2012-09-19 15:46:26
ГлавнаяКультурология — Возникновение и развитие лакового промысла Федоскино вторая пол. XVIII - XX вв.



Возникновение и развитие лакового промысла Федоскино вторая пол. XVIII - XX вв.


В связи с постановлениями Правительства и специальными мерами вышла целая серия миниатюр с изображением наиболее ярких эпизодов Великой отечественной войны, событий из прошлого отечества, портреты вождей революции и великих русских полководцев, видов Москвы: И.С. Семёнов «Полководцы земли русской», «Салют Москвы»; М.К. Папёнов «Портрет маршала Толбухина»; А. Кругликов «Победа под Полтавой»; В.И. Лавров и С. Тардасов «1812 год»; Н. Балашов «Суворов»; З. Цар «Загорск зимой 1941 года», «Иван IV у ворот Кокенгаузена»; Н. Мартынов «Совет в Филях»; И. Ветров «Наполеон в Кремле».

В сборнике 1991 года отмечается, что в военные годы много писалось копий с картин художников XIX века.

Г.В. Яловенко в исследовании указывает на особенности творческих переработок с копируемых оригиналов, на характер изменений, происходящих при этом: «Копии федоскинских мастеров не являются копиями в буквальном смысле этого слова, так как любой копируемый оригинал, будучи подчинён в той или иной мере задачам создания декоративной вещи и выполняемый в особой миниатюрной технике, существенно меняет свой характер», «...миниатюрная копия приобретает особую выразительность действия за счёт повышения роли силуэта, большую декоративность цвета, лёгкость и изящество, и интимную камерность в решении отдельных образцов и пейзажа». Эти изменения обусловлены как малым размером изделий, обязывающим к сильному обобщению мелких деталей, так и специфической миниатюрной техникой (тщательная прописка каждого квадратного миллиметра поверхности, использование чёрного и металлизированных фонов и т. п.), сообщающей изделию вместе с тщательно отполированной поверхностью особую декоративность и ювелирную законченность.

Мастера Федоскина шли чаще всего по пути протокольной фиксации событий. Однако появлялись работы, в которых намечался путь преодоления таких тенденций. Одной из них, ставшей этапным произведением в Федоскинской лаковой миниатюре, является «Салют» И.С. Семёнова (1945). По словам Л.Я. Супрун, «это произведение одновременно традиционное и новаторское, связанное с прошлым и предвещающее будущее».

В первые послевоенные годы в федоскинской миниатюре большое место отводится патриотическим мотивам, взятым из истории Великой Отечественной войны (И.С. Семёнов «Встреча победителей»; В. Липицкий «Героический фронт и тыл»; М. Пашинин «Салют победы»; П.Н. Давыдов «Освободители»; Б. Фёдоров «Панфиловцы»), а также различным созвучным по теме сюжетам, заимствованным из дореволюционной и современной русской живописи.

К началу 1950-х годов относится серия произведений с применением приёмов федоскинской «классики» таких художников как М.С. Чижова, С.Н. Тардасова, В.В. Корсакова.

Дальнейшее развитие и обогащение находят традиционные лукутинские сюжеты в работах старейшего мастера артели А.А. Кругликова - это различные тройки, букеты цветов («Убор невесты», «Хоровод», «Собор Василия Блаженного») и ряд других композиций. В каждой из написанных им троек, отмечает Яловенко, по-новому решается пейзаж.

А.А. Кругликов «обращался к отечественному и западноевропейскому натюрморту, богатому тонко разработанными цветочными мотивами». Художник копировал много лучших натюрмортов И.Т. Хруцкого, букеты голландских мастеров. «Значение его произведений для промысла в том, что они вводили в сферу интересов федоскинских мастеров традиции русского натюрморта и декоративной росписи первой половины XIX в., таких блистательных мастеров, как Фёдор Толстой и художники его круга, классику европейского искусства этого направления». Характер орнамента конца - начала XX в. близок к переработкам стиля «модерн», с волнообразным ритмом линий, элементам, родственных узорам металлических решёток, журнальной графике той поры.

В исследовании Г.В. Яловенко отмечаются сильные и слабые стороны творчества художника, как, например, «плохое владение рисунком человеческой фигуры, нередко приводящие к искажению форм и к однообразию отдельных образов».

В результате постановлений ЦК ВКП (б) 1946 года, касавшихся музыки, литературы, кино, но оказавших влияние на развитие всех видов творчества, проявились тенденции, характерные для этого периода. Утверждение социалистического реализма явилось отражением политической ситуации в стране, усилившегося авторитарного управления: «Поощрялась документальность трактовки изображаемого, исключающая обобщающую природу художественного образа, метафоричность содержания произведения».

С 1947 года под наблюдением Института и Росхудожпромсоюза проводится большая экспериментальная работа по восстановлению лучших традиций федоскинской миниатюрной живописи и использованию их при создании новых оригинальных произведений. Особое внимание при этом обращается на создание вещи как единого художественного целого. «Наряду с обогащением форм традиционного ассортимента изделий (папиросников, чайниц, пудрениц, туалетных коробочек), создаются новые изделия, предназначенные как для индивидуального пользования (письменные приборы, футляры для книг, орденские коробочки, конфетницы, так и для украшения общественных интерьеров, для подарков и призов, для выставок и музеев (подарочные ларцы, кубки ... шкатулки, декоративные тарелки)».

