2013-06-20 09:34:19
ГлавнаяКультурология — Национальный характер как культурологическая модель



Национальный характер как культурологическая модель


Сущность характера как культурологическая категория.

Понятие «характер» относится к числу древнейших в человеческой культуре. Греческое слово «характер» происходит от глагола «харавью» что означает царапать, писать на камне, дереве или меди. Первоначально оно обозначало инструмент, которым прикладывают штампы или клеймо. Данное смысловое значение слова древние греки переносят и на человека, употребляя его для обозначения внешних черт, штампа, отличий одного человека от другого.

В греческом философском лексиконе «характер» имеет «моральный оттенок» - выступает этическим компонентом, связанным с понятием добродетели, в отличие от соответствующего термина в психологии.

В русский язык слово «характер» пришло через польский charakter «характер, сан», латинский character от греческого «харавью».

В русском лексиконе это слово начали употреблять с петровской эпохи для обозначения «ранга», «чина», «достоинства», «полномочия». И только лишь в 1806 году слово характер, наряду со своими значениями, употребляется как нрав, отличительное свойство, расположение, склонность... душевное свойство человека. Определение характера в таких же смысловых значениях мы находим и в Толковом словаре живого великого русского языка Владимира Даля. «Характер - нрав человека, нравственные свойства, качества его, свойства души и сердца».

В XIX веке немецкие психологи, исходившие в значительной мере из идеи философии жизни, феноменологии, выделяют изучение характера в особую область психологического исследования, при этом термин «характер» нередко выступает как синоним личности. В культурологических концепциях понятие «личности» является центральным. Оно, с одной стороны, обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения. Культура выступает в процессе общественного развития много функциональным социальным явлением, охватывающим все стороны жизни общества, начиная от материального производства и кончая художественным творчеством и формами общения людей между собой. «Индивид в той мере личность, в какой он приобщен к общественной жизни и культуре, в какой его естественные потенции, его действия, чувства, мысли наполнялись социально-значимым содержанием и приобрели культурную форму». В современных условиях понятие «характер» как неотъемлемая часть личности является предметом исследования многих наук: философии, психологии, социологии, социальной психологии, культурологии. Появилось множество определений, которые детерминированы предметом и методами исследования той или иной науки.

В психологической науке, изучающей человека, понятие характер рассматривается как свойство личности или интеграция всех черт, в результате дающая объединенное целое, которое показывает сущность человека, определяет линию поведения человека, его поступки и выражается в его отношении к окружающему, труду, другим людям, к самому себе. В характере наиболее полно выражаются индивидуальные особенности человека. Оценивается характер, прежде всего, по свойственной человеку системе отношений. В них выражается содержание характера, духовный мир личности. Определяя характер как свойство обуславливают его различия или общность с другими предметами, проявляющиеся во взаимодействии с ними. Как философская категория свойство относительно, а, следовательно, не существует вне отношений к другим свойствам и видам. Свойство вещей внутренне присуще им или существует объективно. Структура носит целостный характер, что предполагает совокупность частей, именно они определяют своеобразие, которое реализуется в действиях. Категория целостности, принципиально отрицая статическое противостояние каких-либо сфер жизнедеятельности индивидуума, отражает процесс его бытия, могущий привести и приводящий его к обособлению от наличных обстоятельств, познанию, самопознанию, самоорганизации. Это фиксируется в индивидуальности и составляет сущность и содержание человека как личности, определяя линию поведения и поступки.

