2013-06-20 09:34:19
ГлавнаяКультурология — Национальный характер как культурологическая модель



Национальный характер как культурологическая модель


Преобладание иррационального, эмоционально-чувственного в характере народа позволило ряду авторов говорить о женственности русского характера, связывая это, прежде всего, с тем, что центральной почитаемой фигурой в русском православии является Богоматерь, в которой сфокусировался предыдущий опыт почитания женского космического начала в форме девы, как одного из древнейших и важнейших понятий индоевропейской культуры. Как основополагающее качество рассматривал женственность Бердяев Н., напрямую связывая это свойство с православным почитанием Богоматери. «Русская религиозность - женская религиозность, - религиозность коллективной биологической теплоты, переживаемая как теплота мистическая... Это не столько религия Христа, сколько религия Богородицы, религия матери-земли, женского божества, освещающего плотский быт». Поскольку преобладает «религиозность коллективная» над «личной», то это выражается в покорности, смирении, пассивности, терпимости. Оборотной стороной этого дара, по мнению Бердяева Н., является то, что «русская душа - мятежная, ищущая, душа странническая..., никогда не удовлетворяющаяся ничем средним и относительным...». Россия — это страна великой культуры. И в тоже время в ней можно обнаружить темную иррациональную реакционную стихию. Поэтому идеализация народных эстетических представлений по Бердяеву Н. может привести в сторону реакционного мракобесия. Причины противоречивости, антиномичности он видит в несоединенности мужественного, светоносного и твердого духа, который призван овладеть стихиями женскими. В результате и русский народ не раз в своей истории становился заложником таких своих женственных черт, как доверчивость, миролюбие, смирение, покорность и незлопамятность.

Поскольку чувственно-созерцательное начало имеет доминирующую основу, то это, как полагает Ильин И., привело к специфическому восприятию образа Иисуса Христа в народном сознании. Для русского народа Христос - страдалец, покровитель убогих, немощных, нищих. Отсюда русский народ симпатизирует внутренне нищим и убогим, всячески почитает блаженных, юродивых.

Символом и вместилищем всех чувств вообще и религиозных в частности в религии и философии является сердце. Поэтому и говорят, что русские православные любят и верят сердцем.

Значительное и существенное влияние на великорусский этнос оказала встреча с татаро-монголами. Историки оценивают роль татаро-монгол в истории русской цивилизации не однозначно. Карамзин Н., Костомаров Н. подчеркивают большое воздействие этого периода на всю дальнейшую историю Руси; из евразийцев Трубецкой Н. делает эту точку зрения еще более категоричной, позитивно оценив его влияние. Соловьев С. подчеркивал разрушительность данного явления, на таких же позициях стоит Греков Б. С метаисторической позиции, Андреев Д. выделяет монгольскую цивилизацию как темную.

Вернадский Г. так сформулировал общеисторическое значение монгольской экспансии: «Монгольская экспансия XIII в. была одним из важных и судьбоносных взрывов в истории человечества, которые опрокинули Римскую империю, положив конец древнему миру, а также с триумфальным маршем ислама в VII столетии». Монголы были кочевыми народами, основу жизнедеятельности которых составляло кочевое скотоводство. Они находились на стадии «присваивающей экономики». Психологический склад кочевников отличался от «земледельческих культур». Земледелие вырабатывает мягкие нравы доброго соседства с людьми, растительным и животным миром. Скотовод — кочевник, представитель присваивающей культуры — берет, а не дает. Пределы воспроизводящих способностей степи ставят пределы размерам стад животных, отсюда постоянная борьба кочевых племен за пастбища и постоянные набеги на оседлые народы - это одна из форм их присваивающего хозяйствования.

За 250 лет ордынского владычества было разорено огромное количество городов, сел. Сократилось население, резко упала грамотность. Влияние татаро-монгол на быт, нравы, психологию русского народа было неоднозначным. Ильин И. признает факт неоднозначности такого влияния. С одной стороны, он говорит об ужасных последствиях монгольского ига. «Прежде всего, это было неслыханное душевное потрясение, которое из народной души не изгладится никогда, своего рода «психологическая травма», рана... массовая душа, как и индивидуальная, заболевает порывом к подражанию: кровь взывает к крови, разбой возмещается разбоем». И если впоследствии приходится видеть в русской истории большие мятежи с убийствами, разбоем, пожаром, необходимо брать в расчет эту исторически унаследованную душевную рану. Неизмеримый ущерб был нанесен принципу правосознания и чувству собственности в русском характере. Необходимость постоянно начинать с нуля и строить на пепелище привела к привычке относиться к собственности как к чему-то ненадежному и необязательному, не способствуя тем самым развитию экономии и бережливости в русском характере.

