2012-09-19 15:27:20
ГлавнаяКультурология — Искусство лакового промысла Федоскино в историко-культурологическом восприятии (вторая половина XVIII - XX вв.)



Искусство лакового промысла Федоскино в историко-культурологическом восприятии (вторая половина XVIII - XX вв.)


Историко-культурное наследие лаковой миниатюры Федоскино.

Множество трудов посвятили искусствоведы вопросу соотношения традиционного русского художественного искусства и оригинальности, самобытности, уникальности творчества мастеров промысла Федоскино. В то же время многие черты сильно отличают лаковую миниатюру от традиционных русских ремёсел, в частности - в семантике и генезисе.

Проблема традиции стала предметом исследовательских интересов представителей различных гуманитарных наук, начиная от филологии и заканчивая социальной философией.

Данному вопросу было уделено достаточно много внимания в научной литературе, различных публикациях.

В работах Ю.В. Перова, Г.Д. Гачева, Г.Ю. Стернина особенно ценным для настоящего исследования явились такие изучаемые авторами аспекты культуры, как взаимоотношения художника и общества, природа и эволюция художественной оценки, коммуникативный процесс в искусстве, генезис и функционирование художественного сознания, взаимозависимость политики, экономики, форм государственного устройства и художественного сознания индивида. Работы этих авторов имеют также методологическое значение. Так, например, Б.М. Бернштейн писал что, традиция «есть определённым образом упорядоченный, точнее – организованный опыт». Он обозначил модель искусства традиционного или канонического как «совокупность инвариантов», особенность же структуры национального искусства связана с тем, что включает в себя иные пласты, не входящие в понятие «национальной школы», заимствование иного опыта.

Русской народной художественной традиции было посвящено исследование С.Б. Рождественской, которая писала что, традиция «это комплекс изобразительных средств ... Это единство устойчивости и изменяемости в процессе развития обеспечивается тем, что никогда все изобразительные средства традиции одновременно не изменяются».

Всё вышесказанное непосредственно относится и к искусству лаковой миниатюры Федоскино, которое соединило в себе особенности народного художественного промысла и западноевропейского искусства, синтезировавшего в силу исторических обстоятельств несколько культур в контексте генезиса-становления-развития художественных лаков.

С момента основания лакового промысла в России искусство лаковой миниатюры Федоскино прошло несколько этапов в своём развитии.

Прежде всего, следует отметить что, искусство лаковой миниатюры Федоскино в России явилось продолжением и закономерным развитием того творческого опыта русской национальной школы, который был накоплен рядом поколений народных мастеров финифтяного дела, живописцев-миниатюристов по фарфору и живописному миниатюрному портрету.

Первоначальный период развития промысла прошёл в основном под знаком ориентации на профессиональную западноевропейскую живопись.

Особенность этого времени заключалась в том, что в традиционной лаковой миниатюре классического - коробовско-лукутинского периода поощрялось точное копирование. Работа художника целиком исходила из выработанных схем, а схемы в свою очередь были заимствованы с каких-либо образцов, на основе которых создавались затем многократные повторения сюжета.

На протяжении XIX столетия искусство лаковой миниатюры коробовско-лукутинского периода постепенно обретало свой самобытный стиль, в котором отразились тенденции русского реалистического искусства этого периода. На тематику и стиль лукутинских росписей этой поры было оказано влияние передвижнической живописи, так называемое «народное» направление. Однако в стилистике и сюжетике лакового искусства преобладали копии или варианты «старинных русских и византийских миниатюр», литографий, русских лубков. В дальнейшем на тематику и формообразование лаковых изделий оказывал влияние опыт осмысления других областей русского декоративного искусства, творческое освоение их традиций. Тем не менее, значение лакового искусства рассматриваемого времени заключалось в том что, были сохранены традиции лаковой живописи XVIII века, уникальная технология лакового производства, наряду с этим продолжалось совершенствование техники производства.

Художественное наследие федоскинской миниатюры дореволюционного периода особенно ценно наличием национальных русских сюжетов. Оно привлекало и продолжает привлекать мастеров предельно обобщённым характером решения образов, декоративностью художественного оформления предметов быта, богатой живописной техникой.

По замечанию некоторых авторов применительно к данной теме исследования существенной чертой народного и профессионального искусства является то, что его художественная традиция существует в её ярко выраженных локальных вариантах: «Вариативность есть способ существования традиции». Особенность народного искусства и всех видов профессионального искусств - во взаимодействии историко-культурных связей, их взаимоотношений. И как отмечает в своей работе С. Б. Рождественская, «история их отношений - это история взаимовлияний, в которых народное селективно адаптирует отдельные элементы профессионального без разрушения своей системы, постоянно являясь для профессионального искусства сокровищницей результатов художественного творчества этноса в целом».

Период после октябрьских событий 1917 года для федоскинского промысла явился периодом восстановления и закрепления его художественных традиций, формирования у миниатюристов нового мировоззрения и новых черт в их творчестве.

В довоенный период двадцатого столетия народные традиции понимались скорее эстетически, нежели функционально и конструктивно. В теории социалистического реализма, существовавшей в те годы, народность привлекала нарядностью и праздничностью всего образного строя, простотой и стилевой ясностью приемов, напряженной яркостью колорита, что соответствовало общей направленности советского искусства, народному пониманию изобилия, богатства, роскоши.

Особенность военного периода в искусстве народных художественных промыслов, как уже выше отмечалось, заключалась в том, что в обозначенное время происходит усиление тенденций «станковизма», проявление тенденций так называемого стиля официоза, в частности, в лаковой миниатюре Федоскино.

