2013-06-20 09:34:19
ГлавнаяКультурология — Национальный характер как культурологическая модель



Национальный характер как культурологическая модель


Безусловно, национальный генотип влияет на формы, в которые отливается национальная культура, но, в свою очередь, и национальная культура начинает все более сильно воздействовать на национальный генотип, поскольку главная функция культуры - адаптивность человека с его природными данными к той среде, в которой он живет. Поэтому национальный генотип и культура находятся в постоянном взаимодействии и отчасти в противоборстве. Культура стремится преодолеть некоторые черты генотипа, неудобные в общественной жизни, а иногда и опасные с точки зрения существования отдельного человека и общества в целом. Поэтому можно согласиться с тем, что предлагает Касьянова К.: разложить национальный характер на генотипы - то есть то, что каждый из нас получает от природы, через гены, и на культуру — то, к чему мы приобщаемся, начиная от рождения.

В основании формирования национального характера лежат традиции, нормы, обычаи и усваиваемые ценности. Категория ценности, как считают ряд ученных, сочетает в себе конструкт природных и культурных инвариантов. Поскольку человек есть часть природы, то действия ее законов отчасти распространяется и на него. А в своих фундаментальных проявлениях законы природы действуют одинаково на всей планете. Но так как человек лишился своей «естественной нравственности», то ему «понадобилось сохранить от забвения прежние нравственные нормы, записать и проповедовать их в назидание как предостережение против выбора иных жизненных установок» - считает Салин Ю. По мнению ряда авторов, они составляют основу общечеловеческих ценностей, которые одинаковы для всех, но ранжированность, степень выраженности будет различна и будет зависеть от степени выраженности этнических признаков. С другой стороны, вбирая общечеловеческие ценности, этнические общности вырабатывают свои, основываясь на длительном этапе своего развития, которые в процессе позитивного взаимодействия этнических общностей, государств переходит в ранг общечеловеческих.


Вариативность использования ценностей национальным характером

Схема 2. Вариативность использования ценностей национальным характером


В свою очередь, возможность ориентации своего поведения, исходя из общих социальных ценностей, выработанных человечеством, находится в прямой зависимости от способностей этнической общности в целом и входящих в нее членов в частности к индетификации с окружающим миром.

Для этого необходимо осознать собственные этнопсихологические особенности, а это есть процесс опосредствованного познания самого себя через познание этнического мира, людей, взаимоотношений с ними. Перенос фиксированных этнопсихологических свойств непосредственно на себя приводит к осознанию степени присутствия, выраженности проявления и развития их у самого человека.

Расширяя сферу переносимых на себя этнических свойств и особенностей других, человек представляет ее как систему сущностных свойств и поведения применительно как к себе, так и к другим, составляющим некоторую этническую общность. Результатом этого переноса является и ощущение себя, представление о себе как об индивиде, похожем на окружающих других. Значит, у человека складывается образ самого себя и своего поведения, привязанный к условиям бытия конкретной этносоциальной общности, в которую он себя включает.

Далее процесс самопознания переходит в систему познания самого себя («Я и Я»), где происходит проекция фиксированных свойств на качество своего «Я». Анализируя и осмысляя себя (свое «Я»), собственное поведение, человек соотносит его с детерминирующей его мотивацией, обусловленной возлагаемыми на человека требованиями этносоциальной общности. В результате данного соотношения происходит осознание самого себя субъектом своей этнической общности, субъектом, наделенным этнической индивидуальностью (своеобразным специфическим сочетанием психологических свойств), детерминированной внешними и внутренними условиями, актуализированной в таких же, похожих на него других. Стало быть, переход из одной системы познания в другую отражает интегральную направленность самосознания, которая выражается процессом перехода от внешних психологических характеристик (этнопсихологических особенностей) самого себя и окружающих других во внутреннее качество, выраженное в ином понятии как этническая индивидуальность. Самопознание в системе соотнесения себя с другими и в системе соотнесения себя с самим собой реализуется непосредственно при взаимоотношениях человека с другими людьми в процессе общения и деятельности, являющихся условиями самого процесса самопознания. Только через деятельность и общение, в которые люди вступают для достижения общих целей в совместной деятельности, каждый из них познает этнический мир, а вместе с тем через познание этнического бытия, познает самого себя, осознавая себя в качестве субъекта своей этнической общности. Формой выражения осознания себя субъектом этнической общности является этническая определенность личности. Она представлена в неразрывном единстве двух ее сторон: объективной и субъективной. Первая рассматривается как комплекс связей, выражающих объективную социальную зависимость личности от общества, закрепляющуюся в процессе этнизации, через заключенность личности в социальную, экономическую, политическую и др. сферы функционирования этноса. Вторая - как комплекс субъективной, психологической привязанности личности к условиям жизнедеятельности своей этнической общности.

