2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяКультурология — Культура ХХ века - от модерна к постмодерну



Культура ХХ века - от модерна к постмодерну


Мини-словарь терминов, используемых для характеристики постмодерна

ДЕКОНСТРУКЦИЯ (произв. от деструкции - разрушение и реконструкции - восстановление чего-либо по сохранившимся остаткам или описаниям) - термин, обозначающий философскую позицию; литературно-критическое течение, стремящееся объединить философию и литературу; метод изучения культуры. Принадлежит французскому философу Ж. Дерриде. Последний рассматривает культуру как серию взаимопересекающихся текстов, порождающих все новые смыслы, которые не имеют четко фиксированного предметного содержания. Отсюда критика классической философии (метафизики) и культуры с их противопоставлением добра и зла, истины и лжи, Бога и мира, души и тела и т.д., замена их игрой смыслов. Хотя разрушение классического стиля, осмысления мира не ведет, по мнению Деррилы, к созданию принципиально новой концепции, оно должно помочь лучшему пониманию содержания давно известных текстов культуры.

ИНСТАЛЛЯЦИЯ (анг. installation - устройство, сооружение) - произведение изобразительного искусства в виде какой-нибудь конструкции, сооружения с использованием разнообразных предметов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Эстетическое содержание. И. заключается в смысловых трансформациях и игре значений.

ИРОНИЯ (гр. eironeia - притворство) - 1) у тонкая, скрытая насмешка; 2) стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающего эффект насмешки; 3) принцип самосознания, занимающий центральное место в постмодерне, убежденного в невозможности появления в культуре чего-то действительно нового, оригинального - все уже было, обо всем сказано и сказано всеми возможными способами. На долю постсовременности остается игра с уже заданными смыслами и понимание этого - "Песни спеты, перепеты - // Сердце бедное молчи: // Все отысканы ответы, // Все подделаны ключи..." (Вл. Поляков).

КИЧ (нем. kitsch - дешевка, безвкусица, массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект) - обозначение тривиального, невыразительного, вульгарного в массовой культуре. Для постмодернизма характерна сознательная имитация К. ("интеллектуальный кич", эстетизация "мусора культуры").

КОЛЛАЖ (фр. collage - наклеивание) - 1) технический прием в изобразительном искусстве - наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; 2) в переносном смысле - одновременное сосуществование в культуре постмодерна самых разнообразных традиций.

ПАСТИШ (ит. pasticcio - стилизованная опера-попурри) – прием работы с историческим и художественным материалом прошлого и настоящего, предполагающий их абсолютно свободное соединение и цитирование, что ведет к возникновению новых смыслов. Термин предложен американским литературоведом И. Хассаном.

ПЕРФОМАНС (анг. performance - представление) - одно из чисто экспериментальных направлений в современной культуре. Используя свое тело, костюмы, вещи и окружение, художник ведет диалог со зрителем. Это определенный символический ритуал, ироничная игра по четким правилам.

РИЗОМА (rhizome - корневище) - термин, введенный французскими философами Ж. Делезом и Ф. Гаттари для обозначения принципиально нелинейного способа организации целостности текста (и культуры). Подчеркивает сложность переплетений и пересечений различных культурных тенденций.

СИМУЛЯКР (фр. simulacres, от simulation - притворство, создание ложного представления о наличии чего-либо) - результат процесса "симуляции", под которым французский философ Ж. Бодрийяр понимает "замену реального знаками реального" в экономике, политике, религии, науке, искусстве, современных информационных технологиях. С.- это знак, не имеющий аналога в реальности, "точная копия, оригинал которой никогда не существовал".

ХЭППЕНИНГ (анг. happening - случающееся, происходящее) - направление в современном искусстве. Х. - это своеобразный спектакль, рассчитанный не только на участие самого художника, его помощников, но и на зрителей. Сочетает элементы театра, музыки и живописи. Для X. характерна эстетика поп-арта.

ЭКЛЕКТИЗМ (гр. erlertiros - выбирающий) - 1) соединение разнородных художественных элементов. В постмодернизме синонимом Э. служит термин ''полистилистика"; 2) отсутствие единых ценностных оснований познания и деятельности как следствие разрушения целостности культуры, культурная ситуация, в которой "...публика находит удовольствие в чем угодно..." (Ж.?Ф. Лиотар).



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112




Интересное:


Арабо-мусульманская культура как целостный феномен
Социокультурное и общеисторическое значение религиозных преобразований средневековой Руси
Культурный интертекст кича
Древнерусская эстетическая мысль: византийское и самобытное
Дворянская усадьба как явление культурно-исторического ландшафта
Вернуться к списку публикаций