2013-06-20 09:20:58
ГлавнаяКультурология — Взаимообусловленность характера и национальной культуры



Взаимообусловленность характера и национальной культуры


Взаимодействие национального характера и социума.

В 90-е годы в России начались демократические преобразования, направленные на модернизацию общества. Демократические преобразования в обществе происходят в условиях разрушенной экономики и утерянных позиций на мировых рынках - Россия вынуждена одновременно восстанавливать государственность и создавать новую, рыночную экономику. Строящееся гражданское общество не тождественно своему прошлому, посттоталитарному обществу, оно характеризуется наличием динамичных тенденций, постоянным изменением сфер деятельности, усложнением структур и соответствующих форм сознания и нравственных алгоритмов. Вместе с тем, оно перманентно: противоречия между новыми тенденциями социального развития и культурными эталонами, образцами, фиксирующими прошлый опыт, постоянно дестабилизируют социум, вносят помехи в его функционирование. Неотъемлемое условие данной модернизации общества - это освоение людьми новых социальных навыков и ролей, культуры социального поведения граждан с учетом открытости общества, его быстрой информатизации, роста динамики изменений. Современная социокультурная ситуация в Российском социуме приобретает следующие черты.

Во-первых, в современном российском обществе культурные ценности рассматриваются через призму рыночных отношений, суть которых заключается в экономическом либерализме, конкуренции, стремлении к прибыли. В результате современное общество актуализирует процесс инкультурации и социализации одновременно. Идет усвоение социального опыта, существующих норм и ценностей, определяющих готовность человека занять место в существующем социальном порядке, при этом процесс инкультурации дополняет социализацию индивида в той части общечеловеческой культуры, которая наиболее востребована в данном социуме на данном промежутке развития. Приоритетные знания также используются для достижения прагматических целей, а не для обогащения внутреннего мира человека.

Во-вторых, отсутствует единый однозначный подход к действительности. Признание существования одновременно нескольких реальностей - это нормальное состояние как ученого, так и обыкновенного среднего человека. Кроме этого, начинают соприкасаться реальности различных культур и религий народов, существовавшие до этого часто автономно, в разных культурных измерениях, изменяется мир массовой культуры.

В-третьих, соединение и сосуществование различных форм знаний, религиозных концепций, телесного и духовного. Сегодняшний мир культуры легче воспринимать раздробленным на части, фрагменты. Эта фрагментарность позволяет «лепить» собственное культурное пространство, сообразуясь со своими принципами, философскими, этическими концепциями. Таким образом, мозаичность мира становится условием гибкого культурного существования, объемного видения и структурирования культуры.

В-четвертых, происходит расширение культурного пространства, которое оказывает воздействие на субъект культуры на микро- и макроуровне. Активно развивающийся процесс компьютеризации способствует расширению культурного поля, создавая виртуальный мир, изменяет пространственные способы общения и информационные связи. Личность формируется и действует теперь в расширенном пространстве, распространяя сферу своего влияния на большее количество людей. Возможности культурной самоидентификации личности становятся шире, благодаря чему она выходит на иной уровень, более объемный и расширяет, таким образом, свое внутреннее личностное культурное поле. Включение России в глобальную информационную галактику меняет социум на макроуровне. Она превращает истины национального самосознания из абсолютных в относительные, которые становятся составными элементами информационных полей. Соответственно меняется и вся духовная ситуация в обществе. Общественное сознание утрачивает устойчивую структуру, трансформируются механизмы формирования ценностных представлений.

И, наконец, еще одной особенностью современной социокультурной ситуации является отказ от жесткого планирования будущего. Однако именно такой отказ от пассивного ожидания дает возможность конструирования реальности в культурном и ином направлении, конструирования культурной реальности, конструирования личности, поступка, социума в соответствии с меняющейся и гибкой картиной сегодняшнего бытия.