В философском словаре под редакцией Фролова И. более конкретизируется определение характера. Он рассматривается уже как совокупность устойчивых особенностей человека, которые зависят от его генетических способностей и реализуются в связи и под влиянием условий жизни. «Наиболее полно характер выражается в общественно-трудовой практике, в системе поступков человека, накладывая отпечаток на его поведение. Характер имеет общественно-психологическую природу, т.е. зависит от опыта, от усвоенных моральных принципов, от руководства со стороны других людей и активного взаимодействия с ними». Здесь характер выступает психологической особенностью, обусловленной, во-первых, генетически, а во-вторых, общественно психологически. Общественно-психологическое говорит о том, что характер имеет двойственную природу. С одной стороны, человек как социальное существо детерминирован общественным бытием, которое заключается в общих типических обстоятельствах жизни людей и общественных условий, следовательно, вырабатывающих определенный социальный опыт, усвоение которого приводит к формированию типических черт. «Типичные характеры являются продуктом общественно-исторических условий». С другой стороны, его индивидуальное своеобразие будет порождено не только генетическими и природными задатками, но и неповторимыми жизненными ситуациями, в которых протекает социализация, его воспитание и обучение. Следовательно, характер человека - это некий объект, которым он обладает. Этот объект имеет целостную структуру, то есть не просто совокупность и случайный набор изолированных особенностей, а взаимосвязь и зависимость его составляющих, наиболее полно выражающихся в действиях, при помещении субъекта в различные условия и отношения. Определяя характер как целостную структуру, психологи различных направлений расходятся во мнении, что является доминирующим, определяющим в структуре. В структуре характера представители отечественной психологии выделяют различные свойства, так, Ананьев Б. считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента. Ковалев А. и Мясищев В. включают в структуру характера такие пары свойств: уравновешенность-неуравновешенность, сензитивность-агрессивность, широту-узость, глубину-поверхностность, богатство, содержательность-бедность, силу-слабость. Левитов Н. выделяет такие свойства характера, как его целостность, сложность, динамичность, оригинальность, силу, твердость. Различные школы, изучающие характер, имеют общий взгляд на основу характера человека, однако расходятся во мнении о способах образования психических процессов, которые происходят как на уровне бессознательного, так и на уровне сознания, поскольку изменения сознания отражаются на изменения деятельности, что влечет за собой изменения характера, и, наоборот, «слабохарактерные люди» или «бесхарактерные» зачастую не развивают свои задатки и способности. Нет единого мнения в вопросах первоосновы происхождения психического, которое носит биологический, социальный или культурный характер. Это, прежде всего, связано с различием в подходах к пониманию роли и места человека в окружающем мире.

Исходя из этого, существуют следующие различия в определении сущности характера. Так, представители биологизаторского направления считают, что характер человека предопределен строением его тела (Кречмер Э.), т.е. утверждают полную обусловленность типа характера биологическими факторами. Представители идеологической теории (Шпрангер Э., Ясперс К.) исходят из того, что характер обусловлен идеологической направленностью и мировоззрением. Представители психоаналитической школы (Фрейд З., Юнг К., Адлер А. и др.) рассматривают характер, исходя из бессознательных влечений человека.

Различия в определении сущности характера, на наш взгляд, заключаются в том, какого происхождения данный объект: биологического или социального. Однако человеческий феномен как специфически выделенный среди других несводим к естественным природным основаниям его жизнедеятельности. Одними биологическими особенностями мы не можем объяснить ни одного человеческого поступка, ни одного свойства, так как, на наш взгляд, характер несет в себе некий социальный и культурный опыт, прежде всего, заключенный в ценностях, который передается из поколения в поколение. Поскольку это такая характеристика объектов и процессов мира, имеющая положительное или отрицательное значение для человека, которую люди признают стоящей над всем: к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением. Определение характера через ценность зафиксировано и в «Словаре общественных наук», изданном ЮНЕСКО: «объединенное понятие, выводимое из привычных или значимых действий индивида и обозначающее взаимосвязанный ряд установок, ценностей, усвоенных мотивов, стремлений, эгозащитных механизмов и сложившихся путем обучения способов выражения импульсов».

Каждая сфера культурной деятельности человека обладает имманентными ценностными измерениями. Через ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии личность получает возможность удовлетворить свои потребности. Это может быть осуществлено лишь посредством определенного вида поведения, необходимым условием которого является установка, направленная на ценность и возникающая при совпадении субъективного фактора (потребности) и объективного (ситуации). Сама по себе установка не осознается, но в процессе деятельности, направляясь на определенные предметы - объективируется, следовательно, осознается. Предшествуя той или иной деятельности, установка определяет ее осуществление.

Требования, которые предъявляются к деятельности, фиксируются в нормах, определяемых ценностным сознанием. Нормы как стереотипы мыслей, действия характера, принимаемые в границах той или иной социокультурной общности, регламентирует деятельность людей во всех сферах культуры. Они неотрывны от существующих в данной культуре ценностей, ибо переводят представления о них в инструментальный план.

