2013-06-20 09:34:19
ГлавнаяКультурология — Национальный характер как культурологическая модель



Национальный характер как культурологическая модель


Культурные архетипы выступают как культурные установки «коллективного бессознательного», с величайшим трудом поддающиеся изменениям. Культурный архетип имеет символическую природу и проявляется в области смысловых позиций где символ рассматривается как понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, а также чувственных образов выражать идеальное содержание, отличное от их непосредственного, чувственно-телесного бытия, а смысл — это специфическая форма выражения деятельности человека в соответствии с теми или иными ценностями или идеалами.

Поэтому культурный архетип как традиция будет характеризоваться устойчивостью и неосознанностью. Являясь формами субъективного проживания человеком своих архетипичеческих структур, культурные архетипы отчетливо проявляются в комплексах-артефактах, вызванных ситуациями-раздражителями или словами-раздражителями. Интерпретация реакции человека на эти раздражения дает возможность для выявления культурных архетипов. В национальном характере, на наш взгляд, можно выделить следующие архетипы.

Национальные архетипы «характеризуют признание метанациального над этнического, межрелигиозного и надгосударственного единства». Национальные архетипы выражаются в правилах и нормах общенациональной морали, благодаря которым возможно выживание и сохранение нации как единого целого, в моделях управления и организации социальных структур, присущих данной нации. Национальные архетипы как информационные и энергетические потоки реализуются через идеологию, психологию, политику в национальном вопросе, базирующиеся на признании приоритета национального фактора в общественном и культурном развитии. Перекосы в преувеличении оценки значения, достоинств и роли собственной народности, нации, вплоть до идеи национальной исключительности и превосходства, приводят к национализму.

Духовные архетипы базируются на привычных, зачастую не обсуждаемых ценностях, характеризующих социальную культуру более открытых и масштабных общностей, достаточно часто вступающих в отношения взаимодействия с другими социальными культурами. Духовные архетипы выступают основой социального механизма адаптации инокультурных образов, особенно активно они проявляются на ранней стадии развития личности и во многом определяют ее темперамент, особенности аффективных реакций, некоторые черты характера и направленность поведения, влияют на выбор форм и особенностей культурной деятельности. В духовных архетипах действуют не понятийные, а иные способы обретения и передачи опыта — через запечатленные символы и эмоциональные образы, настроения и психические состояния, носителями которых являются динамические энергетические потоки, совокупно представляющие их как любовь - мудрость, волю - смирение, веру — надежду, мысль и т.д. Например, в русских духовных архетипах закреплена ориентация на потаенную святость, трансформированная в образах «града Китежа» или фольклорного Иисуса, а также как устойчивая модель представлений о России, заключенная в женский образ. Для культурного развития этноса, нации необходимо избыточное накопление в подсознании образов, символов и представлений личного и коллективного опыта, без которого не сможет образоваться ни личность, ни индивидуальность.

Политические архетипы характеризует людей и субобщности, ориентированные на социумный социокультурный ценностный мир. Политические архетипы раскрывают сферу отношений между классами, социальными группами, внутри и между государствами, выражающие и закрепляющие стереотипы поведения личности или социальной группы через совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, касающихся взаимоотношения граждан и власти. Политические архетипы проявляются через энергетическое поле знаний и информации о политике как таковой и проводимой в данный период исторического развития той или иной правящей верхушкой, а также участие и степень влияния на принятие политических решений, влияющих на положение граждан в государстве. Они отражают оценки политических явлений, оценочные мнения о том, как должна осуществляться власть, эмоциональную сторону политических позиций, степень гражданской активности.

Эстетические архетипы характеризует людей и субобщности, чувственно воспринимающие прекрасное в действительности, константы эстетического сознания человека, выражающие и закрепляющие основополагающие принципы творчества по законам красоты, свойственные данному этносу как культурной целостности.

