2013-06-20 09:11:09
ГлавнаяКультурология — Культурологический статус русского национального характера



Культурологический статус русского национального характера


Концептуальные основы характера как культурологической категории накладываются на научные тенденции в области изучения этноса. Характер как культурологическая категория - это совокупность наиболее повторяющихся устойчивых индивидуальных психологических черт, свойств и информационно-энергетических потоков, несущих информацию и передающих силовые воздействия другому человеку или окружающим предметам, зависящих от его генетических особенностей, системы закрепленных в личности культурных ценностей и архетипов. Характер обнаруживается в области смысловых, ценностных ориентаций, в системе поступков человека, в практической деятельности и способе выполнения ее социальных ролей, в отношении к людям и фактам социальной действительности.

Особое значение в формировании характера личности играют энергийные (духовные) ценности. Они есть динамические потоки культуры, совокупно представленные как любовь - мудрость, воля - стремление, вера - надежда, мысль, которые выступают как ценностные ориентации и ценности жизнедеятельности. Наиболее полно характер выражается в продуктах культурного творчества и системе социальных отношений, где активность личности порождает широкий спектр гармоничного вливания в окружающую действительность.

Энергийное свойство характера определяет степень сопротивления в отношении внешних воздействий и реализуется в связи и под влиянием условий жизни. Данное свойство находится в тесной взаимосвязи с сознанием. Именно оно выступает стержнем человека (сущностью), поскольку энергетическая составляющая определяет степень сопротивления в отношении внешних воздействий (природы, социальных факторов, космоса, и т.д.) и раскрывает механизмы аккумулирования ценностей культуры. Проявляясь в виде мыслеформы, характер сам становится частью информации, коллективного опыта, играя существенную роль в формировании совокупного национального характера.

Национальный характер - это определенная культурно-психологическая модель, включающая совокупность устойчивых социально-психологических, культурных состояний субъекта (человека, нации, народа), органическую целостность социально-психологических, культурных качеств и черт, выступающих не только как способ регулирования деятельности и общения, но и как показатель реакции субъекта на изменяющиеся условия. Национальный характер выступает как определенный способ аккумулирования культурных национальных ценностей и установок, которые через энергетические и информационные пути формируют духовно-нравственные и волевые «трансферты», переносы на те или иные реальные объекты и ситуации.

В структуре национального характера выделяются: социально-психологические качества и черты, передаваемые генетически; культурные архетипы, выступающие в национальном характере как коллективное бессознательное, отражающее опыт предыдущих поколений; культурные стереотипы, определяющие поведение человека в различных, в том числе и экстремальных ситуациях, лежащих в основе процессов социализации любого представителя определенной этнической общности; этнические стереотипы, которые позволяют настроиться на ритм этноса; этнические константы, которые проявляются в этническом самосознании исключительно в форме «трансфертов», переносов на те или иные реальные объекты и ситуации.

Национальный характер выступает как определенный способ аккумулирования культурных национальных ценностей и установок, которые через энергетические и информационные пути формируют духовно-нравственные и волевые качества этнической общности. Вариативность использования общечеловеческих и национальных ценностей прослеживается через структурирование национального характера посредством этнических и культурных позиций.

Через ценности человек удовлетворяет свои потребности, реализует свою деятельность, вырабатывает свое отношение к природе, людям и, в целом, к обществу. Закрепление и реализация ценностей происходит через такие структуры характера, как самоопределение, свобода воли, самореализация. Накопленные ценности составляют личностный «фонд культуры», степень которого определяет творческие возможности человека. Неотъемлемым условием творчества является свобода, обретение которой происходит в процессе конструирования себя через овладение энергией.

Динамика культурно-психологической модели русского национального характера определятся следующими причинами:

Первая система причин - расово-этнические, качества русской общности, то есть природные качества самого субъекта, численность, возраст и т.д.

Другая система причин, воздействующих на характер - причины, коренящиеся в устойчивых результатах многовекового взаимодействия русской общности и условий ее проживания. Именно на этой основе складываются устойчивые социально-экономические способы и типы жизнедеятельности (коллективистско-общинный, индивидуалистический кочевой или оседлый образы жизни), типы цивилизации - «деревянный» или «каменный», которые проявлялись в культурных моделях русского национального характера.

Третья система причин - естественно-географические условия проживания русской общности. Русский национальный характер формировался в суровых условиях холодного климата, полярных территорий, которые располагали к выработке определенных качеств, таких как трудолюбие, энергичность, стойкость, немногословность, коллективизм, взаимопомощь.

Большое влияние на становление русского национального характера оказала русская православная церковь. Соединение в русском православии трех сил в лице византийской веры, язычества и народного характера привело к своеобразному и сложному симбиозу в русской вере разнородных элементов, результатом чего стало образование религиозного феномена, называемого двоеверием. Русский человек почитал Бога, церковь, христианские таинства, но, вместе с тем, он не менее твердо почитал и одухотворял природу, верил в леших, домовых, мистическую силу заговоров.