Условием формирования этнической определенности принято считать овладение человеком системой ценностей этнической культуры общности, активная его позиция в сфере жизнедеятельности. Этнокультурный мир служит для человека средством развития его этнической индивидуальности, сущность которого определяется индивидуальностью этнокультуры и этнокультурной индивидуальности.

Приобщению к этнокультурному миру способствует внедрение в образовательные программы этнокультурных компонентов. Школьники, обучающиеся по данным программам, отличаются от других когнитивной сложностью этнического сознания, адаптивностью реального поведения. Хотя идентификация как сложная конфигурация формируется в течение всей жизни, но приобщение в раннем возрасте к культурным ценностям своего народа приводит к становлению зрелой идентификации. Носителем информации, способствующей идентификации, является окружающая среда, тексты, предметы обихода, типичные образцы поведения, язык.

Вариативность использования накопленного опыта, механизм присвоения и ранжированность ценностей, а также выработка собственных прослеживается в процессе структурирования национального характера через этнические и культурные позиции.


Структура этноса

Схема 3. Структура этноса


Каждый этнос, как отмечает Садохин А., имеет вертикальную структуру и горизонтальную. Горизонтальная структура включает в себя социальные группы, слои и классы. К вертикальной структуре относятся:

а) этнический уровень, состоящий из этнических общностей и этносоциальных организмов, т.е. совокупность людей, обладающих наибольшей интенсивностью этнических свойств и выступающих в качестве самостоятельных единиц этнических процессов;

б) микроуровень, состоящий из «микроэтнических единиц», в качестве которых выступают отдельные индивиды как носители этнических признаков и семья как этносоциальная группа, воспроизводящая основные элементы этнической культуры;

в) макроуровень субэтноса - общности, у которых этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем у основных этнических единиц, но осознающие свою этническую общность и имеющие специфические черты культуры;

г) метауровень, охватывающий суперэтносы, т.е. этнические образования, сложившиеся из нескольких основных этнических общностей, но обладающие этническими свойствами меньшей интенсивности, чем каждая из таких общностей в отдельности.

Нация является историческим типом этноса, в большей степени акцент делается не на социокультурное единство, а на экономическое. Этнос формируется, прежде всего, на основе общности ценностей культуры (традиций, языка, образа жизни, эстетических и этических представлений и т. п.). В свою очередь, нации определяются не только культурными, но и в равной мере экономическими, социальными и политическими формами жизнедеятельности, нацеленными на долгосрочную перспективу. Понятие нации в большей степени подразумевает интегрированность разных форм жизнедеятельности общества как относительно единого экономического, социального, политического и духовного организма. Целостность этого организма поддерживается государством. Понятие «нации» тяготеет к гражданскому, а не этническому содержанию, при этом основной характеристикой современной нации выступает полиэтничность и многокультурность.

Совокупность выработанных ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, реализуется через господствующую или доминирующую культуру. Доминирующая культура может быть этнической или национальной в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и сколько этнических общностей объединяет данная страна.

Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровнородственными отношениями. «Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры». Структура национальной культуры сложнее этнической и включает в себя наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной, также специальные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у культуры этнической. Субкультура - это малый культурный мир, отличающийся от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Так, в русской культуре выделяют самостоятельные конструкции, объединяемые языковыми параметрами и рядом традиционных черт. Это - северная культура; культура средней полосы; южная; казацкая; дальневосточная. Субкультура включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Глубина рассматриваемых структур национального характера будет зависеть от вертикальной или горизонтальной структуры этноса, т.е. от той социальной общности, которую мы будем рассматривать. Если мы рассматриваем в целом этнос, то структуры национального характера, обеспечивающие целостность этой системы, будут относиться к универсальным структурам коллективного бессознательного. Если предметом рассмотрения являются группы, то структура национального характера, обеспечивающая целостность, будет относиться к групповым структурам коллективного бессознательного.

Вариативность использования национального наследия как на горизонтальном, так и вертикальном уровне приводит к выработке различных стереотипов. Человек воспринимает стереотипы, сформированные как на этническом, так и субэтническом уровне, что позволяет ряду ученых выделять субэтнический и этнический характер.

Рассмотрение этноса через горизонтальную структуру дает возможность охарактеризовать этнос как общество, субъект и одновременно объект интегративного процесса общественной жизни, ее основных сфер. Для этого человеку необходимо усвоить систему совокупных свойств и признаков, присущих явлениям коллективной и индивидуальной жизни людей, благодаря которым он включается в общественную жизнь, т.е. пройти процесс социализации. Воспроизводство человека определяется культурой того общества, к которой он принадлежит с момента рождения. Поэтому человек должен войти в культуру, усвоив ее достижения, закодированные в виде традиций, трансформированные в стереотипы и архетипы, что достигается в процессе инкультурации. Усвоенные человеком социальные нормы, ценности, которые предполагают его включение в систему общественных отношений и культуру, требуют и самостоятельного воспроизводства, что достигается его индивидуальным характером через самореализацию, свободу воли, самоопределение.

Однако по мере взросления человек может формироваться как член культуры другого общества. Такая двоякая, а иногда и более, чем двоякая культурная принадлежность человека делает его более разносторонним, принадлежащим разным «культурным мирам». В таком случае человек, итерировавший в себя разные культуры, способствует приращению культуры своего этноса и несет культуру своего этноса другим народам. Ярким примером в нашей истории является Пушкин А., воплотивший в своем творчестве как русские национальные, так и общеевропейские традиции литературного творчества.

Однако, как показывают социологические исследования культурологов, привнесение чужой культуры в процессе социализации подрастающих поколений приводит к тому, что молодежь теряет свои культурные истоки, перестает понимать и ценить свои этнические традиции и превращается в маргиналов — людей, которые, освоив некоторые ценности культур, испытывают дискомфортные чувства по отношению к любой культуре. Маргинальность современного российского общества отмечается всеми культурологами, изучающими Россию.

Создавая культуру, этнос, группа этносов, отдельный индивид этноса, в тоже время сам является субъектом воздействия «культурной среды», что непосредственно и опосредованно сказывается на формах проявления национального характера. Культурная среда, как полагает культуролог Ромах О., в ее макро- и микроуровне и на уровне среды населенного пункта оказывает важнейшее влияние на образ жизни населения.

Культурная среда - длительно живущий организм, который несколько меняет внешнюю форму и может называться «социальной средой», «образом жизни». В силу длительности своей жизни культурная среда избирает такие характеристики, которые придают ей чрезвычайную уникальность, связываемую в обычной жизни с особенностью духа, черт характера, своеобразием характера лица поселенческой общности — города, деревни и др. населенного пункта, выступающего в виде внешних и скрытых позиций. Это позволяет определить ее как неповторимую непрозрачную часть национальной культуры, выступающую как уровень и вариативность накопленных и используемых ценностей, трансформированных в нормы, типы жизнедеятельности, проявления национальных черт характера.

Культурная среда подразделяется на множество средовых срезов, соединимых воедино сквозными компонентами, среди которых сквозной формирующий — духовные ценности, модели межличностного общения, культурные региональные традиции, общественное мнение - оказывает непосредственное влияние на национальный характер. Действие этого сквозного компонента и его влияние на население неоднозначно, и в его пласте следует выделить как наиболее важные для столицы - общественное мнение, сходные социальные установки, моду и др. и для провинции — культурные региональные традиции.