Однако Ильин И. говорит и о положительных аспектах татаро-монгольского влияния на русский народ. Продолжительное монгольское иго воспитало в русских и положительные качества: проницательность, неистощимое терпение и стойкость; способность выносить самый низкий жизненный уровень и при этом не падать духом; искусство самопожертвования и безрассудной самоотдачи; жизненную стойкость характера; удивительную покладистость и гибкость; наследственную отвагу; ярко выраженное, в поколениях воспитанное искусство оборонительной войны.

Неслучайно Гумилев Г. считает, что на период ХШ в. приходится микромутация, «иными словами, появились люди, ставящие идеал (или далекий прогноз) выше своих личных интересов или случайных капризов. Пусть их в ХШ в. были единицы — в XIV в. их дети и внуки составляли уже весомую часть общества».

Татаро-монгольское иго повлияло и на становление русской государственности. Многие черты государственного устройства Золотой Орды в той или иной степени унаследовало позднее Московское государство. Сюда относится система сборов налогов, система таможен и государственного контроля за торговлей, организация войска, практика широкого использования опыта иностранных ученных и специалистов, приглашавшихся на государственную службу. Сюда же относится и особая роль верховного правителя, которого русские в эпоху расцвета золотоордынского государства называли царем и признавали его равенство с римским императором.

Именно под влиянием Золотой Орды в Московском княжестве сформировалась оригинальная для Руси, но обычная для восточных деспотий система управления монарха без посредничества сословно-представительных органов или церкви.

После распада Золотой Орды межэтнические контакты с татарами продолжаются. Но не сопровождаются утратой этнического самосознания, культурных традиций, религиозных верований.

Процесс формирования русской народности проходил медленно, значительную роль в развитии славян сыграли тюркские и финно-угорские племена. Однако сложный процесс формирования суперэтноса не отменил развития данных этносов, он сблизил их, направил по одному этапу эволюции и привел к образованию Российской цивилизации с отличительными чертами.

Естественно-географический фактор. На развитие русского характера существенное влияние оказал естественно-географический фактор. Важным условием развития этногенеза любого народа следует считать его место развитие (иногда его называют ландшафтом, иногда природно-хозяйственной территорией). «Душа всякого народа похожа на душу того пейзажа, среди которого он живет» - отмечал Степун Ф. Место развития российского этноса стала Евразия. Большая часть населения России живет на Восточно-Европейской равнине. Раскинувшись на тысячи километров, она не прерывается ни морями, ни горными хребтами. И лишь ледовитый океан на севере, Кавказский хребет, черное море на юге, Уральские горы на востоке, Карпатские горы на западе — являются естественными преградами. Внутри данного прямоугольника - равнина, лесные массивы, реки с многочисленными притоками и бесконечная степь.

Как тип место развития, по мнению Гумилева Л., он сформировался в XIV в., когда из разных субэтносов образовался один этнос. Равнина по-разному влияет на население. Обширные пространства способствуют низкой концентрации населения в одном месте. Наличие вокруг человека обширных территорий способствует развитию у него обостренного чувства пространства и особого отношения ко времени Гачев Г. определяет в соответствии с этим такую модель мира для русского человека (бесконечно-горизонтальная).

Широта равнинных пространств действовала специфически на русский характер. По мнению Бердяева Н., безграничность пространства местообитания русского народа оказывает противоречивое воздействие. Широта, удаль, щедрость, свободолюбие - на одной стороне; расточительство, разгул, бесшабашность, слабая самодисциплина - на другой. Власть шири над русской душой детерминирует целый ряд русских свойств и русских недостатков. С нею связаны русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности.

Проживание людей в удаленности друг от друга, от торговых и культурных центров привело к созданию универсального типа личности. Вынужденный отвечать на множество вызовов (климат, природа, пространство) человек должен был не только преодолевать обстоятельства, но и развивать в себе всеобъемлющие качества. Климатические условия достаточно жесткие. Теплое, но короткое лето, долгие и холодные зимы, поздняя весна, с частыми возвращением холодов. Даже в южных частях страны снег лежит по три месяца, чего не знает почти ни одна страна Западной Европы. Арктические ветры, не встречая сопротивления в виде высоких горных хребтов, временами продувают страну насквозь, добираются до самых южных ее частей. На севере дыхание Ледовитого океана ощущается особенно сильно. С Востока через всю страну дуют континентальные ветры, обжигающие холодом зимой, несущие засуху летом.

Поэтому циклы сельскохозяйственных работ были необычайно короткими, не более 125-130 рабочих дней. В течение, по крайней мере, четырех столетий русский крестьянин находился в ситуации, когда низко плодородные почвы требовали тщательной обработки в условиях дефицита сельскохозяйственного времени: «Находясь в столь жестком цейтноте, пользуясь довольно примитивными орудиями, крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую зависела только от плодородия почвы и капризов погоды. Реально же при данном бюджете рабочего времени качество его земледелия было таким, что он не всегда мог вернуть в урожае даже семена...».

