2013-06-20 09:34:19
ГлавнаяКультурология — Национальный характер как культурологическая модель



Национальный характер как культурологическая модель


Генезис русского характера.

В развитии каждой цивилизации присутствует два исторических компонента.

Вертикальная (хроно-вертикальная) нить преемственности своего предшествующего опыта, его обогащения и преобразования, т.е. своего рода кармическая ветвь жизненных превращений одной и той же сущности либо по линии возвышения, либо по линии снижения качества.

Горизонтальная (хроно-горизонтальная) нить заимствования и отторжения чужого опыта, взаимодействия с другими (иногда конфронтация и соперничество). В результате приобретается свой исторический ритм, в процессе которого нация (этнос) пульсирует, ее развитие под воздействием различных факторов то ускоряется, то замедляется, пространственный ареал то сжимается, то расширяется. Параллельно данному процессу идет формирование национального своеобразия, которое фиксируется в национальном характере. Специфика этой структуры будет определяться воздействием таких факторов, как расово-этнический, естественно-географический, влияние устойчивого социально-экономического способа и типа жизнедеятельности и общественно-политического фактора. А также рядом специфических факторов, относящихся только к определенным государствам, которые детерминировали его развитие и способствовали формированию характера нации.

Расово-этнический фактор. Россия относится к тем образованиям, которые принято называть - суперэтнос.

В наше время подавляющее большинство населения России — восточнославянский народ (русские). На втором месте стоят тюрки, затем этносы, говорящие на кавказских языках, финно-угорские народы. Имеются калмыки и буряты, говорящие на монгольских языках, а также различные немногочисленные этносы севера, языки которых составляют особую группу. Из некогда доминировавших на юге нашей страны иранцев уцелел лишь один их потомок по языку - осетины. Такая этническая карта постепенно сложилась, в основном, в течение последних полутора тысяч лет.

В становлении Российского суперэтноса можно выделить следующие этапы:

I этап - тысячелетия, когда формировались предпосылки возникновения древнерусского этноса.

II этап (IX - XIII века) - формирование древнерусской народности в рамках Киевской государственности.

III этап (XIII - XVI века) - распад древнерусской народности и образование трех новых этнических форм — великорусской, украинской и белорусской, каждая из которых в последствии превратилась в самостоятельные национальности; а становление великорусской народности идет в рамках Московского государства.

VI этап (XVII - XIX века) - активная внешняя колонизация и хозяйственное освоение новых земель.

V этап (XX век) - кризис прежних форм государственности и попытки найти новые формы хозяйственной, культурной, политической интеграции различных народов и этносов, составляющих Российский суперэтнос.

Развитие русских как национальности было длительным процессом. Биосоциальное единство, социально-культурная близость, материальная культура, религиозно-духовная близость формировались постепенно.

Стержнем и ядром великорусского психологического типа выступает славянское начало. Славянская группа языков: восточные, западные, южные - входящие в индоевропейскую общность, - к которой так же относились восточная группа (индийцы, иранцы, армяне, таджики) и западноевропейская (англичане, германцы, французы, итальянцы, греки).

Многие ученые полагают, что прародина индоевропейцев находилась на юге современной России и Украины.

В свою очередь ученые-ведисты относят ее к полярным, приполярным и заполярным областям современной Евразии. Эту гипотезу косвенно подтверждают новейшие исследования океанографов и палеонтологов, которые пришли к выводу, что 30-15 тыс. лет до н.э. климат Арктики был достаточно мягким, а Северный Ледовитый океан был теплым. Такие климатические условия не исключают существования в данных широтах очага древней цивилизации.

Источником для выдвижения подобной гипотезы послужила мифология. Именно мифология, по мнению Лосева А, дает исходные идеи современной науке. Поскольку в мифе закодированы в знаково-символической форме реальные события далекого прошлого, стародавние общественные отношения и нормы поведения, то критический анализ мифа дает возможность реконструировать архаические формы сознания древних людей.

Сведения о древней полярной цивилизации, как полагают ученые-ведисты, зафиксированы во многих культурах (древнеегипетской, древнегреческой, древнеримской и т.д.). В историю она вошла под названием Гипербореи. Этнотип гиперборейца означает «те, кто живет за Борем (Северным ветром)» или просто «те, кто живет на Севере».

Природные катаклизмы (новая эпоха похолодания) приводят к гибели цивилизации и движению древних народов с Севера на Юг, через Северо-западную и Центральную часть современной России. Где новые условия существования требовали от славян выработки жизнеспособных стереотипов. По мнению Гумилева А. любая этническая история имеет 3 параметра:

1) Соотношение каждого этноса с его вмещающим и кормящим ландшафтом, причем утрата этой связи невосполнима: упрощается, а вернее, искажается и ландшафт, и культура этноса.

2) Вспышка и последующая утрата пассионарности: этногенез — как энтропийный процесс.