Эстетические архетипы оказывают влияние, прежде всего, на эстетический вкус личности, этноса т.е. восприятие и оценку красоты. Основу эстетической красоты составляют природные, эмоциональные реакции, связанные с чувством удовольствия, удовлетворения, которые выработаны и приняты в субэтносе. Например, символ мужской красоты в Китае выглядел так: лыс, толст, с круглым животом, с длинными ногами, на которые надевались специальные напальчники. Символ же мужской красоты западного образца выглядит противоположно: это гармонично развитый Аполлон, который обязан шлифовать как свое тело, так и душу. Определяя специфику культуры, эстетический архетип реализуется во всех проявлениях человеческого бытия: чувство, отношение, вкус, идеал, ценность и т.д. Тем самым закрепляется в чувственном познании совершенствование, которое достигается в искусстве. В свою очередь, красота, созданная художником, совершенствует чувственное познание личности, т.е. совершенство ощущений, эмоций, памяти, интуиции, остроумия, воображения.

Красота как динамический энергетический поток, выраженный в эстетическом архетипе, выступает необходимым условием формирования разумного индивида, ибо только из эстетического может развиться моральное состояние.

Романтические архетипы через динамические энергетические потоки, мечты, грезы, идеалы, сильные страсти, стремление к безграничной свободе, жажде совершенства и обновления, к гражданской и личной независимости, романтической концепции любви, раскрывают глубину и антиномичность внутреннего мира человека. Отсюда сущностная черта романтических архетипов, которые выражены в искусстве через иронию, напряженный интерес к переливам сильных и ярких чувств, к тайнам движения души, к «ночной» ее стороне, к художественному изображению интуитивного, бессознательного. Романтические архетипы опосредованно через художественный образ характеризуют идеальные черты национального характера, которые присущи тем или иным этническим группам и находятся в глубинных пластах национального характера как энергетическое поле, дающее простор для художественного творчества. Гений не подчиняется правилам, - считал Кант И., - но творит их.

Партикулярные архетипы основаны на бытовой культуре социального взаимодействия, демонстрируют ее смыслообразующие признаки, они определяются ритуальным характером коммуникации.

Архетипы культурные, оставаясь неизменными по существу и определению, диахронически и синхронически проявляются в самых разнообразных формах: в мифологических образах и сюжетных элементах, в религиозных учениях и ритуалах, в национальных идеалах, в химерах массовых психозов и т.д.

Культурные архетипы основываются на традициях и вырабатывают стереотипы. Стереотип в психологии личности рассматривается как образцы типичного для данной общности поведения и познания. Он вбирает в себя представления об окружающей действительности, аккумулирует исторический опыт нации, привычки предшествующих поколений, закрепляет это в схематичном образе своей или чужой этнической общности. Закрепление происходит в результате неоднократного смыслового и эмоционального акцентирования сознания людей на тех или иных явлениях.

Стереотипы диктуют как форму, так и содержание действий и проявляются во всех областях жизнедеятельности общества. Они не осознаются человеком — это факт поведения. В свою очередь, своеобразие поведенческой активности будет заключаться в эмоционально-экспресивной специфике, определяемой как темперамент. Он является внешним выражением национального характера и проявляется в различных формах вербального и невербального общения: темпе речи, количестве и энергичности движений и жестов, величине социальной дистанции, открытости в проявлении чувств. Национальный темперамент — определенный стандартный способ реагирования на конкретную ситуацию, присущий большей части данной этнической общности. Различия в реактивности эмоциональности представителей тех или иных общностей будут заключаться в том, что выработанные на протяжении веков традиционные формы поведения реагирования усваиваются каждым новым поколением и служат руководством к действию.

Национальный темперамент является устойчивым феноменом и проявляется как стабильная форма поведения. В то время как стереотипы динамичны. В качестве факторов изменения поведения группы могут выступать исторические, экономические, политические, демографические, экологические и технические факторы.

Содержание стереотипа определяется следующими составляющими:

- ценностями, которые закреплены в культуре и обыденном сознании, что позволяет человеку, чтобы соответствовать своей этнической общности, соотнести собственную оценку любого явления с общепринятой ценностной шкалой;

- социально-политическими и экономическими условиями развития этнических групп и особенностями взаимоотношений между ними, сложившимися на данный момент;

- деятельностью и глубиной контактов этноса.

Стереотип реализуется в конкретных культурных и национальных формах: праздниках, этикете, труде, игре, моде, отдыхе, способах воспитания, ухаживания, оскорбления, наказания и т.п., вследствие этого стереотипы являются конкретной «измеримой» формой проявления содержания национального характера.