Личность как социально значимый субъект посредством ценностей, через их оценочно-императивную функцию делит все социальные явления на «добро и зло». Исходя из этого, человек строит свое отношение к природе, людям и в целом к обществу. В связи с этим Нарский И. вводит понятие диспозиционности по отношению к ценностям, т.е. актуализация только лишь в системе определенных взаимоотношений между объектами и субъектами. Личную диспозицию индивида будут определять этнокультурные установки. Сами же ценности реализуются и утверждаются за счет характера личности. Система культурных ценностей запечатляется в мотивах деятельности, в структуре восприятия, в складе мышления, в проявлении воли и чувств. Внутренний мир личности, течение психических процессов приобретают структурное единство, соответствующее в каких-то чертах структурному единству культуры данной группы. По этому поводу известный психолог Виктор Франкл показал, что ценности играют роль смыслов человеческой жизни и выступают как смысловые универсалии. Они составляют три основных класса, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (в том числе труда), ценности переживания (прежде всего, любви) и ценности отношения. Поэтому чем шире спектр ценностей данной среды, чем разнообразнее формы общения, тем богаче палитра формируемых ее характеров. Ценность как имманентная структура определенной культуры формирует типичного для нее человека — с одной стороны, но, с другой стороны, спектр ценностей позволяет человеку посредством характера отобрать те, что соответствуют природным основам и позволяют культивировать индивидуальность. Вследствие этого этика определяет характер как совокупность осуществленных в одном человеке ценностей личности.

Осуществление ценностей конкретного человека происходит не только за счет социальной системы воспитания, но и обеспечивается самим человеком. Но человек не может внести свой вклад в культуру, если не накопит в себе свой собственный личностный «фонд культуры», а для этого ему необходимо усвоить ценности, созданные до него. Для реализации себя как личности и индивидуальности человеку также необходимо принять в качестве оснований определенные ценности (такие, как свобода, интерес, понимание, сотрудничество, забота и т.д.), так как деятельность (как система активных и целесообразных действий человека в мире) и поведение (как опосредованное особенностями активности индивида взаимодействие с окружающей средой) каждый человек соотносит с пониманием смысла и ценностей жизни. Созданные ценности будут являться критерием выбора, который выступает перманентным состоянием человека, проходящим в плоскости либо оценки явления, либо оснований жизненного решения или конкретного поступка.

В данном смысловом поле человек формирует определенный комплекс духовных детерминант деятельности и социально-психологических образований, т.е. ценностные ориентации. Ценностные ориентации, так же как и ценности культуры, регламентируют поведение человека. Однако в отличии от ценностей культуры ценностные ориентации содержат множество неустойчивых элементов, хотя есть и глубоко укорененные стереотипы.

Ценностные ориентации — это предпочтение (или отвержение) определенных культурных образцов, социальных и нравственных идеалов и смыслов, на основе которых строятся деятельность и поведение. Ценностные ориентации формируются при соотнесении субъектного опыта с бытующими в данном социуме культурными (нравственными) нормами и образцами. Они выражают конкретное понимание целей человеческого существования, жизненные притязания и престижные предпочтения, представления о должном. Будучи системой устремлений, они составляют внутренний источник активности характера личности.

Существенный элемент динамики ценностных ориентаций — противоречие между различными противоположными смыслами и значениями, когда у личности возникает противопоставление ценностей друг другу или их рассогласование в структурах старого и нового опыта деятельности. Противоречие переживается и осознается личностью как трудность выбора и принятия решения, а иногда и как безвыходная, тупиковая жизненная ситуация. Оно разрешается в процессах рефлексии, переживания неудовлетворенности собой, переосмысления оснований деятельности, нахождения средств реализации новых ценностей. Так ценностные ориентации становятся выражением изменчивости, динамизма и открытости характера личности. Поэтому Соколов Э. рассматривает характер как «систему закрепленных в личности ценностных ориентаций, проявляющихся в практической деятельности, в способе выполнения ее социальных ролей, в отношении к людям и фактам социальной действительности».

В основе закрепления, прежде всего, лежит выбор. А инструментальной характеристикой акта выбора человеком ценностей является самоопределение, которое включает в себя профессиональное, нравственное, гражданское, культурное. Целостностью, которая обеспечивает максимальную полноту самоопределения, выступает культурно исторический тип (Данилевский Н.). Эта реальность, к которой человек может относиться, прежде всего, действенно, ориентируясь на в высшей степени значимое и принципиально достижимое, - и есть реальность полноты самоопределения. Это есть процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы. Суть процесса состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать экзистенциальные или прагматические решения. Результатом самоопределения выступает, с одной стороны, выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям характера, а с другой — на формирование душевной самоценности, способности через целеполагание самобытно реализовывать свое природное, личностное и в неличностное предназначение.