Социальное влияние на формирование психологических качеств русского народа связано со специфическими особенностями социальных организаций, в которые включались русские люди. Державный инстинкт русского народа находит свое воплощение в персонифицированном отношении к источнику авторитарной власти. В русском сознании произошло отождествление власти и государства. На макроуровне. Социальным институтом, оказавшим глубокое воздействие на душевный склад русского народа, выступает община. Экстремальность природно-климатических условий, неблагоприятное геостратегическое положение, чрезмерность фискального тягла, ложившегося тяжелым бременем на крестьянство, детерминировали поиски оптимальной социально-экономической организации, соответствующей характеру великороссов.

Духовные, общественно-политические, социальные и географические факторы тесным образом связаны с появлением различных культурных моделей в русской национальном характере. Культурная модель национального характера — есть специфический тип характера как системы, стиля взаимодействия этноса, в котором обнаруживаются смысловые и ценностные ориентации в системе поступков человека, практической деятельности, способе выполнения социальных ролей, отношении к людям и фактам социальной действительности. Имея исходную основу в конкретных национальных модулях (северном, южном, средней полосы, Сибири и Дальнего Востока, казацком), проявляется особый психологический, интеллектуальный, нравственный и энергетический поток ценностей, который выражается в продуктах культурного творчества, в системе социальных отношений.

Каждой культурной модели национального характера присущ особый психологический, интеллектуальный, нравственный и энергетический поток ценностей, который выражается в продуктах культурного творчества, в системе социальных отношений, это дает возможность выделить наиболее характерные черты национального характера и сделать анализ отличий различных моделей, в основе которых вступают как ценностные ориентации, так и ценности жизнедеятельности. Становление каждой культурной модели русского национального характера - творческий процесс этноса и имеет собственную логику развития, а сама модель — явление особенное и неповторимое, и в этом смысле не поддающееся строгой типологизации.

Логика развития русского национального характера проявившаяся в культурных моделях, состоит в том, что человек, как представитель субкультуры выступает носителем социально-психологических качеств и черт, культурных архетипов и стереотипов, этнических стереотипов, присущих национальной культуре. Однако новые условия развития требовали рационализировать мир таким образом, чтобы в нем стала возможна деятельность. Инструментом рационализации выступали этнические константы, которые образовывали систему взаимосвязей, взаимозависимостей, находящихся в динамическом состоянии. Именно внутри ее человек строил свое поведение и ощущал себя ее компонентом. При этом выкристаллизовывались те или иные черты русского национального характера и появлялись новые, определяющие своеобразие данного типа культурной модели национального характера. Культурные модели русского характера имеет различия и своеобразия, однако эти различия не настолько глубоки, что позволяет говорить о едином русском характере.

Модели национального характера сотканы из противоречий. В них есть такие свойства, которые с позиции неосведомленного или предвзятого наблюдателя могут показаться «дурными». На самом же деле, эти свойства и черты являются естественной реакцией национального организма на приспособление к окружающей среде. Именно парадоксальный характер проявления национальных качеств становится камнем преткновения на пути взвешенной и объективной оценки русской нации.

В русском национальном характере воздействие культуры проявляется глубинно в уникальном образе мыслей и действий, амбивалентно соединенных в характере личности и целого этноса. Культура преобразуется в энергоинформационную среду формирования их проявления, где под ее воздействием создается своеобразное ментальное отношение к таким ключевым общечеловеческим ценностям, как свобода, совесть, справедливость, долг, отношение к труду, причудливо соединенные вертикально-горизонтальными потоками с традициями, обрядами, суевериями. Это не эклектический набор ценностей, а взаимоувязанная система. Каждая культурная модель русского характера трансформировала ценности, что было обусловлено самим характером проверки их на возможность успешного освоения этнической общности определенного региона без утраты своих системных качеств. Трансформация ценностей в культурных моделях не выходила за рамки ценностной системы русской культуры, поскольку это привело бы к деформации структур национального характера и, как следствие, к возможности определения самой структуры. Данный процесс находился в прямой зависимости от межэтнических контактов. Возможности совместного сосуществования с иными этническими системами, поскольку способы жизнедеятельности, выработанные аборигенами, позволяли ускорить процесс адаптации. Степень открытости и пластичности русской культуры расширяла возможности этнической общности в процессе создания системы жизнеобеспечения.

Освоение культуры жизнеобеспечения способствовало тому, что в национальной психологии было сформировано энергетически сдерживающее нравственное начало, которое легло в основу комплиментарных отношений, вырабатывая в русской культуре установку на «единство и многообразие».

Характер народа является не только детерминированным, но и детерминирующим началом. Оформившись в целостное качество, он начинает активно влиять на национальную специфику русской культуры. Влияние русского национального характера заключается, в частности, в том, что в сферах материальной и духовной культуры как бы аккумулируется энергия прошлого и настоящего опыта русского народа, его прошлая и настоящая история.

