или иного князя в летописи содержится в некрологической похвале, короткой и этикетной. Во-вторых, деятельность князя упоминается порой в десятках погодных статей, перемежаясь с информацией о событиях, к великому князю отношения не имеющих, происходивших в других княжествах и даже государствах.

Вот что пишет о первой русской летописи - «Повести временных лет» - В.Ф. Петров-Стромский: «Уже одно заглавие: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто въ Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть» - говорит, что перед нами оригинальное и талантливое соединение этической поэзии с исторической хроникой».

Позднее на Руси формируются литературные жанры, неведомые другим народам. Прежде всего это поучения, посвященные проблемам бытовой этики, в частности «Поучение» Владимира Мономаха - одно из первых русских оригинальных сочинений о нравственности (Мономах свое «Поучение» посвящает изложению своего жизненного кредо: следовать идее справедливости в отношениях и к подданным, и к родичам-князьям); политические легенды - «Сказание о князьях Владимирских», «Москва третий Рим»; историко-бытовые повести - «О Петре и Февронии», «Сказание о Дракуле-воеводе».

В этот период времени продолжало жить и развиваться, оказывая воздействие на литературу и оставаясь существенным элементом культуры Древней Руси, устное народное творчество, сформировавшееся задолго до появления письменности. Отсюда сказки о летающем ковре, сапогах-скороходах, скатерти-самобранке и т.д.

Тем не менее литература взяла на себя в культуре Древней Руси главную моральную нагрузку, роль объединяющего центра в реально сложившемся и укоренившемся в общественном сознании феномене «двоеверия». Она глубоко усвоила устную народную традицию, вместе с тем свою главную роль видела в просвещении масс, в проповеди святой жизни, высоконравственного поведения.

В этом отношении велико значение монастырей (в I половине XIII в. их насчитывалось около 70), где велось летописание, писали сочинения политического и нравственного характера, переписывали и писали иконы, занимались науками.

Таким образом, в сфере литературы Византия оказала большое влияние на Русь. Заслуга византийской духовной культуры в том, что она дала толчок развитию письменности, книжности, школьного дела. Но нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что на древнерусской почве, с одной стороны, шел процесс не только освоения, но и обогащения традиционных для византийской литературы жанров, а с другой стороны, формируются самобытные, вполне оригинальные жанры литературы.

Влияние Византии проявляется и в том, что были вытеснены многие старые политические представления, бытовавшие на Руси до ее христианизации.

Вместо славянско-варяжской идеи князя как главного в роде предводителя лихой дружины, огнем и мечом покоряющей всех, кто встречается на ее пути, пришла идея «великого князя» как Богом посланного владыки, призванного заботиться о своих подданных.

Вместо варяжской идеи государства, предполагающей, что княжеский род может без конца дробить между наследниками земли с народом как свою удельную собственность, пришла византийская идея государства как неделимого образования. Христианская религия, связав людей единством веры, тем самым способствовала формированию русского этноса.

Но, признавая большое влияние Византии на развитие государственности, всей политической жизни Древней Руси, следует подчеркнуть, что и Киевская, и Новгородская, и Московская Русь не были духовно-культурной периферией Византии. Местные традиции сделали из Руси вполне самостоятельную целостность.

С принятием христианства на Руси зарождается философия как мировоззренческая система. Она развивается на христианской православной основе. Именно христианская идеология стала истоком русской философской мысли как целостной системы, а не как совокупности отдельных философских воззрений.

К моменту принятия христианства древние русичи находились на таком уровне духовного и культурного развития, что вполне созрели для того, чтобы не просто воспринять нечто новое для себя, но и выбрать из него наиболее подходящее. Это наиболее ярко проявилось в иконописи. Как известно, икона в христианском искусстве занимает особое место. Иконописный лик мыслится не изображением только, но и окном в сверхчувственный мир, показывающим подлинную его реальность, обладающим магическим тождеством с этой реальностью. Большое внимание иконописи уделялось и на Руси. Об этом свидетельствует постановление церковного собора о требованиях к иконописцу.

Однако в отличие от Византии, русское православие смотрит на мир оптимистично. В нем нет мрачных тонов и чувства безнадежности, которымипронизана византийская церковь. Русская иконопись, отражавшая мироощущение русского человека, - это жизнеутверждающий взгляд на мир. Как отмечает В.Н. Лазарев, этот взгляд на мир выражался «в высветлении палитры, обретшей необычайную яркость и жизнерадостность, в неуклонном росте значения линии, особенно столь ценимого русскими иконописцами силуэтного очерка». Сравнивая византийскую и древнерусскую иконопись, А.П. Рогов отмечает: «У византийцев все суровое и гневное, у русских - ласковое и доброе».

