2012-09-19 15:46:26
ГлавнаяКультурология — Возникновение и развитие лакового промысла Федоскино вторая пол. XVIII - XX вв.



Возникновение и развитие лакового промысла Федоскино вторая пол. XVIII - XX вв.


Русская лаковая миниатюра Федоскина советского периода.

После октябрьских событий 1917 года начинается новый этап развития лакового искусства Федоскино. В пореволюционной творческой деятельности федоскинских мастеров есть несколько периодов, которые отражают непрекращающийся рост артельного производства. Так, например, исследователи лакового промысла период 1918-1930-х годов рассматривают как период накопления сил и средств, вступление артели на путь неуклонного расцвета, его хозяйственно-экономического упрочения.

В 20-30-е годы XX столетия опыт и творческая практика федоскинского промысла послужили примером для старейших иконописных центров - на традиционной основе было создано новое искусство в Палехе Ивановской области (1924 г.), Мстёре Владимирской области (1932 г.), Холуе Ивановской области (1934 г). Мастера этих промыслов заимствовали у Федоскино технологический процесс изготовления полуфабриката из папье-маше, сохранив при этом самобытную и традиционную технику темперной живописи.

Вместе с тем в работе промысла, указывает в своём исследовании Г.В. Яловенко, имелись следующие серьёзные недостатки: отсутствие механизации подготовительных процессов, низкая производительность труда; отсутствие при артели ученичества, плохо поставленное художественное руководство, отсутствие фонда художественных образцов и специальной библиотеки, в которой мастера могли бы находить материал для творческой работы.

В 1930-х годах в жизни художественного промысла происходят большие сдвиги. С 1931 г. Институт художественной кустарной промышленности коренным образом изменяет характер своей работы с артелью. Основное внимание уделялось развитию творческой инициативы самих мастеров, изучению стиля федоскинской миниатюры и восстановлению её художественных традиций периода расцвета промысла.

Возглавил работу с артелью в 1933 году профессор А.В. Бакушинский. Основные задачи работы Института были сформулированы им в каталоге выставки: «Главное внимание обращено, с одной стороны, на восстановление лукутинской традиции эпохи расцвета этого дела и создание из её основ, путём внутренней коренной переработки элементов нового, советского стиля...», помощь ИХКП мастерам заключалась ещё и в том, чтобы «сделать необходимый скачок от ремесла к искусству».

Искусствовед В.М. Василенко в 1935 году написал книгу «Федоскино», в которой отмечается, что: «В основу своей работы с промыслом Институт положил изучение стиля и техники федоскинской живописи, выявление в её художественной традиции наиболее ценных и приемлемых для нашего времени сторон».

«В течение 30-х годов подавляющее большинство живописцев продолжало выполнять копийную работу и только отдельные мастера при поддержке Института занимались творчеством». Творческое освоение современной тематики в 30-х годах выразилось в освоении и переработке произведений дореволюционных и советских художников: «Помимо репродукций с картин, в качестве подсобного материала мастера нередко использовали иллюстративный (книжный и журнальный) материал и фотографии».

Бурные события 20-30-х годов XX века нашли своё тематическое и художественное выражение в произведениях этого периода. Так, например, на лаковых миниатюрах можно увидеть такие сюжеты, как ликбез, колхозный труд, новые бытовые отряды, сцены из гражданской войны, строительство Беломорканала, ледовый поход «Челюскина» и тому подобное.

В 1920-1930-х годах значительные достижения цветочной росписи Федоскина связаны с именем А.И. Лёзнова, который в своих композициях шел от жостовской традиции.

Знаменитые лукутинские тройки - «птицы-тройки» - пишет в 1930-х годах Н.П. Цыбин, в 1940-х А.А. Кругликов, а в последующие десятилетия - М.С. Чижов, в 1970-х годах - В.Д. Антонов.

Г.В. Яловенко проследила возникновение в лаковой миниатюре сюжета «Летней тройки», некоторых крестьянских тем. Исследователи искусства Федоскина И.Н. Уханова, М.С. Чижов, Л.Я. Супрун называют имена художников, произведения которых узнаются в лаковых изделиях: К.Е. Маковский, К. А. Трутовский, И.И. Соколов, В.В. Тимм, Р.К. Жуковский. Однако, следует отметить, что указание прототипов - часто станковых крупномасштабных живописных произведений - не даёт представления о том, как работали мастера лаковой миниатюры, какие материалы были в действительности перед глазами, в какой степени их фантазия «исправляла» и «приукрашивала» оригинал.

