2012-09-19 15:46:26
ГлавнаяКультурология — Возникновение и развитие лакового промысла Федоскино вторая пол. XVIII - XX вв.



Возникновение и развитие лакового промысла Федоскино вторая пол. XVIII - XX вв.


Лаковая миниатюра лукутинского периода второй пол. XIX века.

Процессы в профессиональном искусстве второй половины XIX в. совпали со вторым этапом образования народных промыслов, происходившим с середины XIX столетия.

Исторические события в жизни России 50-60-х годов XIX века, оказали существенное влияние на развитие художественной культуры, открыли новые перспективы перед искусством.

Во второй половине XIX века в среде русской интеллигенции усиливается интерес к судьбам народа. «Национальный ретроспективизм», поиски в области «русского» стиля, начавшиеся еще в эпоху романтизма, отразили стремление интеллектуальной и творческой части общества актуализировать национальное художественное наследие, его средневековую целостность и образность.

Вторая волна в возникновении и развитии промыслов относится к 1850-1860 годам. Начавшиеся перемены были закреплены реформой 1861 года.

В 1860-х годах возникает кооперативное движение, которое развивалось не снизу, от промыслов, а сверху, от земских начинаний, и носило, прежде всего, идейный характер. Русская интеллигенция относилась к фабрике крайне отрицательно, видя самобытный путь развития производительных сил страны в эволюции сельской общины и работной артели как производственных ассоциаций сугубо русского типа.

Время формирования «народного направления» в лукутинской миниатюре - 70-80 гг. XIX в. было более точно определено в результате подборки экспозиции выставки в Музее народного искусства, проходившей с августа 1962 по апрель 1963 года: «Именно в этот период, а не в 40-60 годы., как считали раньше, в лукутинской миниатюре прочно закрепился круг народных тем, составивших её основное ядро, сложились основные принципы и та отточенность художественного мастерства, которую выработали народные мастера».

К работам, наиболее ярко иллюстрирующим влияние народного искусства на лукутинскую миниатюру, относится появившийся в 60-х годах один из излюбленных сюжетов - «Чаепитие».

На период 1870-1880 годы исследователи лукутинского производства указывают, как на начало ущербного состояния производства: миниатюристы, находясь в экономической зависимости от владельца, превращаются в ремесленников, кустарей - производственников, исполняющих шаблонную, стереотипную живопись.

Тенденции общественной жизни России побудили земские организации обратить внимание на состояние кустарных ремёсел. В 1872 году была создана Комиссия по исследованию кустарной промышленности в России. В 1875 г. Московское губернское земское собрание выделило ассигнования для обследования кустарных промыслов губернии.

В начале 1880-х годов в деятельность лакового промысла «проникают «просвещённые влияния» - прежде всего с земскими инициативами, которые в немалой мере изменяют лицо промысла, систему производственных и экономических связей ... художественно-стилистические свойства изделий».

В 1889 году собранная комиссией коллекция кустарных изделий была передана в Министерство Государственных имуществ.

С 1880 года во главе предприятия встал сын Александра Петровича - Николай Лукутин. Новый владелец предприятия был вовлечён в широкую общественную деятельность. Врач по образованию, он был директором: Московского филармонического общества, Александринского детского приюта, правления Товарищества Норской мануфактуры; попечителем многих благотворительных учреждений, председателем Московской глазной больницы, увлекался коллекционированием русского фарфора, его собрание насчитывало десять тысяч предметов.

В 1886 году, на международной выставке в Антверпене Н.А. Лукутин вновь добивается успеха, изделия из папье-маше «обратили на себя внимание публики».

В конце XIX века, как отмечают исследователи, промысел начинает резко падать, уменьшился спрос, понизилось качество изделий: «Старели формы и назначение изделий. Работа артели до революции в основном шла по старому руслу».

Период 1902 - 1904 годы исследователями обозначен как завершающий, когда дело вела жена Николая Александровича Лукутина Любовь Герасимовна.

Большую роль в сохранении традиции сыграл интерес передовой интеллигенции второй половины XIX века к народным промыслам и ремёслам и усилия передовых кругов общества, направленные на собирание традиционных художественных изделий и изучение традиции, на поддержание мастеров народного искусства.

Примечательна высокая оценка В.В. Стасовым работ народных мастеров, и его стремление пропагандировать народное искусство в среде художников и широкой публики: «... нет надобности быть славянофилом для того, чтобы понимать оригинальность и своеобразное изящество этих созданий народного духа».