В послевоенное время в лаковой миниатюре Федоскино появляются сюжеты, в которых «находят отражение труд и быт советских людей, особенно представителей колхозной деревни, достижения искусства современного отечественного балета и народного танца, спортивные состязания и трудовые победы молодых строителей коммунизма, новый облик Москвы и других замечательных городов нашей страны и многое другое».

В исследовании 50-х годов Г.В. Яловенко отмечается сложность в работе над соответствующей тематикой в выборе сюжета, оценке действительности и её выразительная передача средствами федоскинской декоративной миниатюры. Ведущее место в федоскинской миниатюре в этот период, как и прежде, принадлежит бытовому жанру: всевозможные пляски, хороводы, сельские сцены. Кроме того, появляется совершенно новое ответвление бытового жанра - миниатюры, написанные на сюжеты народных песен и сказок. Так, например, «Аленький цветочек» В.Д. Липицкого (1953) стал классическим произведением федоскинской миниатюры. Более поздняя работа художника - «Царь-девица» (1957).

В историческом жанре получила отражение героическая тематика. В этом плане заслуживает особого внимания работа Н.М. Солонинкина «Воин-победитель» (1957).

Обращают на себя внимание работы, соответствующие, «с одной стороны, традициям древнерусской монументальной живописи, с другой - театрально-декорационной: Ю.В. Карапаев «Северная песня» (1969), «Рябинушка» (1975), «Золотая осень» (1976) и другие».

Портретная миниатюра, как и жанровая, имеет свою давнюю традицию. Как пишет известный исследователь русского искусства XVIII в. Т.В. Алексеева, возникновение портретной миниатюры «сопряжено с развитием светской художественной культуры. В России она появилась в начале XVIII века, когда ею занимались живописцы, сумевшие опереться на большой опыт древнерусских мастеров, работавших по финифти».

Федоскинская портретная миниатюра развивалась своим особым путём, не имеющим аналогов в отечественном искусстве. Главной причиной возникновения федоскинского портрета, по заключению Супрун, было желание ответить на запросы демократического потребителя федоскинских изделий, как бы продолжить традиции той «народной газеты», которые создавались при основании коробовско-лукутинского производства.

«Возникновение концепции героического портрета повлекло за собой появление новой композиционной схемы с изображением портретируемого, заключённым в своеобразную раму, состоящую из сюжетных миниатюр. ... Одной из таких работ является орденская коробка Н.И. Балашова, посвящённая А.В. Суворову (1944). Автор соединил портрет великого русского полководца с миниатюрными изображениями на боковых гранях коробки. Среди портретных работ военных лет можно назвать и кубок А.И. Белоусова, изобразившего во весь рост М.И. Кутузова. Почти лишённый каких-либо украшений, кроме небольшой ветки из золотых дубовых листьев, предмет решён просто и строго. Он отличается согласованностью изображённой фигуры со стройными пропорциями вещи. ... В подобной же манере выполнены и небольшая шкатулка работы 3. J1. Цар с портретом героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова».

«Официальным камерным портретом можно назвать пластину Н.М. Солонинкина с изображением маршала Г.К. Жукова в парадном мундире (1975)».

Известны также портреты А.С. Пушкина, И.А. Крылова, М.И. Кутузова («Пушкин на берегу Невы» художника М.Г. Пашинина, 1970).

Пейзажная миниатюра отражена в творчестве И.И. Страхова «Ночное» (1955), Г.И. Ларишева «Тройка» (1977), Ю.В. Карапаева «Дождь прошёл» (1977).

В середине 1970-х годов происходит усиление тенденций декоративности, пришедшей на смену периоду «станковизма». «Поверхность лака мыслилась тогда, как основа для создания узорных «ковровых» композиций, напоминающих драгоценную эмаль. ... Это ощущение нарядности сохранено и в композиции П.Н. Пучкова, в которой мотивы орнамента так называемого «псевдорусского стиля» конца XIX в. нашли свою самостоятельную декоративную интерпретацию».

В статье Е.Г. Яковлевой в период семидесятых годов отмечается механическое тиражирование массовой продукции: «В результате механического тиражирования массовая продукция ... весьма упрощена и обеднена, лишена оригинальности и прелести ручного исполнения».

Тематическая направленность в лаковой миниатюре, развитие исторического, бытового, портретного жанров, имена художников, специализировавшихся в той или иной области, рассматриваются в сборнике 1981 года.

Таким образом, на основании изученных источников, можно сделать вывод, что лаковое искусство Федоскина рассматриваемого периода имело характерные особенности, которые заключались в следующем:

- в 30-е годы происходит восстановление и закрепление лукутинской традиции эпохи расцвета этого дела и создание из её основ, путём внутренней коренной переработки элементов нового, советского стиля;

- в 40-5 0-е годы принимаются необходимые меры по восстановлению и развитию художественных промыслов и в том числе федоскинской артели;

- проводится большая экспериментальная работа по восстановлению лучших традиций федоскинской миниатюрной живописи и использованию их при создании новых оригинальных произведений, развивается наставническая деятельность;

- в военный период и примерно до 70-х годов происходит утверждение художественного метода социалистического реализма и появление стиля официоза, усиление тенденций «станковизма», что также отразилось в лаковом искусстве Федоскино;

- с середины 70-х годов характерной особенностью развития лакового искусства Федоскино является усиление тенденций декоративности.


Ключикова Виктория Борисовна



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Древнерусская эстетическая мысль: византийское и самобытное
Свадебный обряд в советское время: традиции и инновации
Современный кризис нравственных ценностей в России
Духовная культура Древней Руси
Типологические составляющие духовной жизни дворянской усадьбы
Вернуться к списку публикаций