2013-06-20 09:20:58
ГлавнаяКультурология — Взаимообусловленность характера и национальной культуры



Взаимообусловленность характера и национальной культуры


Отношение к труду.

Начало 90-х годов — период в истории страны, когда произошли радикальные социально-экономические изменения. В эти годы началось «разгосударствление» предприятий, ряд из них стал закрываться, многие работать на неполную мощность, снизилась реальная заработная плата, появилась неполная занятость и массовая безработица, начала укрепляться частнособственническая идеология. В результате условия труда, потребности рабочих существенно изменились. Анализ опубликованных исследований дает основание утверждать, что социально-экономические изменения, естественно, отразились на степени значимости основных ценностей повседневной деятельности и мотивов труда россиян. Ценность труда на предприятии акционерном, на частном и совместных предприятиях, снизилась более чем в 2 раза, а ценность семьи, ее материального благосостояния, воспитания детей возросла. Труд в иерархии ценностей опустился на третье место. Разрыв между ценностями семьи и труда существенно увеличился.

Изменился и удельный вес различных мотивов труда на предприятии. Прежде всего, возросло значение материальных мотивов («больше заработать») и снизилось значение мотивов «реализовать свои личные способности», на последних местах признание труда и участие в управлении производством. Претерпевают изменения и мнения рабочих о моральной ответственности за использование рабочего времени - по существу, отношение к труду, поскольку использование рабочего времени является его мерой. Чувство коллективной ответственности за результаты труда - характерная черта русского национального характера. Рыночным отношениям присущ индивидуализм и приоритет личных интересов над коллективными. С переходом к рыночным отношениям среди рабочих начали проявляться эти индивидуалистские интересы. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос о моральной ответственности за использование рабочего времени.

Вместе с тем, снизилась ценность не труда вообще, а именно на предприятиях. Часть трудовой деятельности переместилась в другие сферы повседневности — в первую очередь, в сферу домашнего и личного подсобного хозяйства. Труд как общественная значимость не находит своего юридического подтверждения и в Конституции РФ: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен». В Уголовном кодексе РФ отменена статья за привлечение к ответственности за неучастие в общественно полезном труде.

Игнорирование общественной значимости труда актуализирует негативные формы адаптации, прежде всего, основанные на нелегитимных способах добывания средств к существованию или к обогащению, а в крайней форме - криминальной,- выражающейся в воровстве, мошенничестве, бандитизме.

Популярность данного вида «адаптации» национального характера объясняется, на наш взгляд, тем, что она дает возможность высокого и сверхвысокого уровня жизни, поэтому кажется более эффективной в современном российском обществе. Но криминальные структуры не производят, они только отбирают и перераспределяют средства и ресурсы. Криминальная адаптация подрывает морально-нравственные основы российского общества, поскольку заставляет человека отказаться от моральных устоев, поставив частный интерес в абсолют. «Криминализация искажает культурный архетип российского социума. Она подменяет идею соборности лжеколлективизмом преступной группировки, дает иллюзию психологической включенности в сообщество и чувство защищенности». Негативные последствия этой адаптации способствует тому, во всех возрастных группах россиян уменьшается число тех, кто видит в упорном труде возможность улучшить свою жизнь, особенно настораживает негативная тенденция в более молодых возрастных группах: в 1991 году положительное отношение к упорному труду высказали 24% молодежи, а в 1993 году - 16% и в 1996 году - 12%.

Новые непривычные условия жизни - разрушение прежнего образа жизни, усиление имущественного неравенства, опасность безработицы, перманентная социальная и политическая нестабильность - приводят к возрождению в сознании россиян уравнительных тенденций. «В период с 1991 по 1996 годы процент тех россиян, которые считают, что доходы необходимо регулировать, вырос до 15%. Число тех, кто полагает, что разница в доходах должна зависит от интенсивности индивидуальных усилий, уменьшилась с 22% до 9%. Почти половина опрошенных высказалась за насильственную конфискацию имущества, нажитого нечестным путем». Россияне во многом поменяли свое отношение к работе. Осознание того, что переход к рыночной экономике автоматически не повысит уровень жизни, увеличивает ценность труда, который должен оплачиваться в зависимости от проделанной работы. Но проблема хорошего заработка в России имеет свои особенности. Большая часть населения живет в бедности и «хорошая» зарплата означает лишь деньги на покрытие насущных запросов. Невозможность получить достаточное материальное обеспечение, становится как бы признаком непригодности человека к жизни в новых условиях. Такое положение изменяет в национальном характере отношение к нравственной составляющей труда.