В 1930-1940-е годы среди миниатюристов старшего поколения выделяются Н.П. Пятров, B.C. Бородкин, B.C. Боруцкий, А.А. Кругликов, К.Н. Рановский, И.А. Платонов, И.С. Семенов и другие. Ведущий пейзажист артели, как пишет Г.В. Яловенко, в этот период - И. Страхов. В их оригинальных произведениях прослеживается крепкая связь с традиционным искусством лукутинской миниатюры и видно возникновение новых черт, рожденных восприятием современной советской действительности.

В художественных миниатюрах довоенных лет находили отражение исторические и пейзажные композиции.

Период 1940-1950-х годов в сборнике 1990 г. отмечается как время не благоприятное для развития декоративно-орнаментального направления в творчестве художников промысла. Данный период характерен тенденциями станковизма, «миниатюра становилась подчас уменьшенной копией станковой картины, решалась изолированно от формы и пластики всего лакового предмета».

Влияние станкового искусства на художественную промышленность было в 1940-1950-х годах явлением повсеместным. В первые годы после Великой Отечественной войны, пишет в своей книге известный федоскинский мастер М.С. Чижов, наши композиции были торжественными, помпезными, символическими.

В 1943 г. специальным постановлением Правительства были приняты необходимые меры по восстановлению и развитию художественных промыслов и, в том числе, федоскинской артели. Для руководства художественными промыслами при управлении промысловой кооперации СНК РСФСР организуется специальное управление - Главхудожпром, а также создаются художественные союзы на местах.

В течение 40-50-х годов заметно изменился характер творческих работ, лицо всей массовой продукции в целом: «большую часть оригиналов, по которым пишут товарную продукцию, составляют творческие работы и переложения самих федоскинских миниатюристов».

В советское время стали широко известны имена таких превосходных миниатюристов, как А. Кругликов, В. Липицкий, М. Пашинин, И. Страхов, М. Чижов, С. Тардасов, С. Рогатов.

Темы советского периода освещают мирную жизнь советских людей. Таковы «Проверка урожая» В.И. Иванова-Лаврова (1938), «Убирают свёклу» И.С. Семёнова (1939), «Советское крестьянство» С.П. Рогатова (1947), «Расцветай, земля колхозная» М.С. Чижова (1958).

«Значительное развитие, - пишется в исследовании обозначенного периода Г.В. Яловенко, - получает орнамент, используемый как, в качестве самостоятельного декоративного орнамента, так и в сочетании с живописью».

В результате восстановления забытых видов декоративного оформления изделий и дальнейшего усовершенствования письма на черном фоне с подкладками появляется ряд работ, в которых найдены удачные сочетания различных декоративных приемов.

Значительными произведениями декоративного искусства являются работы, в которых тонко и с большим вкусом использован перламутр как фон (С. Рогатов - «Танец грузинки», М. Пашинин - «Снегурочка», В. Липицкий - «Березка» и некоторые другие).

Этот новый прием отделки перламутром деталей одежды или отдельных предметов при передаче шелка, бархата, воды и других, отсвечивающих или переливающихся поверхностей, создает сильный декоративный эффект. Прозрачные голубые лессировки на шубке Снегурочки художника М. Пашинина, обогащенные переливами подложенного вниз перламутра в сочетании с плотной живописью белого меха, производят впечатление, будто вся шубка юной дочери Мороза сделана изо льда и оторочена пушистым снегом.

По-новому используются возможности техники силуэтно-гризайльной живописи в работах С. Рогатова и С. Тардасова. Разнообразные оттенки красот родной природы раскрывает С. Рогатов в миниатюрных пейзажах, построенных на тонких нюансах коричневых тонов, обогащенных контрастами изящных силуэтов русских ив, берез и елей, четко вырисовывающихся на светлом коричневато-молочном фоне неба.

Новое звучание приобретает традиционный сюжет в летних тройках Г. Точенова, написанных на лаковом фоне цвета слоновой кости, а также в работах П.Давыдова, Р.Седовой, В.Баранова и других мастеров.

В искусстве народных художественных промыслов военного периода проявились тенденции так называемого стиля официоза, что также нашло своё отражение в лаковом искусстве Федоскино.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Национальный характер как культурологическая модель
Кризис культуры в условиях тотальности цивилизации и трагедия гуманизма
Традиции и новации в русском свадебном обряде
Типологические составляющие духовной жизни дворянской усадьбы
Межличностный конфликт как столкновение культурных стереотипов
Вернуться к списку публикаций