2012-09-19 15:46:26
ГлавнаяКультурология — Возникновение и развитие лакового промысла Федоскино вторая пол. XVIII - XX вв.



Возникновение и развитие лакового промысла Федоскино вторая пол. XVIII - XX вв.


Расширение этих задач, определение основных путей в течение 1889 г. подготавливается особой комиссией, избранной земским собранием. Разрабатываются вопросы о содействии кустарной промышленности, которые ясно обозначаются и формулируются в докладах С.Т. Морозова и Н.А. Карамышева. В них содержатся все те основные идеи, которые «сводятся к признанию необходимости, помимо ранее установленных мер, устройства на местах учебных мастерских и школ, создания в центре при музее обширного кадра специалистов механиков и художников, образования на местах различного рода артелей среди кустарей и обеспечения кредита на нужды кустарной промышленности путём учреждения кустарного банка».

Об этом же пишется и в книге «Музей народного искусства и художественные промыслы»: «В 1899 г. комиссия музея в составе С.Т. Морозова, В.Г. Крапивина (заведующего музеем) и других разработала предложения об организации кооперативов и привлечении их к работе музея, об образовании складов кустарных изделий и мастерских, о поддержке кооперативов средствами и материалами через уездные земства». Музей становится центром руководства кустарными промыслами губернии: увеличиваются его торговые обороты, привлекаются специалисты, на местах организуются мастерские и школы, также музей принимает деятельное участие в различных отечественных и зарубежных выставках, организует школы профессионального обучения».

С 1907 года всё более увеличивается спрос на изделия русских кустарей. Непосредственную роль в этом сыграл Кустарный музей, который начал участвовать на ежегодных ярмарках в Лейпциге. С этого времени музей завязывает торговые отношения с Австрией, Швейцарией, Данией, Голландией, Францией, Бельгией, Англией, Америкой; расширяются его связи и с промыслами других губерний России.

В связи с увеличением спроса на изделия художественных промыслов как внутри страны, так и на заграничных рынках «заставило музей обратить особое внимание на некоторые области кустарного производства. Понадобилось усилить художественное руководство. С этой целью 20 сентября 1907 г. художественным руководителем музея был приглашен Николай Дмитриевич Бартрам, художник по образованию», сыгравший значительную роль в истории развития художественных промыслов и Кустарного музея.

Под руководством Н.Д. Бартрама и по его инициативе в 1910 году в музее был образован новый специальный отдел, так называемый Музей образцов, в дополнение к ранее существовавшему отделу - Музею промыслов, на содержание и приобретение которых выделялись ассигнования, как со стороны земства, так и главного управления земледелия и землеустройства. Меценатом и попечителем Кустарного музея был С.Т. Морозов, который вносил в течение 3-х лет на приобретение образцов 1 тыс. рублей ежегодно.

Узнав о существовании Морозовского фонда и о кредитовании кустарей, объединяющихся для совместной работы в артели, «мастера попросили учительницу федоскинской сельской школы Л.Д. Державину помочь им ... желавшие образовать самостоятельную артель, мастера подписали заявление, адресованное в Земскую управу, откуда был прислан в Федоскино инструктор Г.П. Петров. Петров ознакомил будущих членов артели с образцовым уставом трудовой артели и с так называемым договором Зельгейма».

Федоскинская артель успешно выставляет свои изделия на отечественных выставках в Петербурге, Киеве и Казани. На Казанской кустарной выставке 1910 года артель получает серебряную медаль, а на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1913 г. в Киеве малую золотую медаль.

Характеристика процессов, происходивших в 1911-1912 годы заключалась в том, что на съездах деятелей кустарной промышленности, на Всероссийском съезде художников высказывания передовых представителей художественной общественности о народном искусстве и его судьбах, статьи и выступления чаще всего имели публицистический характер или выражали практическое отношение к задачам развития того или иного вида национального искусства.

В июне 1913 г. барон Врангель был назначен руководителем масштабного юбилейного проекта, редактором издания «История Императорской Академии художеств за 150 лет», что «означало полное признание его авторитета официальным академическим руководством».

Убедительно иллюстрированный материал оставила последняя дооктябрьская кустарно - промышленная выставка. В роскошном издании вышла книга «Русское народное искусство на Второй Всемирной кустарной выставке в Петрограде в 1913 г.», содержащая большое количество одноцветных и многокрасочных таблиц.

С января 1914 года начал свою деятельность Московский союз кустарных артелей, организованный Московским губернским земством для совместной закупки материалов и сбыта готовых изделий. Союз объединил 13 кустарных артелей. Федоскинская артель стала ведущей в этом союзе, впоследствии успешно выставлявшей свои изделия на отечественных выставках в Петербурге, Киеве и Казани.

Опеку над артелью взял Московский Кустарный музей, который, тем не менее, не помогал мастерам отсеивать случайные малохудожественные оригиналы. Снабжая промысел образцами, Кустарный музей менее всего заботился о развитии творческой инициативы мастеров и соответствии образцов художественным возможностям федоскинской миниатюры. «Точка зрения земства на кустаря» была вполне откровенной: «Кустарь - не творец. Он только ремесленник - копиист».