Подобные конструкции заставляют использовать весь потенциал социума как системы, задействовать функционально ее элементы — людей, нормы, связи, отношения. А, следовательно, и переносить взаимодействие социума и национального характера в иную плоскость, рассматривая «социум» как человеческое сообщество, которое исторически сложилось и социально генетически развивалось, следовательно, приобретало специфические, сущностные признаки. В данном случае национальный характер выступает как резервуар, воплощающий в себе жизненные приоритеты смысла, созидающие ценности социума, позволяющие ввести каждого вступающего в жизнь человека в духовный мир, традиции и культуру своего и других народов, являясь при этом объектом потребления. Как объективная реальность, национальный характер не видим, но в то же время действует через поведение людей. В деятельности людей он обладает как потенциальной, так и актуальной составляющей энергией, образуя два полюса, в плоскости которых происходит циркуляция приоритетов. Она уводит в историческую тень ипостаси, которые не могут дать позитивного результата здесь и теперь. Однако они содержатся как потенция, которую можно актуализировать в иных обстоятельствах. Объективные реалии жизни и субъективные наслоения духовного характера выступают генератором, избирательно актуализируя черты национального характера, либо подавляют соответствующие социально-генетические предрасположения личности, коллектива или социума в целом, либо вырабатываю новые.


Культурные модели русского национального характера

Схема 4. Культурные модели русского национального характера


Мощные миграционные потоки размывают сложившийся социально-психологический тип культурных моделей.

Среднерусская культурная модель. В этом регионе сконцентрированы черты индивидуалистического типа. Прежде всего, они демонстрируют максимальное принятие демократических идеалов. Здесь широко распространена ориентация на собственные силы, а ценностные системы носят индивидуалистический характер, близкий западному менталитету. Для Среднерусской модели характерно неприятие жесткой тоталитарной модели власти. Её жители настроены скорее на развитие страны по пути рыночной модернизации. Они в гораздо большей степени, чем жители других регионов ощущают себя способными оказывать влияние на происходящие события.

Это один из наиболее динамично развивающихся регионов России. Однако не менее вероятно и другое — что специфика миграции в регион в последние десятилетия способствовала накоплению в ней определённого типа населения — социально активного, ориентированного на содержательную сторону жизни и богатство жизненных возможностей, с высоким адаптивным потенциалом.

Культурные модели Севера, Сибири и Дальнего Востока. Абсолютное большинство населения формировалось вместе с развитием добывающей промышленности, которое определяло социокультурное пространство. В современных условиях происходит свертывание части добывающих отраслей промышленности, что приводит к падению качества жизни. Ухудшаются все показатели в сфере здоровья, образования, культуры, структуры питания, использования свободного времени. В результате не формируют стабильные общности, меняется сам тип личности. Среди жителей мене всего ценятся интеллигентность, совестливость, образованность, снижается ценность личности и самой жизни. Естественные трудности не сближают, а, наоборот, дробят сообщества. Традиционная культура природопользования сменилась варварскими методами. С падением качества жизни начинается отток населения в Южные регионы.

Южная культурная модель. Регион традиционно противостоял центру, вместе с тем в нем проявились тенденции яркой выраженности государственнических настроений. Жители данной культурной модели в большей степени ориентированы на ценности, обеспечивающие индивидуальную и семейную жизнь.

Казацкая культурная модель. На казачество в современных условиях возлагают задачи наведение порядка и подавление криминальных структур на юге России, это объективно способствует сохранению качеств характера культурной модели. Казачество преимущественно реализовало себя в таких сферах деятельности: предпринимательство, фермерство, работа на частных, акционерных и государственных предприятиях. Положительно относятся к частной собственности. Низкая ориентированность на православие и духовность. Отношение к воинской службе осталось неизменным. Политические симпатии размыты, но главной константой выступает уважение к власти сильной и решительной. На местах создаются структуры казачьего самоуправления - круг, атаманы.

