2012-09-19 15:46:26
ГлавнаяКультурология — Возникновение и развитие лакового промысла Федоскино вторая пол. XVIII - XX вв.



Возникновение и развитие лакового промысла Федоскино вторая пол. XVIII - XX вв.


В развитии художественных промыслов в России значительную роль сыграла организация Всероссийских промышленных выставок. Публичные выставки российских мануфактурных изделий были призваны ознакомить широкие круги русской общественности в первую очередь с достижениями отечественной промышленности. Эти выставки сделали известными имена не только крупных предпринимателей, но и владельцев мелких кустарных мастерских, а также отдельных талантливых мастеров, выявили разнообразнейшие отрасли производства товаров, в их числе и народные промыслы.

Первая публичная выставка российских мануфактурных изделий открылась в 1829 г., затем они следовали регулярно с интервалами в 2 - 4 года. Право открыть у себя первую выставку оспаривали Москва и Петербург.

По словам современника, «надлежало рассеять оскорбительное для русских предубеждение и явить свету успехи мануфактур в полном их блеске и величии. Сего нельзя было лучше достигнуть, как публичною выставкою отечественных мануфактурных изделий».

Руководствуясь не только чрезмерно восторженным «Описанием...», но и сухим языком документов, можно составить представление о действительно широком для своего времени размахе выставки, о новизне для публики представленных здесь материалов, об эффективности и убедительности экспозиции.

Отличные работы из «битой бумаги ... с разными видами», представленные московским купцом и фабрикантом Петром Лукутиным, одним из основателей федоскинского промысла лаковой миниатюры, заслужили «публичную похвалу» как превосходные изделия, не уступающие «брауншвейгским».

Выставка и произведенная ею сенсация вполне удовлетворили ее устроителей и вдохновили на подготовку следующей экспозиции.

Следующая выставка открылась в 1831 году. Правительству показались убедительными доводы московского генерал-губернатора и президента общества сельского хозяйства Голицына, что Москва - наиболее подходящее место для ее организации, так как в ней сосредоточено значительное количество фабричных предприятий, и территориально она доступнее для экспонентов из южных губерний. Для размещения выставки было выбрано здание Благородного собрания.

Изделия народных промыслов были разбросаны в разных местах 35-ти разделов выставки, но здесь появились новые экспоненты, представившие произведения традиционных и недавно возникших центров народного искусства.

В разделе XV «изделия лакированные» впервые упоминаются экспонаты Ф. Н. Вишнякова, - крестьянина графа Шереметьева: «лакированные бумажные подносы, овальные, с золотыми бордюрами и без оных. Тож круглые, без бордюр. Корзинки, лакированные бумажные, с золотыми бордюрами и без оных. Тож подносцы, под графины, бутылки и стаканы». И экспонаты: фабрики П.В. Лукутина, московского 2-ой гильдии купца: бумажные, лакированные ящички, бумажные лакированные дорожные стаканы; табакерки бумажные, лакированные с живописью, золотом, простые черные и прочные, разных сортов, пропорций и вида, дамские и мужские, ценою от 65 копеек до 35 рублей за табакерку».

Опыт, накопленный в проведении самых первых выставок, сказался в дальнейшем в некотором упорядочении экспозиций и в распределении экспонатов по разделам. Масштабы выставок с годами росли. Однако последующие выставки (1833, 1835, 1839 гг.) ничего существенного не внесли в популяризацию народного искусства: в течение ряда лет оно было представлено почти одними указанными выше промыслами, изделия которых были разбросаны по разным отделам.

В «Описании...» изделий крестьянина Филиппа Вишнякова появляются новые наименования, такие, как «чернильницы разных видов и цветов, конторские сургучницы разных цветов, лоточки под щипцы».

Были также представлены изделия «фабрики московского купца П.В. Лукутина, Московской губернии в селе Данилкове: сигарошники, стаканы четвертные разных цветов, бочонок с кольцом апплике, подносы, магазин фунтовый, полумагазин черный, бочонок меньшего размера с кольцом».

В 1838 г. было принято решение открывать выставки через четыре года. Следующая выставка открылась в Петербурге в 1839 г.

В указателе к этой выставке снова встречаются уже знакомые имена Ф.Н. Вишнякова с сыном, представивших изделия из «битой бумаги» и «выколоченные из жести... все под лаком с рисунками», и П.В. Лукутина, показавшего в числе прочих, «табакерки разных сортов и видов с живописью по перламутру ... по серебру».

Указатель выставки мануфактурных изделий в Москве 1853 года так характеризует работу фабрики Лукутиных этого периода: «Художественность и изящность рисунков на многих изделиях обратила на себя всеобщее внимание. Чистота наружной и внутренней отделки даже самых дешёвых изделий этого заведения заслуживает полного одобрения. Цена на все сии изделия умеренная, чего можно было достигнуть только при обширном производстве, которое существует на заведении». На этой выставке «за постоянное улучшение изделий из папье-маше, доведённых ... до высокой степени совершенства» Лукутиных наградили «малою золотою похвальною медалью». Указатель отметил экспорт лукутинских лаков в Италию, Германию, Швецию, Америку, что говорит о высокой оценке качества продукции. В названных странах существовали свои производства лаковых изделий, но спрос на лукутинские произведения не спадал.

