2009-07-07 21:59:56
ГлавнаяКультурология — Духовная культура Древней Руси



Духовная культура Древней Руси


Принятие христианства и трансформация языческой культуры восточных славян

Крещение Руси оказало заметное воздействие на культурную жизнь славян. Христианство в Киевской Руси стало проводником культуры Византии. При этом следует отметить, что Византия в эпоху принятия Русью христианства находилась в расцвете своего культурного творчества. Империя осознавала себя средоточием всех высших духовных ценностей -христианской религии и классической греко-римской культуры. За ее пределами лежал «мир одновременно иноверный (неверный), инокультурный (варварский) и к тому же беззаконный, как бы и не мир, не космос, а хаос, тьма внешняя». Византийцы воспринимали свое государство как первое, более того, как единственное в мире, ни с чем не сравнимое.

С.С. Аверинцев указывает на три критерия, по которым византийцы отличались от других народов: во-первых, это правильно-православно-исповедуемая христианская вера; во-вторых, это высокоцивилизованный стиль государственной и дипломатической практики, дополняемый литературной и философской культурой античного мира; в-третьих, это законное преемство императорской власти (Константина Великого) по отношению к христианско-имперскому Риму.

Восприятие крещеных в правильную веру народов как зависимых порождало естественное стремление расширить свою сферу влияния путем распространения восточного христианства.

Принимая решение о выборе новой веры, славянские правители и их дружинники опирались на другие факторы, нежели глубокое знание христианской культурной традиции и убеждение о ее глубоком культурном превосходстве над традицией языческой.

Прежде всего необходимо указать на большое сходство между христианством и языческими верованиями славян. И в христианстве, и в религиозных верованиях и обрядах восточных славян содержалось много однородных элементов, представлявших собой различные проявления первобытных форм общественного сознания. Это сходство сводилось к следующим основным моментам:

1. миром управляет высшая сила, его создавшая (у славян это Род);

2. существует множество второстепенных сил, управляющих различными разделами природы и сообщества людей;

3. эти силы дуалистичны, т.е. делятся на добрых и злых духов;

4. средством воздействия на высшую силу являются магические обряды или жертвоприношения;

5. божество природы постоянно возрождается;

6. помимо реального мира существует загробный мир человеческих душ.

На основе этой общности и произошло совмещение восточнославянского язычества и византийского христианства. Таким образом, делает вывод Л. Лебедев, «Русь оказалась особо предуготовленной к восприятию христианства».

Как мы уже отмечали выше, христианский элемент в общественной жизни Киевской Руси проявляется уже в начале X в. Первое в истории предложение устроить всеобщее крещение Руси принадлежит княгине Ольге. Князь Святослав отказывается от предложенного ему шага.

В 969 г. княгиня Ольга скончалась. Погребение ее совершили по-христиански. «Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на открытом месте. Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника - тот и похоронил блаженную Ольгу».

Во второй половине X в. распространение христианской веры делает столкновение с язычеством неизбежным. В 980 г. князь Владимир проводит реформу язычества, которая не увенчалась успехом. Причина неудачи реформирования языческой веры кроется в том, что язычество было лишено универсализма, который был присущ христианству. Оно не могло выступить как регулятор общественного развития и общественных отношений. Язычество восточных славян Владимировой эпохи зачастую считают отжившей верой, бессильной и не удовлетворяющей «изменившимся требованиям времени». С.М. Соловьев писал по этому поводу так: «Христианство было уже давно знакомо в Киеве вследствие частых сношений с Константинополем, который поражал русов величием религии и гражданственности. Бывальцы в Константинополе после тамошних чудес с презрением должны были смотреть на бедное русское язычество и превозносить веру греческую».

Не следует при этом забывать, что побывавших в Византии было не так много. Да и описанная ситуация религиозно-культурного влияния характерна в большей степени для южных городов, прежде всего Киева. Рассматривая второй после Киева по значению центр восточных славян - Великий Новгород, следовало бы говорить уже преимущественно о скандинавском влиянии (варяжском), а также о влиянии балтийских и угро-финских племен, т.е. влиянии чисто языческом, что создавало совершенно иную ситуацию, чем в Киеве. А население за пределами городов - и на юге, и на севере - едва ли вообще могло бы помыслить об отказе от веры предков, даже если проживало на одной территории с неславянскими племенами.

Тем не менее 983-986 гг. были отмечены своего рода затишьем в религиозно-духовном отношении. Объясняется это происхождением князя Владимира - внук христианки Ольги и сын язычника Святослава. По всей видимости, в душе князя идет борьба - борьба языческого и христианского начала.

В 988 г. князь Владимир и его дружина принимают крещение. Однако христианство на Руси распространяется довольно медленно. Чем же можно объяснить такое положение дел? И.Я. Фроянов называет две причины:

1. Преобладание добровольных методов обращения в христианство. Он считает, что по крайней мере в Киеве принимали крещение лишь желающие. С его точки зрения, князь и дружина не располагали средствами для массовых насилий, чтобы заставить народ креститься из-под палки. Что касается сопротивления введению христианства в других регионах, то оно было связано с оппозицией Киеву.

2. Известная терпимость византийского христианства к язычеству. По мнению историка, быстрым успехам христианства в древнерусском обществе препятствовала и стойкость языческих нравов в русском народе.

Даже в княжеской среде XI-XII вв. цепко держался культ Рода и земли.

С этой точкой зрения перекликается и мнение о. Георгия Флоровского, который справедливо заметил, что крещение Руси «никак нельзя и не следует представлять себе... как единичное событие, для которого можно назвать определенную дату. Это был сложный и очень многообразный процесс, длительный и прерывающийся, растягивающийся даже не на десятилетия, а на века».



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789




Интересное:


Христианская этика как основа русской этической системы
Понимание Добра и Зла в русской культуре
Становление свадебного обряда на Руси
Развитие русской нравственной философии
Духовный идеал русской культуры
Вернуться к списку публикаций