С принятием христианства началось строительство церквей. Причем зачастую они строились на месте языческих святилищ, как бы наследуя сакральность их мест. Первые храмы на Руси строились по образу и подобию греческих. Да и мастера были греками по происхождению. Однако на церковное строительство большое влияние оказало деревянное зодчество Руси дохристианского периода (первые храмы были деревянными). Кроме того, в храмовом строительстве проявляется и сугубо национальное самосознание. Например, Десятинная церковь была построена и освящена во имя Богородицы по образу одной из церквей Большого дворца византийских императоров. По всей видимости, в выборе посвящения главного храма имел место и некоторый расчет на приближение новой религии к языческим верованиям, в которых огромное место занимало поклонение древнему женскому божеству - «матери сырой земле». В народной среде это сближение возникло сразу. Не случайно Русь стала почитаться «уделом Богоматери». София Киевская не случайно соименна Софии Константинопольской. Здесь проявилось стремление киевского князя противопоставить собственные претензии на равенство и самостоятельность, даже в делах веры, постоянным попыткам Византии распространить свое церковное главенство на межгосударственные отношения.

Из вышесказанного возникает вопрос: что в большей степени определяло мировоззрение древнерусского общества - язычество или христианство? И.Я. Фроянов, не боясь преувеличений, заявляет: язычество. Свой ответ он аргументирует существованием на Руси XI-XII вв. «оязыченного» христианства, т.е. двоеверия, с одной стороны, и чистого язычества, с другой. По его мнению, лишь в XIII-XV вв. язычество как самостоятельное вероисповедание отошло в прошлое. На тех же позициях стоит и В.Ф. Стромский. С его точки зрения, христианство на Руси осмыслялось через уже существовавшие родственные ему представления, которые наполнялись новым содержанием. Б.Н. Путилов же считает, что с принятием христианства сменилась вся внешняя форма религиозной жизни; другим стало и внутреннее содержание. Изменения эти, по его мнению, свелись к следующему:

место языческих капищ с идолами заняли церкви со священными изображениями на иконах и фресках;

языческие тризны с жертвоприношениями сменились богослужением и молитвами;

вместо жрецов и волхвов явились священники;

вместо языческого многобожия пришло и утвердилось понятие единого Бога;

языческая культура, как правило, - культура бесписьменная; христианство принесло книги, в первую очередь религиозные: Библию, жития святых, поучения отцов церкви и др., а за ними - сочинения исторического содержания, о природе, о чужих странах;

христианство вытесняло языческую мифологию;

в быт внедрялись новые, христианские, праздники и обряды; нередко они как бы подстраивались под прежние, языческие (так в народном праздничном календаре возникли пары: Коляда - Рождество Христово, Иван Купала - Иоанн Креститель и др.);

люди включили в число своих чудесных покровителей и помощников (языческих божеств и духов) новые силы - Бога и Богородицу, ангелов и святых;

привычные, традиционные языческие верования смешивались с новыми христианскими; происходили напластования: на христианских святых переносились свойства и дела языческих персонажей.

С мнением Б.Н. Путилова перекликается точка зрения Б.А. Рыбакова, который подчеркивает, что «эволюция религиозных представлений являла собой не полную смену одних форм другими, а наслаивание нового на старое». Это объясняется тем, что народ в основной своей массе не мог воспринять православную религию во всей сложности ее вероучения. Такое было под силу лишь сравнительно небольшому кругу образованных лиц. Для большинства же новая религия выступала в довольно-таки упрощенных формах (народу оказались близки многие моральные нормы христианского учения, к примеру, заповеди Моисея, Нагорная проповедь Христа).

В заключение, хотелось бы обратить внимание на следующее. С принятием христианства культура Древнерусского государства поднялась на более высокую ступень своего развития. Началось распространение грамотности, книжности, зародилась философия как мировоззренческая система. Много нового было внесено и в художественную практику. Однако сам факт трансформации языческой культуры восточных славян и живучесть языческих элементов в культуре Киевской Руси свидетельствуют о том, что, во-первых, христианство и язычество имели много общего, а во-вторых, качественный скачок в развитии культуры Древнерусского государства явился закономерным итогом длительного развития в дохристианский период. Крещение Руси соединило два родственных мироощущения, а выбор веры был обусловлен тем, что православие наиболее близко отвечало духовным и моральным потребностям наших предков. Русь совершила осознанный, а не навязанный извне, выбор веры. Принятие православной христианской веры явилось логическим завершением развития духовно-нравственных ценностей древнерусского народа. Православие в этом смысле венчало духовно-нравственное мировоззрение нашего народа, придавая ему более возвышенный характер.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789




Интересное:


Возникновение и развитие лакового промысла Федоскино вторая пол. XVIII - XX вв.
Конфуцианство - духовное начало и экономическое процветание
Свадебный обряд в советское время: традиции и инновации
Социокультурное и общеисторическое значение религиозных преобразований средневековой Руси
Культурный интертекст кича
Вернуться к списку публикаций