2012-09-19 15:27:20
ГлавнаяКультурология — Искусство лакового промысла Федоскино в историко-культурологическом восприятии (вторая половина XVIII - XX вв.)



Искусство лакового промысла Федоскино в историко-культурологическом восприятии (вторая половина XVIII - XX вв.)


«Хоровое» начало также формирует эстетику лаковой миниатюры, и даже метод творчества, опирающийся на опыт школы, творческого коллектива, преемственность традиций.

Идеальная природа образа, восприятие жизни как творчества дают художнику импульс к созданию миниатюры светоносной, соответствующей народной эстетике красоты и добра. Всё это роднит лаковую миниатюру с фольклором, с древней иконой, с живописью Нестерова и Венецианова, с музыкой Чайковского и Рахманинова, делает её носителем и выразителем самого духа русской культуры.

«Нетрудно воспроизвести в росписи на фарфоре, дереве, лаке и других материалах академическую живопись с валерами и лессировками, лазоревыми облаками и обманчивым правдоподобием «настоящего» солнечного света. Но это, как утверждает Чекалов, всегда безвкусно». Были попытки миниатюристов Федоскинской артели делать такие картинки на коробках. По замечанию учёного, - «...получилось настолько не эстетично, что пришлось вернуться к традиционным тройкам и красным сарафанам на чёрном фоне».

Подробно остановимся на особенностях использования чёрного фона. «Этот цвет очень любили и любят прикладники (чернофигурная вазопись Греции, чёрные лаки Японии, чёрные жостовские подносы, чернь по серебру, русские ковры с розами на чёрной шерсти и так далее). И не случайно. Это наиболее условный цвет, обладающий одновременно и абсолютной стабильностью, плотностью твёрдой поверхности и некоторой глубиной».

Федоскинская миниатюра, отмечает Уткин, выполняется всегда в окружении черного фона коробки. И даже не имея орнаментального обрамления, она хорошо приписана к фону смягченными тонами по краю миниатюры, выделением центра композиции и другими приемами. Реалистическая живопись миниатюры передает пространство, воздушную перспективу, но не отрывается от предмета, не разрушает его целостность. Этому помогают декоративные приемы. Так, зимний пейзаж бывает написан на пластине перламутра, которая порой занимает всю крышку коробки. В этом случае цветовые переливы перламутра вступают в условные отношения с цветом живописи и придают миниатюре черты декоративности. Эффект декоративного качества также создавала техника письма по металлизированному фону.

«Для усиления декоративности своих миниатюр лукутинские мастера выполняли лучшие свои вещи в условной манере, с сохранением больших плоскостей чёрного фона». Как поэтично пишет в своей работе Чекалов: «Краски на чёрном фоне загораются особенным блеском и как бы выплывают на поверхность, подобно листьям на воде. На светлом фоне те же краски кажутся либо под поверхностью, либо выскакивающими из неё. Плоскость должна держать красочную композицию, и чёрный цвет делает это с наибольшим успехом».

Наряду с сюжетной миниатюрной живописью и золотым орнаментом в Федоскино были разработаны приемы оригинальной декорировки изделий:

- Шотландкой называется геометрический узор на черной лаковой поверхности небольших коробочек, получаемый путем пересечения прямых линий (нанесенных рейсфедером жидкими красками с помощью линейки и угольника), образующих сложную сетку, отдаленно напоминающую шотландскую ткань. Узор шотландка нередко гравировался резцом по черному лаку до нижележащего листа олова или серебра. Затем линии подцвечивались лессировочными красками, придававшими особую цветовую игру декорированной поверхности.

- Скань - это наборный узор по сырому лаку из отдельных металлических, серебряных или мельхиоровых деталей - звездочек, листиков, травок, точек и т. п., отбитых на свинцовой матрице специальными пуансонами (чеканами). Детали скани складывают в узор с помощью пинцета. После покрытия тремя слоями светлого лака и полировки сканый узор приобретает тектоническое единство с поверхностью изделия - как правило, небольшого размера.

- Цировкой, или сиянием, называют узор из тонких волнистых линий, расходящихся подобно волнообразным лучам от центра коробочки. Цировка производится следующим образом: на первый слой черного непросохшего лака накладывается лист серебра, мельхиора или олова. После высыхания изделие покрывается еще несколькими слоями черного лака. Затем мастер режет узор до металла штихелем с помощью лекала. Иногда цировка создается рейсфедером жидким лаком с последующим накладыванием листиков сусального золота.