Люди, принадлежащие к одной социальной общности, испытывают влияние различных условий — язык, исповедываемая конфессия, господствующие в группе принципы, установки, предубеждения, особенности исторической обстановки, в которой происходило формирование общности, технико-технологические условия. Взаимодействие этих условий будет иметь эффект усиления или ослабления модификации структуры национального характера. Модификация наглядно проявляется в субэтнических группах. К тому же этносы представляют собой группы с размытыми границами. Размытость понимается не только в смысле диаспоричности проживания этносов, но и в смысле невозможности однозначного разделения всех людей по этническому признаку; нестопроцентной, неоднозначной этничности отдельных индивидов. Поэтому национальный характер целесообразней рассматривать через субкультуры и соответствующие ими формы его проявления.

Специфика культурно-психологической модели, на наш взгляд, будет определяться следующими причинами:

Первая система причин - расово-этнические качества общности, то есть природные качества самого субъекта. Данные влияния очень существенны и многоплановы. Среди них наиболее главным направлениями являются следующие. Во-первых, численность, возраст и т.д. Особенно существенным является то, на какой ступени этногенеза данная нация находится. В свою очередь Гумилев Л. раскрывает процессы этногенеза, выделяя следующие фазы:

- подъема (фаза интенсивного роста пассионарного напряжения, следующего за пассионарным толчком, когда резко возрастают все виды активности, происходит демографический взрыв, формируются социальные институты);

- акматическую (когда пассионарное напряжение достигает высших для данной системы значений, что сопровождается появлением новой доминанты у пассионариев: не победа этноса как целого, а максимальная реализация себя как личности);

- фазу надлома, выражающуюся в резком снижении пассионарного напряжения, расколе этнического поля, острых конфликтах внутри системы, увеличении числа субпассионариев;

- инерционную (характеризуется укреплением государственной власти, интенсивным накоплением материальных и культурных ценностей, активным преобразованием вмещающего ландшафта, значительным объемом созидательной работы;

- фазу обскурации, когда пассионарное напряжение убывает до уровня ниже гомеостатического, в результате чего этническая система может стать легкой добычей более пассионарных соседей. Эта фаза предшествует гибели этноса или переходу его в состояние этнического гомеостаза. Во-вторых, монолитность данной общности, народа, народности. Одно дело, если рассматриваемая общность монолитна в этническом плане, например, немцы, поляки; другое дело, если общность - объединение разных этносов, такое как россияне; третье дело, если это такой конгломерат, как американский народ, включающий в себя и местные исторически существовавшие этносы (индейцы), и пришлые этнические группы (переселенцы из Европы и Африки).

Другая система причин - естественно-географические условия проживания данной общности. Ведь трудно отрицать, что национальный характер зависит от того, идет ли речь о суровых условиях холодного климата полярных территорий или о благоприятных условиях, располагающих часто к тем или иным качествам.

Третья система причин, воздействующих на характер - причины, коренящиеся в устойчивых результатах многовекового взаимодействия данной общности и условий ее проживания. Именно на этой основе складываются устойчивые социально-экономические способы и типы жизнедеятельности (коллективистско-общинный, индивидуалистический кочевой или оседлый образы жизни), типы цивилизации - «деревянной» или «каменной».

Таким образом, национальный характер - это определенная культурно-психологическая модель, включающая совокупность устойчивых социально-психологических, культурных состояний субъекта (человека, нации, народа), органическую целостность социально-психологических, культурных качеств и черт, выступающих не только как способ регулирования деятельности и общения, но и как показатель реакции субъекта на изменяющиеся условия. Национальный характер можно структурировать как психологический склад, который включает в себя следующие составляющие: социально-психологические качества и черты, культурные архетипы, культурные стереотипы, этнические стереотипы, этнические константы, национальный темперамент, национальные чувства и настроения.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Вещь как язык искусства
Бытование вещей в хозяйственной культуре человека
Суфизм и ваххабизм: социокультурная несовместимость
Культурный интертекст кича
Становление свадебного обряда на Руси
Вернуться к списку публикаций