Модернизация государства, формирование гражданского общества требуют, чтобы в новом обществе система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе, не принимающего силовые методы разрешения политических и социальных конфликтов внутри страны и готового защищать ее от агрессии. Для решения этой задачи приоритетным ориентиром для образования личности становится облегчение социализации в рыночной среде через формирование ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества через освоение молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений. Это предполагает коренным образом изменить ценностные ориентации в национальном российском менталитете, которые преобладают в настоящее время у старшего поколения современной России. А как показывают социологические исследования, проведенные в 90-е годы, преобладающими ценностями старшего поколения являются идейность, примат духовного над материальным, державность, трудолюбие, коллективизм, общность. Это тот комплекс, в рамках которого происходило становление данного поколения, его реализация в процессе деятельности. При этом многие исследователи отмечают, что старшее поколение в целом неоднородно, отсутствует однозначность восприятия и трактовки отдельных ценностей. Это говорит о том, что, во-первых, старшее поколение пытается адаптироваться в современных условиях, а, с другой стороны, но том, что несет в себе огромный новаторский энергетический потенциал, однако не способно к активным социальным преобразованиям. Поэтому нереализованный потенциал родители пытаются реализовать через своих детей. Молодое поколение россиян, в отличие от более зрелого поколения, смысложизненные ценностные ориентации под воздействием современных социальных условий располагает в следующей иерархии:

1. «Свобода человека - то, без чего жизнь теряет смысл».

2. «Вера в бога - это только обряды, имеющие какой-то не всем понятный смысл».

3. «Бывают условия, что никакая красота не сделает человека лучше».

4. «Человеку свойственно разное, но все-таки по природе он добр».

5. «Смысл жизни в том, чтобы улучшить свою собственную жизнь, и в том, чтобы обеспечить достойное продолжение своего рода».

6. «Не всегда нужно стремиться к правде, иногда нужна ложь во спасение».

7. «Только содержательная работа заслуживает того, чтобы заниматься ею значительную часть своей жизни».

8. «Жизнь человека - высшая ценность, только закон может посягнуть на неё».

Социологические исследования позволяют, на наш взгляд, сделать вывод о том, что добро и свобода выступают теми характерными чертами русского национального характера, которые не подвержены влиянию перемен в обществе, а, наоборот, актуализируются. При этом трактовка свободы как возможность вести жизнь «по душе», быть самому себе хозяином преобладает».

Глубинные основы национального характера актуализируются и являются востребованными в определенные отрезки времени. Вместе с тем, изменение социальных условий и смена общественных ценностных ориентиров приводит к тому, что механизмы воспроизводства прежних ценностных ориентаций перестают быть ведущими, на первое место выходит механизм адаптации к новым социальным условиям. Динамику этого процесса, на наш взгляд, можно проследить через анализ трансформации становления индивидуальной ценностной системы личности:

- сохранение прежней ценностной системы субъекта, несмотря на происходящие общественные перемены. Сформированная в процессе прошлого опыта индивидуальная система ценностных ориентаций, служит своеобразным фильтром для поступающей извне ценностной информации;

- расстройство индивидуальной ценностной системы. Состояние, которое означает индивидуальный ценностный вакуум, состояние отчуждения;

- развитие - такое изменение в ценностно-ориентационной системе личности, когда обогащается внутреннее содержание ценностных ориентаций с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной сфере.

Поскольку социальное пространство представляет собой пространство социальных взаимодействий, которые бесконечно многообразны и внутри себя сложны, то именно они формируют пространство социальной жизни как взаимодействие пространств социального быта (обыденности, повседневности) и социального бытия (области формирования смысла социальной жизни). Эти взаимодействия сгруппированы в комплексы, каждый из которых своеобразен, т.е. сосредотачивает, воспроизводит, оттачивает особый образ социального бытия. А амплитуда адаптационных возможностей социального вида жизни будет зависеть от стратегического ресурса. Стратегический ресурс составляют ценностные ориентации, которые определяют потребности. Ценностные ориентации являются ориентирами для социокультурной общности. Потребность побуждает человека к действию, а ценность направляет на конкретную цель. Достигнутая цель является ценностью.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789




Интересное:


Типологические составляющие духовной жизни дворянской усадьбы
Историческая динамика феномена кича и его восприятия
Нравственные ценности в структуре мировоззрения и культуры
Становление и этапы русского религиозного Возрождения
Культурологический статус русского национального характера
Вернуться к списку публикаций