2012-09-19 15:46:26
ГлавнаяКультурология — Возникновение и развитие лакового промысла Федоскино вторая пол. XVIII - XX вв.



Возникновение и развитие лакового промысла Федоскино вторая пол. XVIII - XX вв.


Лаковый промысел Федоскино в общекультурном процессе, вторая пол. XVIII - XX вв.

Процесс изучения источников о лаковой миниатюре Федоскино сдерживается ограниченным введением в научный оборот источников и отсутствием их системной характеристики, которая была бы доступна исследователям. На сегодняшний день историческая наука не располагает полным исследованием истории всей культурно-информационной среды изучаемой проблемы.

Выбор конкретного комплекса материалов в исследовании обуславливается, во-первых, разной в них информацией, а во-вторых, недостаточной степенью разработки отдельных видов источников. В этом отношении автором обращено внимание на уровень разрозненности, масштабы пробелов информации в разных источниковых комплексах.

Определением, что такое промысел, ремесло, кустарная промышленность занимались многие исследователи.

Появление термина «промысел» и применение его к изучаемому явлению требует пояснения. Значение этого термина трактуется двояко. С одной стороны, промысел - это добывающее производство (в отличие от ремесла), и поэтому конкретно обоснованными являются понятия «лесные промыслы», «пушной», «соляной» или «горно- металлургический» промысел.

На рубеже XIX-XX вв., когда в обществе появилось представление о ручной работе как синониме высшего качества изделий, многие художественные промыслы обрели своё истинное значение в национальной культуре. Возросло значение индивидуальной деятельности мастеров. По этому поводу Е.Н. Андреев писал: «когда удовлетворены насущные надобности - выступают требования изящного», отчего и увеличивается спрос на ручную художественную работу.

В публикации Е. Андреева, посвящённой исследованию кустарной промышленности говорится, что «...всякий промысел, как живое дело, видоизменяется по времени, по местности или по натуре своей, не утрачивая...своих существенных признаков...», которые, как полагает Андреев, состоят в том, «что, во-первых, - это промышленность обрабатывающая, во - вторых, что она не отрывает рабочих своих от сельскохозяйственных занятий... где жители, занимаясь каким-нибудь обрабатывающим промыслом, имеют в своём распоряжении землю и обыкновенно сами занимаются хозяйством...».

Стремление к научному определению «кустарной промышленности» не увенчалось успехом. Обсуждение имевшихся формулировок на съезде деятелей по кустарной промышленности 1902 г. специальной его секцией привело к выводу о том, что дать точное определение затруднительно ввиду расплывчатости некоторых социально-экономических и производственных особенностей явления в целом и в промежуточности положения промыслов между ремеслом, домашней промышленностью и мануфактурой.

Основными признаками кустарных промыслов было принято считать: физическое участие самого предпринимателя в производстве, сбыт изделий неопределённому покупателю (хотя бы и через скупщика), что отличает промысел от ремесла, и территориальное его распространение, охватывающее ту или иную местность.

Как пишет Н.Н. Мамонтова, «...исторически...соединение того или иного вида работ с местными источниками сырья... в процессе труда крестьянина-ремесленника... входила добыча и первичная обработка сырья... Учитывая все аспекты применения термина «промысел», в том числе его историческую укоренённость всё же необходимо опираться в основном - «промысел сырья».

С другой стороны, наиболее общий смысл слова «промысел» - это занятие, ремесло, производство, доставляющее человеку пропитание, источник добывания средств существования. Исследователь Н.Н. Мамонтова отмечает в своей работе, что в XIX веке появляется систематизация промыслов по принципу отношения их к ведению крестьянского хозяйства: отхожим промыслам противопоставляются ремесленные занятия, развивающиеся без отрыва крестьянина от дома, от земельного надела и получившие название «кустарных промыслов». Н.Н. Мамонтова также обращает внимание на расширенное толкование понятия «ремесло», которое, как отмечает она, используется большей частью в трудах по эстетике и искусствознанию, «...оно подразумевает рукодельное мастерство, «рукомесла», умение, а также характерные художественно-технические особенности изделий ручного исполнения».

Начало XVIII века - ярчайшая страница русской истории, когда складывалось государство нового типа, отличное от Московской Руси. В стране шли процессы, которые к этому времени привели к серьезным преобразованиям в экономике и культуре Русского государства.