3) Выделение из этноса отдельных персон и консорций (сект, изменяющих стереотипы поведения и отношение к природной среде на обратное.

Однако глубинное информационное поле Вселенной кодирует и хранит любую информацию, исходящую от живых и неживых структур. Причем такая информация не хранится пассивно, а отрабатывается, перерабатывается и предается в необходимых дозах, в необходимое время и в необходимом направлении. Процессы эти невозможны без непрерывной энергетической подпитки и информационного круговорота, в ходе которого возникают устойчивые смысловые структуры, сохраняемые и передаваемые от одних носителей к другим.

На генетическом уровне запись первичной информации происходит на квантово-волновом уровне. Информация, таким образом, поступает из организма, но обусловлена космическими факторами. Гены принимают ее и передают от клетке к клетке. Частным случаем выступают и феномены сознания, проявляясь в неразрывной взаимосвязи с другими объектами, структурами окружающего мира. Глубинные силы обеспечивают мышление, генетическую преемственность поколений, прием и передачу всех видов информации в пределах целостных материальных систем. Поэтому ряд авторов истоки психологических характеристик, неповторимость русского народа связывают с гиперборейской традицией.

Древнее наследство у славян сохранилось в форме стойких мифологических воззрений. Можно выделить несколько слоев и архетипов, которые соответствуют формационнным и цивилизационным реалиям.

1. Эпоха космического яйца. 2. Эпоха космического колеса. 3. Эпоха космического древа. 4. Эпоха космической коровы. 5. Эпоха космического коня. 6. Эпоха космизированной земли.

Представление о яйце - это наиболее архаический архетип. Космическое яйцо — это Вселенная. Звездное небо - это скорлупа, окружающая Землю. Яйцо возникает не само по себе, а ассоциируется с несушкой, т.е. Творцом, оно же дает жизнь. Вследствие этого его олицетворяли с Солнцем — источником весеннего возрождения.

Подобный образ закреплен в Жар-птица, которую похищают силы Тьмы (Зимы), но она успевает снести золотое яйцо — источник последующей жизни, света и тепла.

С архетипом яйца тесно связано и космическое колесо, символизирующего круговорот во Вселенной, цикличность времен, смену дня и ночи, а также времен года — весны - лета - осени — зимы.

Данные сюжеты нашли своё выражение в сакральных обычаях и обрядах и прослеживаются на протяжении всей истории русского мировоззрения.

Блуждания Солнца в течение Полярной полугодичной ночи и полугодичного дня закодированы в спирали. Спиральная тематика, в которой выражен глубокий древнеарийский вселенско-космический смысл трансформировалась в самые различные формы и дошла до сегодняшних дней. Это и русская традиционная вышивка, головной убор, русская утварь и предметы домашнего обихода — украшенные солярно-кружевным орнаментом, и знаменитый русский хоровод. Внутреннее устройство дома славян было принято украшать солярными мотивами. Это несло двоякую смысловую нагрузку: во-первых, показывало причастность человека к космической стихии; а во-вторых, защищало от темных сил. Данная символика популярна у северных народов - эвенки, коряки, долганы, эскимосы.

Архетипы дерева символизируют мудрость жизни, преемственность поколений. Корни - это прошлое, крона устремлена в будущее. Этнографы регулярно констатируют стойкую и повсеместную веру в целительную силу деревьев. Во многих районах - особенно на Севере и в Сибири - деревьям и кустам по-прежнему приносят плоды, а ветки либо завивают, либо украшают лентами. Кое-где до сих пор старые душистые деревья считаются наделенными целительной силой: чтобы ей воспользоваться, нужно прислоняться к стволу, залезать в дупло или пролезать через него, если оно сквозное. Все это восходит к Гиперборейской традиции. Преклонение перед деревьями тесным образом связано с тотемным прошлым древних ариев. Это относится к периоду распада некогда единой этнической структуры. Возникла необходимость отличать «своих от чужих» - что привело к появлению тотемов. Поскольку в те далекие времена люди не отделяли себя от природы, видели в животных и растениях себе подобных - защитников и союзников. Отголоски тотемного прошлого можно увидеть в орнаменте, узорах, вышивках, резьбе, росписи, на крышах - это коньки и петушки, на полотенцах и рубашках - утицы. Тотемное прошлое живет в именах и фамилиях Древней Руси. В современных условиях прослеживается в геральдической истории.

Культ коровы уходит своими корнями в ту стадию развития человеческой цивилизации, когда она перешла к оседлому образу жизни и скотоводству. Эпоха быка непосредственно сопрягается с Эпохой колеса, поскольку бык был основной тягловой силой в миграциях индоевропейцев. Во многих мифологических и религиозных системах Бык — это символ могущества и богатства. Бык отождествлялся с Конем в одной из своих ипостасей. Данный архетип тесным образом связан с космическим символом Коня. Неотделимый спутник небожителей. Славяне верили, что Святой (общеславянский бог) садится ночью на коня и устремляется в небо, на врагов славян, истребляя их. Отсюда летающий конь - любимый образ русского фольклора. Архетипы космических животных - неисчерпаемый источник духовных сил - пронизывал и все искусство Руси, России.

