2012-10-03 00:52:52
ГлавнаяКультурология — Дворянская усадьба как явление культурно-исторического ландшафта



Дворянская усадьба как явление культурно-исторического ландшафта


Историко-культурологический аспект изучения феномена дворянской усадьбы

Культурно-художественная жизнь дворянской усадьбы рассматривается в период сер. XVIII - первой пол. XIX в. в контексте тех условий (экономических, социальных, политических, эстетических), в которых она протекала.

Интерпретация усадьбы как культурного феномена возможна при рассмотрении пласта структур, связанных с культурой повседневности, с особенностями культурного поведения русского дворянина.

Феномен русской усадьбы складывался в условиях европеизации отечественной культуры, базируясь на национальных особенностях. Усадьба - это одно из трех основных типов поселения в России: город, деревня (село), усадьба. Ранее усадьбой называли обособленное, «огражденное» владение, включавшее жилые и служебные помещения, сад и огород, позволявшие существовать в качестве независимой экономической единицы. Характер русской усадьбы менялся в зависимости от условий жалованных государем земель за службу.

Вотчина - это родовое недвижимое имение, населенная земля, а поместье - это жалованная государем земля в пожизненное владение. Помещик - это дворянин, владеющий поместьем, а вотчинник - изначально владелец крестьян, затем - владелец жилой земли. При Петре I обе формы землевладения были уравнены.

Владелец имения одновременно являлся и владельцем усадьбы. На территории одного имения могло находиться несколько усадеб. Примером может служить Влахерноское имение князей Голицыных, включавшее две усадьбы: Кузьминки и Полуденовка. Изначально имение - это земля с угодьями. Усадьба по отношению к имению - явление вторичное. Экономия - это часть имения, направленная, в основном, на ведение сельского хозяйства. Термин «экономия» возник во второй пол XVIII в. Экономии создавались для обслуживания нужд имения, а не усадьбы. В современных исследованиях экономию и усадьбу объединяют в одно целое, ссылаясь на одно единое стилевое и функциональное решение их построек (господский дом, конный и скотный дворы, оранжереи, амбары и т.д.). Безусловно, существовала и хозяйственная зона усадьбы, но она была небольшой. В ряде усадеб происходило соединение экономии и усадебной хозяйственной зоны. При изучении усадьбы с позиции историко-культурологического подхода важен акцент на усадьбу и экономию для воссоздания синтеза между культурой и хозяйством.

На протяжении 1762 - 1861 гг. усадьба вбирала основные особенности образа жизни простого человека, опираясь на его житейский опыт обращения с землей, воплощая его мировосприятие и мировоззрение.

Исследователь М. Ю. Коробко, изучавший проблему, связанную с определением термина «русская усадьба» и его эволюции, отмечал, что впервые о нем заговорили в пореформенный период. Это было вполне закономерно, так как усадьба была реалией жизни. С середины XIX века она начала видоизменяться по форме и содержанию. С 1861 г. усадьбоведы ведут точку отсчета гибели культуры, мира усадьбы.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» усадьба характеризуется как «господский дом на селе, со всеми ухожами, садом и огородом». Такое определение русской «усадьбы» не содержит указание на ее универсальность, особенности ее культурной среды, которые действительно отличали бы усадьбу от других форм земельного владения.

По И.И. Березину, издававшему Русский энциклопедический словарь, усадьба - это «дом с принадлежащими к нему строениями и землею, находящейся под строением, принадлежащий помещику или крестьянину. Во всяком имении усадьбы бывают господские или фермерские и крестьянские. Первые состоят из жилых или хозяйственных строений: гумен, садов и огородов, принадлежащих владельцу. Вторые из таких же строений, огородов, конопляников и крестьянских гумен. Усадьбы обыкновенно помещаются или на берегах рек или оврагов, где можно запрудить пруды». Это определение обозначает лишь одну сторону многогранной усадебной жизни.

В советское время термин «усадьба» трактовали как комплекс «архитектурных построек» и «хозяйственное целое».

Понятие «русская усадьба» в период своего расцвета (сер. XVIII - пер. треть XIX в.) состояло и из различных элементов архитектурно-художественной среды, вписанных в природное окружение, т.е. определенной материальной среды, и из особенной духовной, философской, интеллектуальной атмосферы. Отсюда сложность формулировки термина «русская усадьба», способного вместить все характеристики усадьбы. Необходимо развести понятия «усадьба» и «усадебная культура».