Сокровищницей духовной культуры народа и выразителем национального самосознания является язык. Поскольку именно в языке отражены общие знания людей о традициях, которые сложились в той или иной культуре, в нем опосредованно материализуется историческая память. В тоже время, язык выступает живым выражением характера народа, энергичной связью с мировой культурой. Русский язык - язык системный, так как содержит смыслы, правящие жизнью, закрытые и не прозрачные, но богатые оттенками. Системность языка обеспечивает целостный взгляд на мир и способствует формированию целостности и системности русской культуры.

Самостоятельность русского национального характера как особой сферы детерминации проявляется в его функциях. 1. Адаптивная функция, в результате которой обеспечивается структурная целостность и качественная определенность общности. Это осуществляется через передачу информации о системных свойствах данного субъекта на разных этапах развития. Она позволяет обеспечить непрерывность и качественную однородность реагирования в процессе ее взаимодействия с природой и другими социально-этническими общностями. 2. Оценочно-сравнительная функция, которая содержит в себе способы оценивания и взаимодействия с природой с другими общностями в виде установок или предрасположенности определенного рода действиям, мыслям, чувствам и восприятиям. 3. Регулятивная - позволяющая отфильтровывать воздействия на системные качества общности посредством соотнесения с основами национального характера с последующим восприятием этих воздействий, их модификацией или отторжением. 4. Аксеологическая - трансформация общечеловеческих ценностей и выбор ценностных ориентаций.

Устойчивая и противоречивая совокупность ценностных ориентаций, которые впитывает русский национальный характер, обуславливает единство и целостность русской национальной культуры, ее особенность, характерность, а так же динамику развития. Ценностные ориентации выступают материалом, на основании которого кристаллизовалась та или иная культурная модель, задавая направленность действия. На протяжении всей жизни русского этноса ценностная ориентация менялась. Национальный характер детерминировал стихию культурной самобытности с определенными мировоззренческими наклонностями, мифологическими архетипами. Русская культурная самобытность проявляются в мировоззрении, философии, традициях, обычаях, фольклоре, литературе, искусстве.

Национальный характер через рефлексию оказывает влияние на идеально-мыслительную энергию личного самосознания, которая выражается в интеллектуально развитой, аналитико-синтезирующей деятельности, расслаивающей органическое единство бытия и смысла всех природных начал и предшествующих культурных форм. Это уровень персонально-духовного отношения к миру — уровень свободной веры, мысли, совести индивидуума. Энергия личного самосознания служит позитивной силой сублимации душевных стремлений, прояснения народной культуры, оформления, развития и сохранения вековых исторических традиций, а вместе с ними духовно-социального единства русского национального характера.

Национальный характер во многом обусловил особенности русской философской мысли, для которой стали характерны стремления обосновать некие высшее цели существования человечества вообще, русского народа в частности; акцентированность на морально-нравственные выводы; пристальное внимание к анализу особенностей развития Российского государства и российской цивилизации, а также способность легко «впитывать» в себя достижения философской мысли других стран и народов, преломляя их через призму особенностей русского философствования. Воздействие русского национального характера на материальную и духовную сферу культуры есть результат жизнедеятельно-волевого, творчески энергичного и сознательно-разумного проявления природы русской нации.

Глубинные основы национального характера актуализируются и являются востребованными в современном российском обществе, когда культурные ценности рассматриваются через призму рыночных отношений, суть которых заключается в экономическом либерализме, конкуренции, стремлении к прибыли. В результате современное общество актуализирует процесс инкультурации и социализации одновременно. Идет усвоение социального опыта, существующих норм и ценностей, определяющих готовность человека занять место в существующем социальном порядке, при этом процесс инкультурации дополняет социализацию индивида в той части общечеловеческой культуры, которая наиболее востребована в данном социуме на данном промежутке развития. Вместе с тем, изменение социальных условий и смена общественных ценностных ориентиров приводит к тому, что механизмы воспроизводства прежних ценностных ориентаций перестают быть ведущими, на первое место выходит механизм адаптации к новым социальным условиям.

Изучение национального характера и познания его основных черт помогает системному анализу действительности и дает возможность политикам и политологам больше учитывать в своей деятельности такие факторы, как внутренний мир человека и человеческих объединений, влияние на поведение людей окружающих условий, быта, климата, традиций, религий и др., тем самым оказывая влияние на формирование «национальной идеи».


Четвертакова Жанна Владимировна







Интересное:


Культурно-антропологические особенности потребления вещей
Культурологический статус русского национального характера
Вещь как язык искусства
Оппозиция «открытое — закрытое пространство» в русском литературном пейзаже XIX века
Понятие «нравственного идеала» в его историческом развитии
Вернуться к списку публикаций