Увлечение русских художников конца XIX и начала XX века мотивами национального и в частности народного искусства отразилось и на образцах, которые создавались в музее и распространялись среди кустарей. Об этом можно судить по экспонатам русского отдела Всемирной выставки в Париже 1900 году, в организации которой непосредственное участие принимал Кустарный музей.

Однако федоскинские изделия не избежали влияний модернистского искусства того времени: «Образцы художников Музея в основном не диктовались желанием развивать и укреплять лукутинскую традицию. Они отражали последовательно все художественные увлечения в исканиях большого искусства начала 1900-х годов. В сущности, это была разнообразная дань «модерну» в его характерных течениях: стилизации в духе «Мира искусств», начиная с жеманных «маркиз» и арапов XVIII века и заканчивая копиями с древнерусских рукописен».

Интенсивно протекающие процессы демократизации в художественной культуре пореформенного периода, в общекультурном процессе в целом, выразились в том, что лаковая миниатюра, доступная прежде немногим избранным, становится доступной многим сословиям.

Обобщая исследуемый материал, можно констатировать, что вторая половина XIX века характеризуется развитием капиталистической промышленности; общей демократизацией русской культуры. Выразилось это в интересе к народной жизни, его быту в художественном творчестве мастеров разных направлений; массовым изготовлением бытовых художественно оформленных вещей. Интерес к народной жизни объяснялся состоянием русской общественной мысли, развитием прогрессивных взглядов творческой интеллигенции России. Одной из ведущих тем этого времени в лаковом искусстве становятся сцены из жизни и быта народа.

Наиболее фундаментальные, обобщающие работы рассматриваемого периода - Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. В 70-80-е гг. XIX столетия деятельность исследователей русских кустарных промыслов значительно усилилась и углубилась. Достаточно сказать, что в результате многолетней работы, с 1874 по 1887 г.г., было создано 16 фундаментальных томов «Трудов комиссии по исследованию кустарной промышленности в России», дававших представление о состоянии самых разнообразных отраслей. Период 1870-1880 годов исследователи кустарных промыслов характеризуют как начало ущербного состояния лакового производства. В конце XIX века происходит резкое падение промысла, уменьшился спрос, понизилось качество изделий.

Таким образом, в 80-х годах XIX столетия обследования Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России дали обстоятельный материал о состоянии промыслов, свидетельствующий о назревании кризиса кустарного производства. Одновременно было выявлено наличие кустарей, занятых в разных отраслях. Значение данных работ состоит в том, что было уделено внимание состоянию дел в той или иной области исследуемого производства.

Тем не менее, сведения о народных промыслах в этот период еще отрывочны и неточны.

Проведённый анализ источников, позволяет сделать ряд выводов относительно того, что на протяжении второй половины XIX – начала веков:

- происходило широкое развитие кустарной промышленности;

- в науке шёл процесс накопления материала, его публикация, в которой ещё не ставились задачи теоретического осмысления;

- материалы исследований обозначенного периода фиксировали статистические данные о численности, видах и месте расположения производств;

- роль и значение собирательской, частной деятельности состояла в формировании фонда национальных культурно-исторических ценностей, способствовала образованию общедоступных музеев, музейных собраний;

- музеи были призваны служить целям популяризации изделий кустарных промыслов, пропаганды лучших образцов среди кустарей и улучшению техники производства, а также: собирание и показ предметов народного искусства, практическая работа с мастерами, оказание им всяческого содействия в развитии лакового дела;

- деятельность меценатов, попечителей, земств, опека музеев, кустарного союза артелей позволили Федоскинской артели среди подобных производств играть ведущую роль, способствовали в дальнейшем её экономическому состоянию, успешной выставочной деятельности;

- организация публичных выставок российских мануфактурных изделий, главной целью, которых была демонстрация достижений развивающейся крупной промышленности;

- выставки свидетельствовали широкой публике, обществу в целом о достижениях кустарных промыслов (художественных и нехудожественных), которые были представлены весьма разнообразно всевозможными отраслями производства; об эффективности и убедительности представленной экспозиции;

- способствовали выявлению разнообразнейших отраслей производства товаров, концентрации и показу целых пластов народного традиционного творчества;

- были предприняты экономико-статистические исследования кустарной промышленности России;

- стимулировали появление трудов, дававших представление о состоянии самых разнообразных отраслей; работ критического направления, объективному анализу экономического состояния дел в той или иной отрасли, причин, тормозящих прогрессивное развитие народного художественного творчества и мер по оказанию реальной помощи художественным промыслам; дальнейшей деятельности исследователей русских кустарных промыслов, публикации изданий с иллюстрированным материалом;

- определялись дальнейшие перспективы и пути технического и культурного развития кустарных промыслов;

- опыт выставок сказался в дальнейшем на упорядочение экспозиций и в распределении экспонатов по разделам;

- широкий показ и премирование экспонентов способствовали пропаганде и популяризации народного искусства, как в России, так и за рубежом;

- в рассматриваемый период происходит увеличение спроса на изделия художественных промыслов как внутри страны, так и на заграничных рынках.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Свадебный ритуал и его символика
Развитие русской нравственной философии
Становление и этапы русского религиозного Возрождения
Вещь в системе темпорального слоя универсума
Бытование вещей в хозяйственной культуре человека
Вернуться к списку публикаций