Лукутинские изделия, уже прославившиеся в России и за границей, Стасов относит к числу «оригинальнейших и самобытнейших»: «Прочность их материала и красивость красок, ярко пылающих, как огонь, блестящих, как райские птички, - образно пишет он, - давно известны и давно составили им справедливую репутацию».

В конце XIX- начале XX века многие русские деятели культуры и искусства занимаются собирательством предметов народного декоративного искусства, сами создают произведения в «русском стиле». В музееведческой литературе в рассматриваемый период собирательство принято справедливо называть дворянским. Вместе с тем появляются коллекционеры и из среды научной интеллигенции, купечества. Коллекционерами все больше осознается научное и общественное значение их собраний. Появляются частные собрания, открытые для публики. Собранные ценности вводятся в научный оборот путем публикации источников, каталогов и описаний коллекций.

В некоторых публикациях относительно собирательской деятельности, частного коллекционирования XVIII - первой половины века подчёркивается значение данного явления, которое состоит, прежде всего, в формировании фонда национальных культурно-исторических ценностей. Кроме того, распространение собирательской деятельности создавало особую атмосферу в обществе, необходимые предпосылки для образования позже собственно музейных собраний.

В 90-е годы XIX века в Киеве выходит монография проф. Императорского университета Св. Владимира В.С. Иконникова «Опыт русской историографии», в первом томе которой автор делает библиографический анализ всех известных на тот момент публикаций по теме коллекционирования различных произведений искусства, при этом он даёт краткую характеристику их составу, особенностям формирования, приводит некоторые биографические сведения о владельцах.

На протяжении ряда десятилетий в отечественной литературе материал о богатых частных собирателях сопровождался комментариями, подчёркивающими элитарность и закрытость этих коллекций. До определённого времени частные коллекции не были общедоступными, создавались (нередко и главным образом) для престижа.

Создание исторического музея, организация научных обществ, собирательская деятельность А.П. Бахрушина, П.И. Щукина, А.С. Уварова, чьи коллекции стали национальной гордостью, оказали воздействие на формирование интересов интеллигенции того времени. Собрания П.П. Свиньина, Ф.И. Прянишникова, П.Ф. Карабанова положили начало новому этапу коллекционирования, получившего развитие во второй половине XIX века. Среди них любопытное явление первой половины XIX века представлял русский музей московского коллекционера, представителя купеческих кругов П.Ф. Карабанова (по другим сведениям П.Ф. Коробанов) (1767-1851 гг.). П.П. Свиньин в 1820 году писал в «Отечественных записках»: «Всякая приобретённая вновь... вещь кем-либо из охотников доставляет удовольствие другим, любителям и знатокам собираться к нему, рассматривать оную, рассуждать о ней, возбуждать благородное соревнование...».

В начале XX столетия приобрёл известность как меценат и коллекционер В.О. Гиршман, банкир и купец, в прекрасной коллекции которого среди множества предметов были и табакерки. По словам историка искусства и коллекционера И.И. Лазаревского эта коллекция была «почти единственная по красоте предметов и их сохранности и по вкусу выбора». Автором статьи (вышедшей в 1911 году), посвящённой собранию В.О. Гиршман, было замечено, что «по художественной ценности собрание В.О. Гиршман может быть причислено к одной из самых значительных коллекций Москвы».

Превосходная коллекция предметов декоративно-прикладного искусства была собрана за относительно короткое время Н.М. Мироновым (1870-1917). Собрание Миронова было представлено первоклассными вещами, среди которых была и коллекция табакерок, изображавших представителей народностей России в национальных костюмах.

В 80-х годах XIX столетия частное собрание часто приобретает статус общедоступного музея. В основе данного явления первенствовали просветительские цели.

Так, например, коллекционер Г.А. Брокар открыл в 1891 году на свои средства постоянную экспозицию своего собрания в Верхних торговых рядах на Красной площади. В общей сложности в брокаровском музее было представлено для обозрения более пяти тысяч предметов, среди которых в ряду прочих изделий были также миниатюры, табакерки.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Особенности православия и русского нравственного идеала
Национальный характер как культурологическая модель
Социокультурное и общеисторическое значение религиозных преобразований средневековой Руси
Арабо-мусульманская культура как целостный феномен
Специфика и культурное значение современного свадебного обряда (конец XX - начало XXI вв.)
Вернуться к списку публикаций