Однако следует отличать этнический и культурный стереотип. Исходя из теории Гумилева Л., в природе существует, наряду с другими, и этническое поле, воздействующее на индивида. Своеобразие данного поля фиксируется в его ритме, который определяется биохимической энергией живого вещества биосферы, то есть пассионарностью, лежащей в основе способности этнических коллективов совершать работу, наблюдаемую историками как активность. Ритм меняется в зависимости от степени пассионарности и проявляется в этническом стереотипе. Главное отличие этнического от культурного стереотипа заключается в возможности саморефлексии членами того или иного этноса, где культурному стереотипу данные позиции доступны, а этническому нет. Этнический стереотип как элемент национального характера так же, как и культурный стереотип, концентрирует в себе связи объективного мира, т.е. фрагментарный инвариативный образ мира, присущий тому или иному этносу, который, в свою очередь, выражается в автостереотипах — это мнения, суждения, оценки, относящиеся к своей этнической общности; и гетеростереотипы — мнения, суждения, оценки, относящиеся к другим народам. Они несут в себе оценочный элемент однозначного характера, расположенный в плоскости «хорошее, плохое». При этом данные позиции всегда эмоционально окрашены и находят свое выражение в национальных чувствах и настроениях.

Вместе с тем, как отмечает исследователь Межуев В., «нация - понятие не субстациональное» (т.е. заключающее в себе некий метафизический или психологический субстрат), а «функциональное» т.е. существующее в системе определенных взаимодействий и соотношений.

Отношения индивидуумов, групп индивидуумов, проявляется через деятельность, которая имеет сложную структуру, множество разновидностей и модусов. Интегративный деятельностный процесс включает в себя в качестве элементов субъективные предметные и организационные факторы, в качестве подсистем — основные виды деятельности, обеспечивающие воспроизводство процесса общественной жизни. Данное воспроизводство обеспечивается благодаря синтезу материальной, сознательной, политической, духовной активности субъекта деятельности, которая отражает исторически определенную форму их реализации.

В свою очередь, диспозицию, в которой действие совершается наиболее психологически комфортными для этноса способами, считает Лурье С., определяют этнические константы, т.е. закрепленный на бессознательном уровне способ и характер действия человека. С помощью этнических констант люди рационализируют «свой мир» таким образом, чтобы в нем стала возможна человеческая деятельность. Действия становятся психологически реализуемыми, когда человек локализовывает опасность, исходимую из вне. Определяя себя в качестве субъекта действия, он вырабатывает определенные качества, делающие его годными к действию, что позволяет вписать себя в общность людей, способных к совместному его выполнению. Исходя из этого, можно выделить несколько образов: «образ себя» - «образ мы», «образ врага», «образ поля действия», «образ способа действия», «образ условия действия», «образ покровителя». Складывается целая система образов, характеризующих деятельность человека как члена коллектива, который является для него первичным «мы».

То есть деятельность складывается и как результат, и как процесс взаимодействия выполняющих ее субъектов. В этом взаимодействии формируют особые интегративные качества коллективной деятельности, не позволяющие рассматривать последнюю как простую арифметическую сумму индивидуальных актов человеческой активности.

Поэтому некоторые исследователи рассматривают национальный характер как совокупность важнейших способов регулирования деятельности и общения, сложившихся на основе системы ценностей общества, в котором длительное время живет нация. Исследователь Пантин И., в свою очередь, считает что в национальном характере подытоживается очень многое: и природные условия, и размеры территории, и историческая судьба народа, и строй его речи, и быт, и традиции и т.д. и т.п. Но, пожалуй, самое главное - укоренившийся способ обращения человека с человеком.

Этнические константы тесным образом связаны с культурным архетипом и стереотипами. В результате складывается определенная картина восприятия реальности, фиксируемая в единстве задач и способе их решения. Этнические культуры представляют собой исторически выработанные способы деятельности, благодаря которым обеспечивалась и обеспечивается адаптация различных народов к условиям окружающей их природной и социальной среды. Культура, включая адаптивные защитные функции, преобразует информацию в соответствии с содержанием этнических констант. При этом этническая картина мира может меняться, но характер ее изменений всегда соответствует форме этнических констант, так как в каждом историческом периоде наполнение этнических констант конкретным содержанием представляет собой результат и взаимодействие с реальной действительностью. Поэтому каждый этнос создает свой собственный уникальный универсальный жизненный мир. Уникальность определяется непохожестью на другие этнические миры. Универсальность основывается на способности решить жизненные проблемы этноса.