- Роспись под черепаховую кость производится коричневыми красками по сырому светло-желтому грунту. Художник мягко вплавляет в этот грунт коричневые пятна и разводы, имитирующие рисунок черепаховой кости. Живопись ведется от светло-желтых до коричневых тонов. Завершается имитация ударами черных пятен в наиболее темных местах узора. В прошлом черепашкой нередко декорировалась и внутренняя поверхность изделий.

- Червячок - способ воспроизведения узора, по виду напоминающего черепаховую кость, - методом копчения светло-желтого сырого грунта посредством лампады.

Кроме этого в декоративно-орнаментальном оформлении нередко использовались сочетания лакированного папье-маше с другими материалами: костью, металлом, фарфором, панцирем черепахи.

Виды изделий. В прейскурантах Лукутиных и Вишняковых значились: альбомные пластины, которые затем монтировались с семейными фотоальбомами; бювары настенные; коробки для сладостей, выложенные внутри оловом; «барабаны для чаю и табаку», также выложенные внутри оловом, чтобы сохранить аромат содержимого; «бочонки», декорированные под черепаху, под ясень, под малахит; запонки из перламутра с живописью и запонки из папье-маше, оправленные в металл и украшенные миниатюрами; игольники- шкафчики; копилки различных форм и размеров; кольца для салфеток с мотивами троек, «русскими типами», с видами Московского Кремля; мольберты настольные для писем и визитных карточек; кронштейны для украшения комнат; марочницы; очешники; пресс-папье... Мужские и дамские папиросники на шарнирах, открывающиеся на две половины; порттабак с ландшафтами; портмоне с муаровой отделкой внутри для визитных карт; подносики и стаканы для сигар, папирос, шпилек, булавок; пудреницы; пеналы для карандашей и перьев; сигарницы настольные и карманные; спичечницы для кабинета и столовой; табакерки мужские «рококо», овальные с рантом, гладкие; чайницы двойные с двумя вставными чайницами и с местечком для полдюжины чайных ложечек, внутри выложенные оловом, рассчитанные на фунт чая, на полфунта, на четверть фунта, «с живописью русских типов, с видами кремля, с китаицами и цветами» и так далее и так далее.

Конкретизируя основную направленность изучения функционирования народного искусства, можно было бы сформулировать её как определённую целостность во всесторонних её взаимосвязях с иными системами. Вопрос теоретически был поставлен М.А. Некрасовой. Функция народного искусства определяется исследователем М.А. Некрасовой как функция родовая. Эту функцию М.А. Некрасова связывает с установленной ею «родовой сущностью» народного искусства, с аспектом «природности» и выражения национального начала, она определяет её как родовую функцию в культуре.

Известный искусствовед Н.А. Дмитриева писала, что существо дела всегда определяется содержанием данного предмета, то есть тем, насколько его непосредственная функция раскрыта в своём содержательном богатстве, насколько одухотворенность этой функции выявлена мастером, причем творческая активность мастера-художника играет здесь активную роль.

В рассматриваемый период развития искусства русских художественных лаков, как и в первые советские годы, на первый план выдвигались проблемы формообразования: глубокого осмысления пластики формы, связи лаковой сюжетной миниатюры с формой предмета, с его декоративным орнаментальным оформлением. Эта задача для всех лаковых промыслов представлялась в равной степени актуальной.

Исследователи содержания народного декоративного искусства приходят к единодушному выводу о том, что образное начало всегда присутствовало в прошлом даже в самых обыденных утилитарных бытовых вещах, не говоря уже об обрядовой, праздничной одежде и утвари.

Искусствовед Н.А. Дмитриева в своей работе подчеркивает, что утилитарность предметов не может расцениваться только, как способность удовлетворять «прямую, элементарную материальную потребность, тем более что любые материальные потребности людей теснейшим образом связаны с их духовными потребностями».

Крупный советский исследователь русского прикладного искусства А. Б.Салтыков писал, что «предмет материальной культуры, так же как и человек, не существует вне общества», отмечал, что «вещь не может не оказывать влияния на индивидуальное и общественное сознание».

«Мастера, изготовлявшие предметы быта, - пишет по этому по поводу В.М. Вишневская, - сосредотачивали своё внимание на явлениях природы, на её естественных формах. Они воспринимали целесообразность и гармоничность этих форм, как эстетические критерии. