2012-09-19 15:46:26
ГлавнаяКультурология — Возникновение и развитие лакового промысла Федоскино вторая пол. XVIII - XX вв.



Возникновение и развитие лакового промысла Федоскино вторая пол. XVIII - XX вв.


Коробовско-лукутинский период (конец XVIII - первая пол. XIX вв.).

Одним из русских промышленников конца XVIII века, попытавшимся наладить лаковое производство в России, стал московский купец первой гильдии П.И. Коробов, непосредственно побывавший в Европе на лакировальной фабрике Штобвассера в немецком городе Брауншвайге и ознакомившийся с технологией создания лаковых изделий.

В конце 90-х годов XVIII века купец П. И. Коробов основал в сельце Данилково, расположенном рядом с Федоскиным, небольшое мануфактурное предприятие - первую в России фабрику лакированных изделий из папье-маше с художественной росписью (наряду с лакированными козырьками к каскам для русской армии изготавливались табакерки для нюхательного табака). Для совершенствования своего производства он выписал из Германии брауншвейгских мастеров. На предприятии вместе с приглашёнными мастерами были и вольнонаёмные крестьяне из окрестных деревень.

Как свидетельствует один из архивных документов, фабрика была учреждена в 1793 году (Существуют архивные документы свидетельствующие о разногласии в датах основания лакового промысла).

В период 1796-1798 годов табакерочная фабрика окрепла; к 1804 году в продажу было выпущено 13420 табакерок, украшенных живописью, а в1807году бумажных табакерок с живописью и без «оной» было выпущено 842 дюжины (10104).

Следует отметить одну из технологических особенностей лакового промысла, которая заключается в том, что роспись изделий из папье-маше с их покрытыми черным лаком гладко отполированными поверхностями требует особых живописных приёмов, своей техники мастерства.

Мастера-живописцы не сразу освоили технику декоративной миниатюры на лаковых изделиях. На первых порах они пользовались рекомендациями из книги Панкратия Сумарокова «Современный лакировщик, или Подробное руководство к составлению, употреблению всякого рода лаков...», изданной в Москве в 1799 году.

Какими были первые коробовские изделия, достоверных сведений нет. Вполне вероятно, что они походили на ранние брауншвейгские табакерки. На фабрике И.Г. Штобвассера изготовлялись преимущественно круглые табакерки с живописными миниатюрами. Среди сохранившихся наиболее старых лакированных изделий коробовского периода можно встретить несколько круглых гладких чёрных табакерок и с наклеенными на крышку русскими гравюрами с изображениями исторических сцен и портретов, таковы, например: «Восшествие Александра I в Москве в 1809году» (Государственный исторический музей), «Купец Такатай Кахи» 1813 г. (Государственный Эрмитаж) или «Пожар Москвы 1812 г.» (Государственный Русский музей и Государственный Эрмитаж)». За такими табакерками упрочилось название «коробовских».

В 1819 году во главе первой в России лакировальной фабрики встала дочь Петра Ивановича Екатерина Петровна Коробова, в замужестве Лукутина. Данное предприятие она возглавляла несколько лет. Судя по данным «Ведомостей о бумажной фабрике Екатерины Лукутиной» за 1820 год, темп производства несколько снизился.

С целью стимулирования развития русских фабрик, занимавшихся выпуском разнообразных ходовых и в то же время художественных товаров, правительство издаёт специальные указы в их поддержку. Так, в 1822 году появилось постановление, по которому «бумага бита, называемая папье-маше, и всякие из оной изделия отпускаются из России без пошлины, а в Россию ввоз запрещён».

В книге «Кустарная промышленность Московской губернии» приводится таблица, представляющая самую пёструю картину эволюции промыслов, среди которых важнейшим является производство лакированных изделий из папье-маше. Среди главных видов производимых товаров были: табакерки, портсигары, чайницы, запонки, пеналы, альбомы, яйца.

Примечателен факт относительно быстрого развития промыслов, приводимый Орловым, о котором он пишет, что самым «интенсивным образом рос промысел по производству изделий из папье-маше». Экономические причины этого времени Орлов усматривает в области закупок материала, сбыта изделий или взаимной конкуренции промыслов. Кроме этого промыслы быстрорастущие, как указывает он, обязаны «с одной стороны улучшению их техники, для которого не мало было сделано ..., с другой - быстрому росту Москвы, являющейся и огромным центром непосредственного потребления и крупнейшим рынком сбыта для распределения товаров по всей России вообще».

Подъём лакирного дела начался при Петре Васильевиче Лукутине, который становится хозяином фабрики с 1824 года. В дальнейшем лаки были известны как «лукутинские», поскольку фабрикой владело несколько поколений семьи купцов Лукутиных, первый из которых являлся зятем основателя «лакирного производства» Коробова.