Практически это означало для крестьянина неизбежность труда буквально без сна и отдыха, труда днем и ночью, с использованием всех резервов семьи (труда детей и стариков, на мужских работах женщин и т.д.). Крестьянину на западе Европы ни в средневековье, ни в новом времени такого напряжения сил не требовалось, ибо сезон работ был там гораздо больше. Перерыв в полевых работах в некоторых странах был до удивления коротким (декабрь - январь). Конечно, это обеспечивало более благоприятный ритм труда, да и пашня могла обрабатываться гораздо тщательнее (в 4-6 раз). В этом заключается фундаментальное различие между Россией и Западом.

Широта русской земли, климатические условия открывали путь к экстенсивной, а не интенсивной работе. Конечно, все это приводило к формированию в русском человеке неоднозначных психологических поведенческих стереотипов. Скоротечность рабочего сезона, требующая почти тяжелой круглосуточной и быстрой физической работы, сформировала трудолюбие, быстроту в работе, быструю концентрацию, напряжение физических и моральных сил. Период весенне-летних работ стали называть страдой, «страдной порой» - период физических страданий: «где пахарь плачет, там жнея скачет», «день летний год кормит», «не сможешь — не осилишь, не надорвешься — не поможешь». Однако и весь год работы «невпроворот», всегда «в трудах и в заботах». Об этом свидетельствует обычная длительность крестьянского рабочего дня. Типичным примером могут быть сведения о режиме дня в уездах Тверской губернии во второй половине XVIII века. В Старицком уезде крестьяне традиционно летом и зимой просыпались и вставали в 3-4 часа пополуночи. В Краснохолмском, Корчевском и Тверском уездах вставали в четвертом часу по полуночи. Вечерами же мужчины ложились спать не ранее 11-ти (зимою - в 10), а женщины за рукоделием засиживались за полночь. Такой долгий рабочий день лишь после обеда (пополудни во втором часу) прерывался часовым (иногда чуть больше) сном.

Когда заканчивается «борьба» с тяжелыми природными условиями, человек направляет свою деятельность не на преобразование внешнего, а развитие своих творческих способностей (предметы прикладного искусства, устное народное творчество). Всем известна изобретательность и смекалка русского народа. Трудолюбию сопутствовали такие черты его характера и психологии, как «проворность», «поворотливость», «переимчивость», воспитываемые с детства.

Но, с другой стороны, это приводит к появлению и полярных качеств. Ключевский В. отмечает, что у русского человека нет привычки к ровному, умеренному, постоянному труду — и это тоже результат природы.

Вместе с тем, наличие экстремальных, неблагоприятных условий, которые могли свести на нет результаты тяжелого труда, порождали в сознании идею всемогущества Господа Бога. Труд - трудом, но главное зависит от Бога («Бог не родит, и земля не дает», «Бог народит, так и счастьем наделит», «Бог полюбит, так и не погубит», «не конь везет, Бог несет», «даст Бог день, даст Бог пищу», «человек гадает, а Бог совершает», «все от Бога, всяческая от творца», «с Богом не поспоришь», «Божье тепло, Божье и холодно», «Бог отымет, Бог и подаст» и т.д.

Однообразная местность, не имеющая особых препятствий (гор, морей и т.д.) для передвижения способствовала (в прошлом) сильной миграции народа, давала возможность для расширения своего обитания.

Активная миграция русского этноса происходила во всех направлениях и самыми различными способами. Огромные пространства неосвоенных земель открывали широкие возможности для их исследования и освоения. Часто это осуществлялось не специально организованными экспедициями, а результатом того, что люди, боясь попасть в рабство или в зависимость от кого-либо, спасаясь, уходили на еще не освоенные территории и там основывали поселения, затем целые города. Вследствие этого, должны были усилиться и исследовательские качества русского народа. В ходе освоения новых земель русские встречали на своем пути много разных народов, захватывая их территорию, иногда это происходило в ходе военных действий, но чаще без особых конфликтов.

Как отмечалось, развитие русского характера происходило на основе определенного синтеза. Русские, с одной стороны, в силу устойчивости, а с другой — подвижности, способны были принимать инокультурные формы, вбирая в себя черты, нормы, традиции, образ жизни некоторых народов.

Любой тип место развития является носителем этноса, который формирует определенные качества, определенный тип поведения. Обусловленностью место развития складываются определенные стереотипы. Гигантские пространства необходимо было не только осваивать, но и защитить.