Утверждения абсолютизма в начале столетия требовало решения важнейших задач: поднять и утвердить значимость державы в политическом, экономическом и культурном отношениях.

Возникновение значительной группы художественных промыслов относится ко второй половине XVIII - началу XIX века. Это было связано с государственной политикой благоприятствования крестьянской торговле и промыслам в интересах развития внутреннего рынка России. Невозможность законодательного закрепления этой политики вследствие социального бесправия крестьянского населения привела к паллиативной мере - крестьянам было разрешено записываться в купечество и мещанство при условии «объявления» капитала. Это означало изменение социального статуса для значительной массы государственных и экономических крестьян, слабо связанных с землей и принадлежавших в конце XVII века к торгово-ремесленным слоям населения. Они и стали социальной базой формирующихся промыслов.

Промыслы относятся к специфическим проявлениям культурного развития русской провинции, ее малых городов. Эта среда представляет большой интерес в изучении социальной проблематики народной культуры.

Локализация местных художественных традиций и возникновение художественных промыслов было одной из сторон формирования художественного рынка. Художественная специализация - это совершенно новая черта в этнической традиции, она сближала промыслы с «ученым» искусством, но при этом в неизменном качестве сохранялся ремесленный профессионализм, нацеленный на многократное воспроизведение, повторение изделий.

Возникновение новых отраслей промышленности непосредственно было связано с изменением культурно-бытового уклада общества, с его художественными потребностями, которые, как отмечает Мамонтова, удовлетворялись за счёт ввоза западноевропейских товаров.

Исходя из специфики историко-культурного наследия художественных лаков, следует обратиться к комплексному исследованию по данной проблематике, что предполагает систематизацию обширного научного материала, ставшего достижением отечественной культуры. Многие проблемы, возникшие в отдаленных от нашего времени культурных процессах и состояниях остаются актуальными; проявляется действие историко-культурного фактора в одном и том же пространстве. Все это в полной мере относится к русским художественным лакам, которые впитали традиции и инновации, сохраняли и актуализировали или же теряли художественно-культурный опыт.

Для более подробного рассмотрения терминов, что такое лаки, лаковое искусство, лаковая миниатюра Федоскина - обратимся к справочным материалам.

Так, в Большой советской энциклопедии встречаем такие понятия, как русские лаки, лукутинские лаки, лаки художестве иные.

Рассмотрим более подробно термин «лаки художественные» как понятие соответствующее значению лаки в искусстве.

Лаки художественные - вид декоративно-прикладного искусства, в котором изделия из древесины, папье-маше или металла подвергаются различным способам обработки лаком и украшаются часто живописью, резьбой или инкрустацией. Искусство лаков художественных известно со 2-го тысячелетия до н. э. в Китае, где в качестве лака используется сок лакового дерева. В 17-18 вв. лаковые изделия вывозились из Китая в Индию, Турцию, Персию, Европу, где они ценились очень высоко.

Слово «лаки» в полном своем значении приложимо к искусству художественных лаков Китая и Японии, уходящему своими корнями в глубокую древность. В Китае и Японии лаковые изделия от ширм до небольших сосудов и коробок создавались из смол редких пород деревьев и кустарников, растущих в этих странах (лаки по существу и есть различного рода смолы). Такие смолы, сгущенные на солнце и отстоянные на воде, наносились многими слоями на деревянную или даже льняную и шелковую основу (к примеру, китайские лаковые изделия «тотай», что означает «бестелесный») и приобретали после затвердения в сыром помещении чрезвычайную прочность: на китайские и японские лаки не воздействуют ни вода, ни кислоты. По лаку производилась художественная резьба и инкрустация перламутром; на лак наносилась роспись красками, преимущественно золотыми.

Обратимся к опубликованным материалам, которые рассматривают генезис и эволюцию лакового промысла в Европе, а затем в России. В некоторых публикациях указывается, что истоки этого явления относятся к XVII веку. Так крупнейший исследователь русского искусства Бакушинский, писал: «Родина лаков - Дальний Восток. ...Техника лаков возникала, развивалась и окрепла в эпохи азиатского феодального средневековья. Это было искусство, отвечающее изысканным аристократическим запросам, искусство для немногих, для самой знатной верхушки феодального общества».

Относительно следующего понятия как «восточные лаки художественные» справочные издания информируют, что они в Европе стали известны с XVI века.