Логично определять «усадьбу» на каждом этапе ее формирования, поскольку в разные исторические периоды своего существования изменялись и ее типологические характеристики.

Простая и четкая классификация усадеб дана М.Ю. Коробко и включает три типа:

1) загородный двор - форма загородного владения с жилым домом, угодьями и оградой, «где все сельское хозяйство сведено к минимуму и играет более «декоративную» роль, нежели действительно направлено на удовлетворение насущных потребностей владельца». Как явление загородные дворы исчезли к сер. XIX в.

2) усадьба: а) крупнопоместная; б) среднепоместная; в) мелкопоместная; г) дворцовая. Этот тип усадьбы относился ко 2-ой пол. XVIII - нач. XIX в., за исключением дворцового, который постепенно исчез к нач. XVIII в. В указанный период сложился усадебный комплекс с господским домом, флигелями, хозяйственной территорией, церковной территорией, парком, прудами... Усадьба этого типа вошла в историю культуры как «дворянское гнездо», имевшее свои духовные и культурные традиции.

3) дача - явление, относившееся к XIX в, когда владельцы усадеб стали практиковать сдачу в аренду некоторых помещений имений на летний период.

В основе предложенной типологии усадьбы лежит принцип, связанный с формой собственности на землю.

Использовать понятие усадьбы в вышеизложенном ключе для характеристики ее в качестве историко-культурного феномена нецелесообразно. Трактовка термина не включает особой, уникальной характеристики, позволявшей отнести ее в разряд культурных феноменов.

В основе исследования будет использовано понятие дворянской «усадьбы», сформулированное М.Ю. Коробко: «загородная усадьба есть исторически сложившаяся территория с архитектурно-художественным комплексом сооружений, необходимых для определенного уклада жизни, в первую очередь жилыми постройками, принадлежащими частному лицу». Под укладом жизни будет рассмотрен образ жизни, связанный с религиозно-церковной стороной, семьей, образованием, досуговым времяпровождением.

Наряду с понятием «усадьба», в отечественной историографии используют понятие «дворянское гнездо», не имеющего четкой формулировки. Первым его употребил И.С. Тургенев в рассказе «Мой сосед Радилов» в «Записках охотника» в 1847 г. Под «дворянским гнездом» он понимает усадьбу, место жительства рода, включающие помещичий дом со службами, фруктовый сад и обязательно липовые аллеи.

В 1856 г. в романе «Дворянское гнездо» Тургенев обращается к понятию «дворянское гнездо» в качестве синонима дворянской усадьбы. Здесь, на примере рода Лаврецких, Калитиных, (так и в живописи позже Борисова-Мусатова, в литературе - А. Толстой, (дооктябрьский) И. Бунин) «дворянское гнездо» показано как явление историко-культурное, социальное, психологическое.

В научных работах понятие «дворянское гнездо», по сравнению с «дворянской усадьбой», употребляется не часто. Скорее первое возникло как художественный образ, хотя, по сути, эти термины тождественны друг другу. Вместе с тем, используя понятие «дворянское гнездо» акцент смещается на понимание усадьбы как родового гнезда с крепкими традициями семьи, связью и преемственностью между поколениями.

В одном из современных направлений в изучении отечественного наследия усадьба рассматривается в качестве одного из типов культурного ландшафта средней полосы России XVIII - XIX в. «Культурный ландшафт - природно-культурный территориальный комплекс, сформировавшийся в результате эволюционного взаимодействия природы и человека, его социокультурной и хозяйственной деятельности и состоящей из характерных сочетаний природных и культурных компонентов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимообусловленности».

Усадебный ландшафт имеет свою функциональную и пространственную структуру, которая состоит из следующих компонентов: главный дом с флигелями, хозяйственный двор с постройками, церковная территория, парк с прудами или рекой, угодья. Художественная организация усадебных ландшафтов зависит от социально-экономического и политического положения владельца, его вкуса и образования, от уровня профессионального мастерства исполнителей, от особенностей естественных природных условий.

Культурный усадебный ландшафт сформировался в результате деятельности людей, принадлежавших к разным типам культур: дворянской, крестьянской, религиозной. Связь с природой характерна для функционирования усадебных ландшафтов. Очевидна роль искусства в формировании усадебного ландшафта: архитектурное творчество, садовое и парковое искусство, музыкальная культура (камерная, народная и духовная) и др.