С.Н. Тройницкий сообщает, что один из Лукутиных был художником и то, что руководитель предприятия являлся человеком, сведущим в искусстве, представляло собой важный фактор в развитии всего производства в целом: от него зависело умение правильно организовать обучение, подбор иллюстративного материала, работа с начинающими художниками и т.д.

При фабрике была организована рисовальная школа на 20 человек. В качестве учебного материала использовались разнообразные эстампы, преобладала копийная живопись.

14 сентября 1824 года П.В. Лукутин получил право клеймения государственным клеймом всех своих изделий. С 1828 года на лукутинских изделиях появляются выполненные золотом, красной или чёрной краской инициалы владельца фабрики «ФПЛ» («Фабрика Петра Лукутина») под государственным гербом. Второй герб был получен Лукутиными в 1870 году, третий - в 1882-м году, четвёртый - в 1896 году.

Заслуги П.В. Лукутина в области организации и развития художественных лаков были отмечены в 1831 году золотой медалью для ношения на Анненской ленте «в воздаяние заслуг по развитию промышленности», а позднее, в 1839 году, он получил золотую медаль на Владимирской ленте.

В публикации 1833 года приводятся следующие сведения, говорящие о достоинствах, как лакированных изделий, так и экономическом состоянии лакового дела на тот период: «Бумажныя табакирки низкого разбора заставляют удивляться своею дешевизною, штука продаётся по 30 коп. Высшаго разбора табакирки представляют уже хорошие образцы, как в рисунке, так и в отделке. Лаковые фабрики значительно увеличились с хорошим успехом по причине распространившегося употребления лакированных изделий». Экономический успех предприятия того времени фиксировал, что оборот «всех сих произведений» составил «капитал до 2 миллионов рублей».

С переходом фабрики к новому владельцу П.В. Лукутину лаковое дело получает настоящий размах. П.В. Лукутин почти вдвое расширяет производство и усовершенствует его технически. В этот период число мастеров на фабрике увеличивается до 60 человек (для сравнения: на коробовской фабрике в 1804 г. работало 28, а в 1812 г. - 30 человек).

При П.В. Лукутине начинается изготовление несколько новых видов табакерок: прямоугольных и продолговатых. Также П.В. Лукутин налаживает выпуск целой серии художественных предметов, различных по своему бытовому назначению, форме и украшению: «Выпускаются дорожные стаканы (от трёх до семи - один в другом), чайницы с росписью на пяти сторонах, шкатулки для рукоделия и хранения мелких вещей, проводятся первые опыты по изготовлению декоративных тарелок, лоточков, пепельниц, письменных приборов и некоторых других предметов».

В 1841 году в дело включился сын П.В. Лукутина Александр Петрович, и это отразилось на начертании клейма: «Фабрика П. и А. Лукутиных».

Г.В. Яловенко в своей работе указывает период совместного ведения дела П.В. Лукутиным и его сыном Александром примерно с 1843 по 1863 год. 40-е-нач.60-х годов XIX века в развитии лакового промысла исследователь отмечает как период особенного развития: «Ассортимент изделий становится шире по бытовому назначению и изящней по форме. Появляются табакерки овальные и фигурные типа рокайль ..., бочата разных размеров, настольные и карманные спичечницы, магазины для большого количества папирос или сигар, чайницы для двух сортов чая, карточницы, кошелёчки, пасхальные яйца, разные шкатулки и коробочки».

В первой половине XIX века почти одновременно с лукутинской фабрикой возникает ряд более мелких предприятий. Самыми значительными были мастерские Ф.Н. и М.П. Вишняковых. Центром производства русских художественных лаков стал подмосковный район, в котором ведущую роль играло лукутинское предприятие.

Таким образом, на основе исследуемого материала, можно сделать вывод, что в рассматриваемом периоде происходит быстрое развитие промыслов, интенсивное расширение лакового производства, его техническое усовершенствование, ассортимент изделий становился шире по бытовому назначению и изящней по форме; было начато изготовление новых по виду предметов, различных по своему бытовому назначению, форме и украшению;

В целом своеобразие миниатюрной росписи классического - лукутинского - периода обусловлено творческим синтезом образов и сюжетов русской профессиональной живописи первой половины XIX столетия.

Синтезация образов и сюжетов русской профессиональной живописи первой половины XIX века с идеалами и художественными приёмами традиционного народного творчества влекла упрощение сюжета; усиление симметрии и круговой замкнутости композиции; преобладание локального цвета, идеализацию образа - создавался совершенно иной и вполне самостоятельный тип искусства.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Стиль музыки и стиль культуры
Суфизм и ваххабизм: социокультурная несовместимость
Культурный интертекст кича
Развитие русской нравственной философии
Ренессанс как феномен мировой культуры
Вернуться к списку публикаций