Определенный взрыв интереса к традиции и преемственности произошел в России в конце 50-х годов двадцатого столетия. Вызван он был стремлением к переосмыслению историко-культурного наследия, потребностью в анализе культурного развития. С этого времени начинается систематическое исследование традиции как научной категории.

Отечественные учёные 50-80-х годов исследовали традицию на основе принципа историзма в традициях марксистской методологии анализа. В работах этого периода традиция была представлена как один из законов социально- культурной детерминации.

Глубокой по содержанию, интересной по наблюдениям и выводам является статья И.А. Крюковой «Прикладное искусство», в которой проанализировано состояние художественных промыслов в 50-60-е годы и рассмотрен вопрос о возможности использования народных художественных традиций в современном декоративном искусстве.

На рубеже 60-70-х годов XX века в отечественной литературе традиция начинает исследоваться как самостоятельный предмет научно- теоретического анализа. Из работ этого периода, посвященных в основном профессиональному декоративному искусству, является особенно ценной работа теоретика советского прикладного искусства А.Б. Салтыкова, где также уделено внимание вопросам традиции в лаковом искусстве Федоскино.

Период 70-х годов отмечен небывалым ростом индивидуального начала в федоскинской миниатюре не только в рамках образца, но гораздо шире и глубже.

В 80-е годы выходят работы М.А. Некрасовой и И.Я. Богуславской, которые посвящены народному искусству или сопрягаются в сфере смежных наук с его проблемами. Работы М.А. Некрасовой могут служить в качестве теоретических разработок основами практической работы промыслов.

В целом исследования искусствоведов 60-90-х годов были направлены в основном на историко-искусствоведческое описание Федоскинской промышленности, изучение внутренних связей лакового искусства (форма, колорит, композиция и т. д.), анализ жанров миниатюры и т.п.

В советский период перед промыслами лаковой миниатюрной живописи особенно остро стояли вопросы создания образцов для тиражирования; нового подхода к темам и сюжетам; проблемы формообразования, которые решались в соответствии с тем опытом, который у них был накоплен в предшествующее время.

Исторический опыт развития России рассматриваемого периода свидетельствует о том, что развитие русской лаковой миниатюры Федоскино находилось в тесной связи с социально-экономическим состоянием государства и духовным уровнем народа. История федоскинской миниатюры - это и история коллективной работы многих поколений мастеров.

Культурно-историческая ценность искусства лакового промысла бесспорна, миниатюристы Федоскино являются носителями и хранителями замечательных традиций реалистического живописного стиля, утонченных живописно - технологических приёмов и навыков.

Проведённый анализ отечественной литературы, посвящённой искусству лаковой миниатюры Федоскино, позволяет сделать ряд выводов относительно особенностей лакового искусства: оно неизменно обнаруживает скрытые связи с «высоким», «учёным» искусством, с художественными концепциями декоративно-прикладного искусства своего времени. Это помогает разбираться в процессах, происходящих в современном лаковом искусстве Федоскино, правильно оценивать то новое, что возникает в художественной практике сегодняшнего дня, и определять его отношение к традиции.

Исходя из анализируемого материала, констатируем, что традиционная лаковая миниатюра имеет ряд особенностей:

- Одна из главных особенностей подлинной лаковой миниатюры, позволяющей отличить подделку, заключается в использовании различных дорогостоящих сырьевых материалов, среди которых: серебро, сусальное золото, перламутр, использование последнего даёт эффект внутреннего свечения, глубины пространства;

- Усложнённая техника производства, требующая специального оснащения;

- Принятие и следование стилевым особенностям русской художественной культуры в собственной интерпретации;

- Обращение к литературным сюжетам и образам, графическим изданиям, их творческая переработка на собственный манер;

- Характерной особенностью искусства лаков являлось то, что оно было обращено преимущественно к городу с его разнообразным по составу населением;

- Тесная связь отдельного произведения с ансамблем, в результате чего возникает сложный суммарный образ, в конечном счете, определяемый пластическим решением вещи или ансамбля (произведения);

- Особый изобразительный язык, ограничивающий выбор тем и сюжетов, диктующий построение формы в соответствии со средой, интерьером, пространственным окружением, функциональным назначением;

- Материальность, вещественность декоративной формы, определяемая задачей органического слияния с материальной средой (интерьер, пространственная среда и тому подобное);

Условность, предметный характер вещи, её служебная и декоративная роль, назначение предмета лакового искусства в качестве украшения, условность восприятия и тому подобное (например, относительно экспонирования лаковых предметов в музее или в частной коллекции, непосредственном утилитарном использовании и так далее).

Использование этих параметров, с нашей точки зрения, способствует наиболее репрезентативному анализу художественных особенностей искусства лаковой миниатюры Федоскино.

Завершая обзор по анализу историко-культурного наследия лакового искусства, мы констатирует, что, в рассматриваемой литературе имеется достаточно полная проработка наиболее значимых проблем, связанных с историко-культурным наследием лакового искусства, его культурно-исторической ценности.

На основе используемого весьма обширного материала автор приходит к заключению, что исследование проблем и особенностей обозначенного явления в научной ретроспекции рассматривалось через различные аспекты. Но, не смотря на роль, которую играл лаковый промысел Федоскино в экономической, хозяйственной и культурной жизни страны, в отечественной литературе ему не было уделено должного внимания. Комплексного историко-культурологического исследования по сформулированной проблематике до сих пор не проводилось.


Ключикова Виктория Борисовна



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Культурный интертекст кича
Нравственные ценности в структуре мировоззрения и культуры
Национальный характер как культурологическая модель
Суфизм и ваххабизм: социокультурная несовместимость
Эволюция массового сознания в русской культуре 17-19 веков
Вернуться к списку публикаций