В то время, как Западная Европа, начиная с VIII века не подвергалась серьезным внешним агрессиям, Россия значительную часть своей истории провела в оборонительных войнах. «Россия есть громадное континентальное государство, не защищенное природными границами, открытое с востока, юга и запада... изначала осуждалось..., на постоянную тяжкую изнурительную борьбу с жителями степей... бедный, разбросанный на огромных пространствах народ должен был постоянно с неимоверным трудом собирать свои силы, отдавать последнюю тяжело добытую копейку, чтобы избавиться от врагов, грозивших со всех сторон», — писал Соловьев С.

В период с 1055 по 1462 годы Соловьев С. насчитал 245 известий о внешних агрессиях на Русь; из них около 200 приходится на период с 1240 по 1462 годы, что дает в среднем по одному нашествию в год. В XVI-XVII веках войны на южных и юго-восточных рубежах Московского государства велись практически ежегодно, на западных границах — каждый второй год. Ряд ученных называют цифру — 666 лет, поскольку в течение указанного периода Россия 134 года воевала одновременно с несколькими странами или враждебными коалициями.

Столетия военных угроз, боевых успехов и поражений, нового собирания сил и нового военного напряжения заложили в душе русского народа данные ему от природы выносливость, неприхотливость, стойкость, самоотверженность, готовность жертвовать личным благополучием во имя спасения Отечества. Война не случайно высвечивает нравственные, духовные силы русской нации. Именно в экстремальных условиях войны русский народ проявляет высокие образцы нравственности - доброту, готовность делиться последним, самоотверженность до самоотречения.

При этом, как утверждает Панченко А., «нация запомнила и сделала символами победы на грани поражений, победы с громадными потерями». Поскольку в таких сражениях проходила концентрация всех сил, самоотречение и самопожертвование возводились в многократную степень и вся гамма нравственных качеств раскрывалась в полном объеме.

Социальное влияние. Социальное влияние на формирование психологических качеств русского народа связано со специфическими особенностями социальных организаций, в которые включаются русские люди. Можно выделить два уровня, обеспечивающие функционирование социальных организаций. Это микроуровень, характеризующийся непосредственными личностными контактами, и макроуровень, который осуществляет систему опосредованных социальных взаимосвязей.

Детерминирующее воздействие на психологический облик русского народа имели община - на микроуровне и государство - на макроуровне. Рассматривая на макроуровне систему опосредованных взаимосвязей, необходимо осветить факторы, влияющие на данную систему в рамках государства. Так или иначе, данные посылы будут влиять на становление черт и качеств характера народа. Значительную роль в становлении русского народа и его качеств сыграл фактор местонахождения России среди других народов мира. Русский народ вынужден обстоятельствами своей истории обстраиваться на стыке Европы и Азии.

Россия относится к пограничной культуре, т.е. той культуре, которая сформировалась на стыке между христианским, исламским, буддийским и языческим миром и включает в себя в различных комбинациях многие элементы. К ним относят, помимо Российской, балканско-дунайскую, иберо-американскую, магрибскую цивилизации, а также культуры народов Меконга и Менана, бассейна Аму-Дарьи.

Входящие в такую цивилизацию системы не разрушаются, а отшлифовываются, образуют свои новые качества, цельные и оригинальные. Важной особенностью пограничных цивилизаций является то, что они способны обеспечить сосуществование и взаимообогащение различных этносов, религиозных и социальных общностей.

Срединное положение России на евроазиатском континенте объективно обусловило многонациональный состав населения. Россия в этническом отношении является своеобразной моделью мира, где сосуществуют более ста народов, представляющих религиозные различные конфессии и этнические группы.

Многонациональный состав населения сложился в результате внутренней колонизации. В процессе обретения Россией новых земель был выработан особый тип межнациональных отношений, неизвестный другим европейским империям. Этот тип межнациональных отношений основан на чувстве уважения к другим народам, к их религии, обычаям и традициям.

Возникает симбиоз, синтез различных характеристик, восприятие и творческая переработка культурных многообразных завоеваний, и в тоже время защита творческого начала собственной эволюции. Такие цивилизации оказываются более жизненными, формируя соответствующий тип этнического поведения и динамический характер личности. Да и само государство формируется не на политических основах, как отмечает Ключевский В., а на «племенных, экономических, социальных и церковно-нравственных».

Пограничным цивилизациям, из-за гетерогенного характера, будут соответствовать особые способы организации власти: жесткие методы государственного управления, подчинение региона центру, особая роль политической власти, слабость гражданского общества.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Вещь как язык искусства
Оппозиция «открытое — закрытое пространство» в русском литературном пейзаже XIX века
Культурная семантика феномена кича
Христианская этика как основа русской этической системы
Культурные основы и содержание русской народной свадьбы в XIX в.
Вернуться к списку публикаций