Таким образом, психологический склад являющийся определяющей стороной национального характера, можно структурировать следующим образом:

1. Социально-психологические качества и черты, ставшие в большей или меньшей степени свойственными той или иной социально-этнической общности в конкретных исторических и культурных условиях ее развития.

2. Культурные архетипы (национальные, духовные, политические, эстетические, романтические, партикулярные), которые выступают в национальном характере как коллективное бессознательное, отражающее опыт предыдущих поколений.

3. Культурные стереотипы, определяющие поведение человека в различных, в том числе и экстремальных ситуациях, лежащих в основе процессов социализации любого представителя определенной этнической общности.

4. Этнические стереотипы, позволяющие настроиться на ритм этноса.

5. Этнические константы, определяющие диспозицию в который действие будет наиболее комфортным.

6. Национальный темперамент, который будет определять эмоционально-экспрессивную специфику поведенческой активности и проявляться в формах вербального и невербального общения: темпе речи, количестве и энергичности движения и жестов, величие социальной дистанции, открытости в проявлении чувств.

7. Национальные чувства и настроения, которые проявляются как эмоционально окрашенные отношения людей как к своей этнической общности и ее интересам, ценностям, формам жизни, так и к другим народам.

Национальный характер имеет несколько уровней, что определяет его способность к изменениям и константность. Самый глубинный уровень из данных элементов - это архетипы. На менее глубоком уровне находятся групповые образования унаследованных моделей восприятия и понимания, поведения (стереотипы), эмоционально-чувственные составляющие, которые вобрали определенный специфический колорит длительной фазы истории. Стереотип проявляет наибольшую действенность и устойчивость, когда оставляет человеку определенный простор для индивидуальной конструкции общепринятого образа. Когда возникает психологическая напряженность в результате расхождения образа, фиксированного социальной установкой и складывающегося в конкретных условиях. Реконструкция происходит неосознанно, и если она воссоздает отраженную в ней действительность адекватно, то немедленно начинает распространяться в данной социальной общности и заполняет старую форму новым содержанием. Поверхностный слой отражает изменения, которые происходят в национальном характере в связи со сменой поколения (дети-родители). Он проявляется в быстротечных процессах, являющихся резонансом на определенного рода действия, затрагивающие элементы национального характера. С другой стороны, социальное поведение человека не складывается из непрерывной аналитической деятельности. На оценку того или иного явления индивида влияют его определенный опыт, здравый смысл, эмоциональная впечатлительность, черты характера.

Если в разных исторических условиях проявляется сумма отдельных психологических элементов, воспроизводятся одни и те же структуры, то это позволяет, как полагает исследователь Шаповалов В., говорить о присущем данному обществу определенном генетическом коде. «Генетический код» определяет спектр возможности данной страны, набор вариантов, полный перечень которых неизвестен, но признаки которых можно обнаружить при анализе пройденного исторического пути. «В генетическом коде» присутствует ряд полярностей и ряд линий, промежуточных по отношению к полюсам». Генетически закрепляется и единица культурной информации (культурген), поскольку мы наследуем тенденцию или даже потребность в развитии определенных черт культуры, таких как, например, танцы, семейный брак или язык. Во всех известных человеческих сообществах наблюдаются эти черты, хотя их конкретные формы весьма разнообразны. От того, какие культургены будут использованы, зависит способность воспринимать информацию человеком. А это, в свою очередь, предрасполагает к выбору направлений развития культур.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Возникновение и развитие лакового промысла Федоскино вторая пол. XVIII - XX вв.
Развитие русской нравственной философии
Традиции и новации в русском свадебном обряде
Конфуцианство - духовное начало и экономическое процветание
Суфизм и ваххабизм: социокультурная несовместимость
Вернуться к списку публикаций