Однако Луна, Солнце, Звезды - это не весь Космос. Неотделимой частичкой Вселенной является и сама Земля. Человек неразрывно связан с Землей. Но сын Земли - сын Космоса, значит он сам - частичка этой Вселенной. Архаичное мифологическое мировоззрение сформировало образ Великой матери, в народном сознании он закреплен как Мать сыра Земля, уходит своими корнями в доисторическое прошлое - эпоху матриархата.

Информация, гиперборейская мудрость, закодированная в знаках и символах, прошла через века, закрепилась на уровне бессознательных архетипов. «В основе объединения всех наций и народностей современной России лежат и архетипы язычества, и они «держат на себе» великий российский суперэтнос как единство этнического многообразия.

Миграция славян приводит их на новый «вмещающий ландшафт», где они взаимодействуют с другими народами индоевропейской группы, прежде всего индоязычными и ираноязычными группами, получившими название арии. По мнению ряда авторов, в процессе общения были выработаны многие элементы народного искусства и культуры, которые нашли свое закрепление в знаках, символах, языке, верованиях, истоки которых сложились в глубине веков, в период полярной родины, а укоренились в процессе взаимодействия.

Тесные контакты у праславян были и с угро-финскими племенами. Поэтому не случайно, что многие названия местностей и рек в северной части России имеют финское происхождение. В русских летописях часто говорится о финских чародеях, или волхвах. Влияние финно-угров проявилось в языке, в быту, в хозяйственной жизни, в суевериях и религии.

В процесс консолидации этносов и становления русского национального характера определенную роль внесла православная церковь. Православие скрепило в единое духовное целое многие племена Евразии с разным генофондом. В русском культурном архетипе наблюдается совладение этнической и религиозной идентичности: русские как православные и православные как русские. Тем не менее, православие все-таки, оказавшись в известной мере терпимым и к язычеству многих этносов, было вынуждено приспосабливаться к старым верованиям. Например, православный праздник, посвященный Иоанну Крестителю, вобрал в себя языческий праздник Ивана Купала.

Являясь органичной частью русской культуры, православие не только проявляло благосклонность, но и поощряло проявление разнообразия (этнического и регионального) в обрядности и вообще положении церкви. Здесь можно обратить внимание на такой мощный пласт русской и российской культуры, как многообразие школ, направлений храмового строительства, иконописи, фресковой живописи, строительства монастырей, организации церковного и монастырского быта (например, школы северного и сибирского деревянного храмового и монастырского зодчества, псковская, новгородская и владимиро-суздальская, московская, рязанская, вологодская, смоленская школы каменного храмового зодчества, особняком стоящие изразцами украшенные храмы Ярославля и Костромы и не меньшее количество иконописных школ). Удивительно то, что в иконописи, фресковой живописи, храмовом строительстве творили представители не только русского, но и других этносов, привнося этнические региональные мотивы и представления. И все это уживается в православной вере, а, следовательно, выполняет своими средствами культурные объединительные функции.

Важно отметить и такой момент, что православие на Русь пришло через Византию и дало возможность приобщиться к греческой культуре и выработанным ценностям. Соединение в русском православии трех сил в лице византийской веры, язычества и народного характера привело к своеобразному и сложному симбиозу в русской вере разнородных элементов, результатом чего стало образование религиозного феномена, называемого двоеверием. Русский человек почитал Бога, церковь, христианские таинства, но вместе с тем он не менее твердо почитал и одухотворял природу, верил в леших, домовых, мистическую силу заговоров. Вторая сторона является таким же неотъемлемым элементом русской православной веры, как и первая. Флоровский Г. называл этот феномен «ночной и дневной культурой».

Самым важным следствием двоеверия стало духовное раздвоение русского характера, проявившего себя в причудливом сосуществовании и противоборстве рационального и иррационального. Флоровский Г. считает, что дневная культура была культурою духа и ума, это была «умная» культура, а «ночная» культура есть область мечтания и воображения. Из такого причудливого сочетания разума и чувств, дневной, «умной» и «ночной» культуры проистекают сильные и слабые стороны русского характера. Мягкость, доброта, отзывчивость соседствуют в ней с недостатком волевой закалки и «умного» рационального видения мира. При этом, по мнению Флоровского Г., на всем протяжении русской истории эмоциональное отношение к действительности преобладает над рассудочным мышлением.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Русская народная нравственность и нравственный идеал
Вещь как язык искусства
Дворянская усадьба как явление культурно-исторического ландшафта
Искусство лакового промысла Федоскино в историко-культурологическом восприятии (вторая половина XVIII - XX вв.)
Кризис культуры в условиях тотальности цивилизации и трагедия гуманизма
Вернуться к списку публикаций