Петербургская промышленная выставка 1870 г. представляла собой нечто принципиально новое. Выставке предшествовала особая подготовка, в процессе которой затрагивались вопросы, связанные с перспективами технического и культурного развития России. Основное внимание уделялось тому, чтобы экспозиция не только восхищала, но всемерно служила и просветительским целям. Характерно, что с этих лет разнообразные описания и обозрения выставок стали значительно объективнее: восторги и умиление сменились критическим отношением к истинному положению вещей.

Обозреватель выставки К. Скальковский, рассматривающий главным образом технические достижения крупных заводов, тем не менее, упоминает и некоторые кустарные изделия. В отчёте и указателях по выставке им перечисляются изделия народных мастеров. В их числе изделия, представленные постоянными экспонентами: Лукутиным, получившим здесь «право употребления на вывеске и изделиях изображения государственного герба с надписью при оном «За выставку 1870 г.»; Вишняковым, награжденным серебряной медалью и Макаровым, удостоенным бронзовой медали.

Экспозиция выставки 1870 г. выявила растущее внимание к народному искусству, стремление сохранить его во всей самобытности, создать на основе промыслов мастерские для объединения народных мастеров и использования их технических и художественных навыков в производстве оригинальных художественных вещей. Выставка стимулировала и появление трудов, запечатлевших возросший интерес к традициям русского искусства, а вместе с тем и к основным носителям этих традиций - современным кустарным промыслам.

Деятельность выставки вызвала живую реакцию В.В. Стасова. Он выступил с большой статьёй, стремясь осветить «художественную ... физиономию» выставки, отмечая, что она является «...не только в высшей степени примечательною, но еще вдобавок заключающею такие элементы, которые придают ей необыкновенно важное значение».

Стасов выражает надежду на то, что русская публика оценит по достоинству народные изделия, уже заслужившие признание за границей после Всемирной парижской выставки 1867 г., и клеймит, как «невежество и тупое полузнание», пренебрежение ими. «...Должно быть, скоро, - пишет он, - у нас придет мода на их затейливые, необыкновенно любопытные формы и краски - все равно как на русские кружева».

Всемирная московская выставка 1882 года, названная «Промышленно-художественной», отличалась от всех предшествующих выставок, как по масштабам, так и по профилю, что явствует уже из ее названия. Экспонаты распределялись по 14 тематическим группам, а те в свою очередь, делились на классы. Так, в I группу вошли художественные произведения. XII группа впервые объединила произведения кустарной промышленности. Класс 94 XII группы включал художественные изделия.

Современники считали выставку настоящим событием в общественной и государственной жизни России, а отдел кустарных предприятий у иностранных и русских посетителей вызвал настоящую сенсацию.

Действительно, кустарные промыслы (художественные и нехудожественные) были представлены весьма разнообразно всевозможными отраслями производства. Наиболее полно была представлена Московская губерния, она экспонировала ткачество, лаки, миниатюрную резьбу и игрушки из Троице-Сергиевой лавры, гжельскую керамику и целый ряд нехудожественных промыслов.

При разработке Положения о премировании экспонентов по кустарному отделу было специально отмечено, что премии присуждаются производителям вещей, а не составителям коллекций, с учётом качества выставленных произведений и степени художественности выполнения «в тех предметах, для коих сие последнее имеет вообще значение».

Изделия народных мастеров получили на выставке высокую оценку: наряду с представителями крупнейших промышленных предприятий получили награду владельцы кустарных мастерских, народные мастера, отличившиеся именно в художественном производстве.

Высшая награда по VIII группе (ремесленные и разные изделия) - право изображения государственного герба - была присуждена Александру Лукутину «за отличное исполнение изделий из папье-маше превосходной отделки, а также за заметные успехи в изящном вкусе и в живописи, сделанные в последнее время».

Серебряную медаль - П. Вишнякову «за изделия из папье-маше с живописью, изящного вкуса и очень хорошей работы».

Золотой медалью по XII группе (произведения кустарной промышленности) удостоился Василий Вишняков «за прекрасные изделия из папье-маше и подносы, отличающиеся высоким достоинством работы и выбором рисунков, а также за постоянное стремление к усовершенствованию производства».

На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 г. в Москве, как было сказано выше, экспонаты кустарного отдела имели успех. Это обстоятельство и побудило земское собрание 16 декабря 1882 г. принять решение об основании в Москве Кустарного музея, на организацию которого было отпущено 3000 рублей.

Музей народного искусства был основан девятого мая в 1885 году. Об этом событии в одной из публикаций пишется, что «в неприспособленном для музея здании у Никитских ворот ... был открыт для публики Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства». С его открытием было положено начало «систематической и непрерывной деятельности Московского губернского земства по содействию кустарным промыслам». Это был один из старейших музеев, специально занявшимся коллекционированием художественных изделий русских мастеров. С самого начала в круг деятельности этого музея входило не только собирание и показ предметов народного искусства, но и практическая работа с мастерами, оказание им всяческого содействия в развитии лакового дела, популяризация лаковых изделий того времени - других задач в это время музей и не ставил.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Культура ХХ века - от модерна к постмодерну
Особенности суфизма на Северном Кавказе
Искусство лакового промысла Федоскино в историко-культурологическом восприятии (вторая половина XVIII - XX вв.)
Кризис культуры в условиях тотальности цивилизации и трагедия гуманизма
Конфуцианство - духовное начало и экономическое процветание
Вернуться к списку публикаций