Потенциал самоопределения неразрывно связан со степенью свободы. Она обуславливая органически свойственным человеку стремлением расширить границы своего бытия, необходимостью для него постоянно выходить за пределы данности, делать выбор в отношении неизвестного, непознанного. Границы сознания, границы личности раздвигаются, открывая все новые слои внешней и внутренней реальности. Обладая максимальной степенью свободы, можно способствовать эволюции, превратить физические планы в тонкие огненные, сверхогненные, трансмутировать энергии.

Свобода, чтобы стать для человека нравственной нормой, требует определенной культуры, высокого уровня зрелости характера человека. Альтернативой свободы выступают или внешние факторы — авторитаризм, насилие, принуждение; или внутренние особенности характера — апатия, безволие, бесцельность, своеволие. В обществе человек свободен постольку и до тех пор, пока его самого не ограничивают действия других, или пока он не ограничит себя, или не ограничит свободу другого, попав в зависимость от несвободы своего существования.

Через свободу человек получает возможность и способность мыслить, действовать, совершать поступки, исходя из собственных побуждений, интересов и целей. Внутренне свободный человек обладает не только автономностью, но и независимостью. Он может не зависеть от обстоятельств, стать самостоятельным и суверенным в выборе целей и средств деятельности и ответственным за принятые решения. По мнению Канта И., свобода-это свойство воли, а понятие свободы — ключ к объяснению автономии воли.

Определение характера через волю можно найти в Большом толковом словаре. «Характер - это твердая, сильная воля, упорство в достижении чего-либо».

Воля придает характеру силу, твердость, решительность. Ее дифференциация связана с действиями. Человек со слабой волей не способен материализовать свой план, хотя цель поставлена. То есть сила, заключенная в воле, становится показателем активности характера личности. Она переводит личность на другой уровень бытия. Поскольку деятельность осуществляется посредством достижения целей, правильно выбранными средствами, человек получает удовлетворение от работы, что приводит к отсутствию противоречия между осознанием целей и самой действительностью к единству мыслей и чувств. В данном случае формируется цельный характер.

В волевых поступках характер, с одной стороны, складывается и, с другой - проявляется. Поскольку характер включает те свойства, действия и установки личности, которые определяют, как в различных условиях будет функционировать воля. Отсюда важное свойство — направленность, стремление к осуществлению какой-либо цели. Она может сопрягаться с любыми способностями человека, являться чертой психической конструкции данного человека, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло.

Таким образом, человек в процессе самоопределения выбирает средства и цели, способные адекватно через действия, поступки, деятельность раскрыть его особенность, самобытность. Без ценностей человек не смог бы осуществить акт целеполагания, ибо именно в них выражаются, по мнению современных философов, цели и средства культуротворческой деятельности человека. В свою очередь, без воли, которая выступает двигателем активности, они не были бы претворены в жизнь, что не позволило бы человеку раскрыться. Это не возможно без свободы, степень которой зависит от вектора направленности воли. Прежде всего, он должен быть направлен на самосовершенствование. Поскольку «по-настоящему человек богат своими знаниями, духовными ценностями, имеющейся у него культурой. Если нет опоры в культуре, нет опоры в себе самом. По тому насколько тесно связан человек с культурой, можно судить о богатстве его души и интеллекта, его способности рождать новые идеи и отстаивать истину». В процессе самосовершенствования человек не только «присваивает» ценности, но и «осваивает» и «закрепляет», что выражается в насыщении его интеллектуального мира, в осуществлении объективной необходимости активизации его социальной деятельности, его позиции, формировании воли, социальной мудрости. Субъект строит свое целостное человеческое «Я». Современные экзистенциалистские теории исходят из того, что человек изначально свободен, его автономная самость детерминирует акты жизненного выбора, поэтому параметры его жизни (качественно и количественно) зависят от него самого.

Человек конструирует себя через обретение энергии, поскольку целостность человека заключена не только в эмоциональных, волевых и интеллектуальных аспектах, но и должна иметь в своей основе энергию. Ее генерировать из сознания нельзя, но можно поставить себя в ситуацию сознательного обретения энергии, которую человек получает самостоятельно, а значит свободно.

В эзотерической науке характер рассматривается как психическая энергия. Энергия потенциально есть всегда и везде, и человек свободен в ее обретении. Он в характере аккумулирует энергию, четко ранжируя на составляющие — отрицательные и положительные качества. Какой будет энергия - со знаком «+» или «-» - зависит от человека. Психическую энергию можно совершенствовать беспредельно. Но необходимо опасаться одностороннего развития личности, поскольку это чревато тем, что психическая энергия устремляется в одном направлении. Положительная концентрация помогает достичь успехов в какой-либо области. Отрицательное скопление чревато взрывом и негативными последствиями. Задача человека заключается в том, чтобы сделать ее управляемой сознанием и разумом. Поскольку обобщенное и опосредованное отражение действительности в ее существенных отношениях и связях происходит в сознании, оно позволяет понять сущностные стороны предметов, посредством чего возможно предвидение будущего, а так же оперирование с потенциально возможным и планирование практической деятельности. В философии, начиная с Платона и Аристотеля, выделяют три формы сознания: воля, чувства и разум. Если у человека мысли, чувства, взгляды согласуются между собой, то характер можно классифицировать как идеальный и устойчивый. Поэтому под психической энергией следует понимать нечто, находящееся под полным контролем сознания человека. Это активно сознательная энергетика организма, соответствующая всем движениям мыслей, эмоций и воли конкретного человека.

Каждая культура имеет свою форму духовной практики, которая позволяет генерировать духовную энергию. Этому помогают энергетические (духовные) ценности. Энергетические ценности представляют собой все динамические потоки культуры, совокупно представленные как любовь — мудрость, воля - стремление, вера — надежда, мысль. Энергия генерирует индивидуально. Человек сам себе задает свой собственный ритм, сопряженный с ритмом больших масштабов (культуры этноса).

Характер рассматривается как энергийное свойство, как система закрепленных ценностных ориентаций. Он проявляется посредством мыслеформы, и сам становится информацией. Учение Живой Этики утверждает, что человеческий организм в соответствии со своим физиологическим и психическим состоянием способен излучать вовне и воспринимать из окружения особого рода информационно-энергетические потоки, несущие информацию и передающие силовые воздействия другому человеку или окружающим предметам.

Это происходит в процессе самореализации. Самореализация - это одна из основных энергетических ценностей жизнедеятельности характера каждого человека, отражающая стремление наиболее полно проявить способности и потенциал характера и претворить их в жизнь в процессе продуктивной деятельности. Самореализация имеет разные формы выражения: активное утверждение в деятельности своих индивидуальных способностей, практическое раскрытие потенциала характера, настойчивость в осуществлении планов, последовательное достижение жизненных целей, умение отстаивать свои права или свою позицию и преодолевать трудности и препятствия при решении личностно значимых задач.

На наш взгляд, характер с позиции культурологической науки следует рассматривать как свойство, не только био-социального характера, но и энергетического плана, которое проявляется в практической деятельности, в способе выполнения социальных ролей, в отношении к людям и фактам социальной действительности. Данное свойство находится в тесной взаимосвязи с сознанием и выступает стержнем человека (сущностью), поскольку наиболее полно характер в структуре личности отражает ее целостность. Это обеспечивается за счет сущности характера, которая складывается из самоопределения, самореализации, свободы воли, самосовершенствования. Поэтому «характер определяет силу сопротивления по отношению к внешним влияниям».

Однако человек не должен рассматриваться как некий абсолютный объект, носитель определенных свойств. Абсолют на дает возможности определить в характере положительного и отрицательного. И поскольку человек существо сознательное, данные свойства можно рассматривать через систему общественных отношений. Наблюдая человека в различных политических, экономических, социальных и культурных сферах, к которым у него существует разное ценностное отношение, мы можем обнаружить в нем как бы несколько характеров.

В целом, в структуре характера многие исследователи выделяют две группы черт: те, в которых выражается система отношений человека к действительности (отношение к труду, самому себе и т.д.); и те, в которых выражается система отношений человека к другим людям (чуткость, гуманность, искренность), ко второй группе черт характера относятся волевые, определяющие умение и готовность управлять своим поведением в соответствии с определенными принципами (целеустремленность, настойчивость, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость (определяются как положительные), упрямство, нерешительность, трусость (отрицательные)).