Таким образом, взаимодействие национального характера и социума находится в плоскости коррекции. Национальный характер в социуме выполняет ряд функций. Во-первых, как виртуальная реальность в которой субъект (социум) актуализирует необходимые черты и приоритеты. Во-вторых, как адаптационный механизм, выработанный веками. Однако трансформация в мире меняет социальное пространство, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на национальный характер. Субъект (социум) при этом не только фиксирует реальность, но и оценивает ее с точки зрения возможностей своей исторической судьбы и сохранения своей идентичности, своей подлинной сущности. В зависимости от того, как определяет себя субъект, он либо принимает социальную реальность, либо отвергает ее. Самоопределение здесь обретает ценностный приоритет перед реальностью, т.е. идет отражение реальности через призму ценностного понимания субъектом самого себя, а также интерпретация реальности через призму приоритета бытия субъекта перед бытием иных реалий окружающего мира.


Культурологический статус русского национального характера

 

Культурологический статус русского национального характера

Схема 5. Культурологический статус русского национального характера



Выводы:

В культурной национальной системе России особое место занимает национальный характер, который, в свою очередь, обуславливает систему и тип жизнедеятельности, он особым образом влияет на национальную культуру русского народа, его интересы, мышление, язык, делает эту систему уникальной. Взаимообусловленность характера и национальной культуры определяется тем, что процесс становления и развития русского национального характера формируется некоторыми формами рефлексии. В ходе рефлексии идет формирование многих этнических, черт характера через освоение человеком мировоззренческих основ русской культуры, где главными элементами выступают ценности и нормы жизни, деятельности и поведения. Это некий внутренний энергетический стержень, абсолютно уникальный, именно он определяет согласованность действий и обнаруживает себя вовне через различные энергетические и информационные модификации русской культурной традиции, является выражением некого общего содержания. Осваивая и принимая мировоззренческие основы культуры русского этноса, вырабатывается тип личности с определенным русским национальным характером.

Культурная модель русского национального характера соответствует субкультурам культурно-исторических зон России: Северной, Южной, Средней полосы, Казацкой, Сибири и Дальнего Востока. Специфика моделей русского характера заключается в том, что они своеобразно преломляют общенациональные ценности. Культурные модели русского характера имеют различия и своеобразия, однако эти различия не настолько глубоки, что позволяет говорить о едином русском характере.

Преобладающие черты русского национального характера определяются не самой по себе культурой, а соотношением инстинкта народно-психологической самобытности, влияний религиозной традиции и разумнотворческих сил индивидуального самосознания. Различное соотношение и практическое воплощение этих начал, а так же ценностная ориентация руководящего культурного слоя определяют данное состояние русского национального характера и его влияние на состояние Российской культурной цивилизации. Наиболее потаенные, существенные черты русского национального характера народа трансформируются в культуре этноса через эпос, сказки, пословицы, философию, художественную культуру, тем самым придавая неповторимый колорит и своеобразие русской культуре.

Особенность современной социокультурной ситуации в России характеризуется тем, что происходит расширение культурного пространства, в обществе культурные ценности, рассматриваются через призму рыночных отношений, отсутствует единый однозначный подход к действительности. В этих условиях национальный характер выступает как резервуар, воплощающий в себе жизненные приоритеты смысла, созидающие ценности социума, позволяющие ввести каждого вступающего в жизнь человека в духовный мир, традиции и культуру своего народа. В деятельности людей он обладает, как потенциальной, так и актуальной составляющей энергией, образуя два полюса, в плоскости которых, происходит циркуляция приоритетов.

Глубинные основы русского национального характера актуализируются с изменением социальных условий, и смена общественных ценностных ориентиров приводит к тому, что механизмы воспроизводства прежних ценностных ориентаций перестают быть ведущими, на первое место выходит механизм адаптации к новым социальным условиям. Динамика этого процесса, состоит в сохранении прежней ценностной системы субъекта, служащей своеобразным фильтром для поступающей извне ценностной информации и адаптации к изменившейся социокультурной среде.


Четвертакова Жанна Владимировна



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789




Интересное:


Культурное освоение вещи человеком в процессе ее создания
Духовный идеал русской культуры
Нравственные ценности в структуре мировоззрения и культуры
Типологические составляющие духовной жизни дворянской усадьбы
Культурологический статус русского национального характера
Вернуться к списку публикаций