В результате, в понятие «усадьба» влилось понятие «усадебная культура», содержащее разнообразные явления историко-культурной, философской и религиозной направленности.

«Что такое русская усадьба с точки зрения нравственно-эстетической? Это - «дом» и «сад», устроенные на лоне природы, когда человеческое едино с «природным» в глубочайшей органичности роста, цветения и обновления, а «природное» не дичится облагораживающего культурного возделывания человеком; когда поэзия родной природы развивает душу рука об руку с красотой изящных искусств, а под крышей усадебного не иссякает особая лирика домашнего быта, живущего в смене деятельности труда и праздничного веселья, радостной любви и чистого созерцания», - так А.А. Фет точно обозначил суть усадебной жизни.

Усадьба - это микрокосм, который вмещал в себя «отечество» с маленькой буквы и «Отечество» с большой буквы. Усадьба - такой тип жилища, обеспечивавший владельцу и его семье удобную, экономически независимую, приятную жизнь на лоне природы. Усадьба, изначально вотчина, являлась родовым имением. Предполагалась ее передача из поколения в поколение, нахождение во владении одной семьи, принадлежавшей к одному классу, имевшему свои традиции.

До сер. XVIII в. усадьбы в том виде, в котором она изучается сейчас (корректнее сказать - ее спроектированная модель) не существовало. Это было связано с определенными историческими условиями, от которых зависела жизнь дворянина. Родовитые бояре и простые дворяне были пожизненными «государевыми слугами». Их местом жительства являлись московские дворы. Отпуска были крайне редки и кратковременны, что не позволяло добротно обустроиться в усадьбе. Конечно, были и исключения, когда в результате опалы, усадьба становилась единственным возможным местом проживания, и тогда жизнь в ней налаживалась.

Только «Указ о вольности дворянства» 1762 г. дал возможность русскому дворянину насладиться жизнью в загородном поместье.

Основой общественного строя в России этого периода стало торговокапиталистическое хозяйство, где господствующим сословием было дворянство. Крепостное право еще соответствовало интересам дворян-землевладельцев и помогало развитию производительных сил.

При Екатерине II ситуация с земельной собственностью приняла узаконенную форму. Закон о генеральном межевании (1765 г.) обеспечивал дворян земельной собственностью, причем те земли, которые были освоены до этого незаконно, без государственного разрешения становились законной собственностью помещиков. Уникальность этого акта заключалась в том, что землей были наделены не отдельные фавориты и члены аристократических семей, а масса помещиков. Массовость повлияла на формирование значительного «среднего» слоя помещиков-дворян. Генеральное межевание уничтожало остатки старого, неупорядочного землевладения, межевали земли «не к именам владельцев, а к именам сел и деревень». «Важность сего нового дела была так велика, что у всех сельских и деревенских жителей объяты были все умы помышлениями и разговорами об оном», - писал А.Т. Болотов.

Решение вопроса о дворянской земельной собственности повлияло на культуру ведения хозяйства и, соответственно, на материальную сторону доходов. Государственная служба формально не являлась источником дохода.

Так, Е.Р. Дашкова, как президент двух российских академий, получала в год три тысячи рублей, а ее имение Троицкое давало более сорока тысяч.

В 1785 г. «жалованная грамота» подтвердила право «вольности» дворянства служить и не служить, неотъемлемость дворянского звания и сословных прав, свободу от личных податей, утверждение имущественного положения и крепостное право. Впервые в российском законодательстве за дворянством было юридически закреплена неприкосновенность недвижимой собственности.

В результате этих законодательных актов дворянство получило экономическую и политическую свободу, что, безусловно, повлияло и на развитие духовной свободы. Крупнопоместные усадьбы приобретали качественно новое содержание и оказали решающее значение на формирование культурной среды провинции.

Массовое строительство усадеб началось в 1770 - 1780-е гг. и длилось всего лишь до 1820 - 1830-х гг. Отмечено, что на рубеже XVIII - XIX столетий больше обустраивалось и перестраивалось, чем возводилось совершенно новое. Обустройство тысяч усадеб происходило в среде «среднего» помещика и это стало характерным явлением в отечественной культуре.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Культурный стереотип как способ освоения действительности
Культурное освоение вещи человеком в процессе ее создания
Суфизм как составная часть арабо-мусульманской культуры
Ренессанс как феномен мировой культуры
Типологические составляющие духовной жизни дворянской усадьбы
Вернуться к списку публикаций