Оценивать те или иные черты, на наш взгляд, необходимо в деятельности человека, в которой они не только проявляются, но и совершенствуются. Источником и побудительной силой человеческой активности являются индивидуальные и общественные потребности, выражающие связь объективной исторической необходимости с социальным субъектом. Приспосабливаясь к внешним обстоятельствам своего бытия, человек изменяет их, а вместе с тем изменяет и совершенствует себя. Действительно, саморазвитие и самоутверждение человека в предметном мире требуют преодоления не только сопротивления материала, но и самого себя в процессе исторического развития.

Основной системообразующей характеристикой человеческой деятельности является ее производственный характер, раскрывающийся в диалектическом единстве двух сторон — продуктивной (производство нового, ранее не существовавшего), и репродуктивной (воспроизводство, повторение ранее созданного). Человеческая деятельность носит всегда производственный, практически-преобразующий характер. Продуктивный же ее элемент составляет специфику творческой деятельности. В процессе усвоения и передачи культурной ценности люди не просто актуализируют цели и задачи прошлого этапа развития, но обогащают культуру новыми смысловыми сочетаниями, родившимися в недрах практической творческой деятельности.

Культурное творчество отражает, кристаллизует в себе фундаментальные основы человеческого бытия. «Творчество как выход человека за пределы его ближайших физических и духовных потребностей к созданию новых общественных ценностей есть наиболее полное выражение и утверждение человеческой сущности». Однако как специфический вид жизнедеятельности индивида, воплощающийся в универсальном освоении и переработке действительности, творчество предполагает наличие особых способностей. Степень данного вида активности будет зависеть от того багажа ценностей, которые были «присвоены» и «закреплены» в характере личности, поскольку именно они составляют мотивационную основу творческой деятельности, а так же свобода выступающая условием творческого акта характера человека.

Вектор этой активности либо будет направлен на творческий подход при выполнении работы, поскольку даже «всеобщий труд есть диалектическое единство производства продукта и творческих способностей самого человека, он ни когда не сводим к узко прагматическим целям и потребностям». Либо это создание чего-то нового, никогда ранее не существовавшего, создание новых смыслов и соответственно закрепление в творчестве неповторимого своеобразия личности. Поскольку человек в процессе данной деятельности выходит за рамки природной необходимости, это позволяет раскрыть его сущностные стороны, способности, тем самым совершенствуя его. Однако творческую энергию следует расходовать «оптимально».

Проблема «оптимального» расхода творческой энергии, кризисов, подъемов и спадов действительно имеет очень большое и вполне «практическое» значение. Истории известно множество выдающихся ученых, писателей, художников, характер которых испытал надлом и они потеряли способность к творческой работе (а в наиболее трагических случаях - физическое или психическое здоровье и даже жизнь) в результате перенапряжения. С другой стороны, известны многочисленные примеры, когда успешная творческая деятельность (как интеллектуальная, так и связанная с физическим трудом) ведет к притоку энергии и позволяет поддерживать активность и долголетие даже у физически слабых от природы людей, но сильных характером.

Через творчество человек стремится увековечить неповторимые черты своей личности — это, во-первых. А во-вторых, тип характера личности находит выражение в продуктах культурного творчества. В третьих — творчество позволяет раскрыть неограниченные способности человека. Поэтому, чем активнее действует человек, тем шире спектр его проявлений; чем гармоничнее он вписывается в окружающую его действительность, тем интенсивнее он накапливает психическую энергию.

Таким образом, характер как культурологическая категория - это совокупность наиболее повторяющихся устойчивых индивидуальных психологических черт, свойств и информационно-энергетических потоков, несущих информацию и передающих силовые воздействия другому человеку или окружающим предметам, зависящих от его генетических особенностей, системы закрепленных в личности культурных ценностей и архетипов. Характер обнаруживается в области смысловых, ценностных ориентаций, в системе поступков человека, в практической деятельности и способе выполнения ее социальных ролей, в отношении к людям и фактам социальной действительности.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Становление и этапы русского религиозного Возрождения
Христианская этика как основа русской этической системы
Конфуцианство - духовное начало и экономическое процветание
Нравственные ценности в структуре мировоззрения и культуры
Человек и вещь в аспекте межтекстовых связей
Вернуться к списку публикаций