Техника изготовления изделий Дальнего и Ближнего Востока, роспись и окончательная обработка существенно различались между собой, имелись свои технологические особенности и отличия. «Персидские лаки, - пишет в своей работе Бакушинский, - не так прочны, как японские и китайские. Их масса из папье-маше более рыхла, а поверхность не так блестяща. ... Лаки дальневосточные и персидские стали проникать в Европу с эпохи Возрождения - времени особенно интенсивной торговли с Азией».

Процесс изготовления и обработки европейских лаков существенно отличался от восточных приёмов: бумажная масса не только склеивалась, но и прессовалась, далее шла пропитка маслом и сушка в печи, после чего полуфабрикат приобретал особую прочность и добротность.

Лаки художественные появились в России в XVIII веке. Как пишет искусствовед И. Уханова, «явление это было новым непривычным для традиционного искусства Московской Руси». Было оно связано с усилением внешних связей, которые также способствовали выявлению и утверждению новых тенденций в культуре. В Москву доставлялись с Востока редкостные товары, среди которых были и лаки.

Рассмотрим следующие понятия: миниатюрная живопись европейских лаков, федоскинская миниатюра, русская миниатюрная живопись маслом на лаковых изделиях из папье-маше.

«Миниатюра [итал. miniatura, от лат. minium - сурик, киноварь, красная краска, которой в древности пользовались для расцвечивания заглавных букв в рукописных книгах], в изобразительных искусствах, - изображение (обычно живописное), отличающееся малыми размерами и особой тонкостью техники исполнения. ... Особый вид миниатюры - живопись лаком, темперой или маслом на поверхности небольших лаковых изделий (см. лаки художественные)».

Лаковая живопись очень часто заменяется в этом виде искусства словом «роспись», которая носит иногда сюжетный, а иногда и чисто орнаментальный характер. Роспись-украшение наносилась миниатюристами в соответствии с назначением вещи.

Миниатюрная живопись европейских лаков создавалась по принципу трехслойной классической масляной живописи и по существу подражала ей и в сюжетах. Так, например, для европейских лаков характерны сюжеты из античной мифологии, аллегории, идеализированные портреты вельмож и жанровые мотивы из городской и сельской жизни.

Лукутинские миниатюры на изделиях из папье-маше - табакерках, чайницах, баулах, коробках, очешниках, игольницах - отличались от европейских миниатюр своим ярко выраженным национальным характером сюжетов и своеобразными приемами письма.

В 1779 году в Академии художеств как особый предмет преподавания, был учрежден специальный класс «миниатюрной живописи», который выпустил немало талантливых живописцев- миниатюристов. В связи с модой на миниатюру, как указывает в своём сочинении барон Н. Врангель, «Академия, как официальный рассадник искусства, не могла не завести и у себя изучение этой отрасли искусства». Класс «миниатюрной живописи» был поручен известному мастеру того времени Жаркову.

Хорошо известно как высоко было поднято искусство миниатюрной живописи мастерами первой половины XVIII века - Григорием Мусийским, Андреем Овсовым и другими, писавшими финифтяные портреты и образки. «Творчество Мусикийского и Овсова оказало огромное влияние на последующее развитие русской миниатюрной живописи», - отмечается в публикации Т.А. Селиновой.

Искуснейшие миниатюристы-живописцы, мастера финифтяного дела, крепостные графа Б.П. Шереметева - Иван Черный и его сыновья Андрей Черный и Александр Черный, откомандированные в середине века из Москвы на вновь построенный петербургский фарфоровый завод, оказали плодотворное влияние на развитие искусства росписи по фарфору.

Андрей Черный стал вскоре известнейшим живописцем по фарфору; выполненные им вещи высоко ценились не только внутри страны, но и за рубежом.

В конце XVIII века в России имелось немало своих превосходных живописцев-миниатюристов, как среди народных мастеров, так и среди художников-профессионалов. Искусством миниатюрного портрета в совершенстве владели В. Боровиковский, Ф. Толстой, К. Брюллов, Г. Чернецов и многие другие известные живописцы того времени.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Русская народная нравственность и нравственный идеал
Эволюция массового сознания в русской культуре 17-19 веков
Становление и этапы русского религиозного Возрождения
Стиль музыки и стиль культуры
Особенности православия и русского нравственного идеала
Вернуться к списку публикаций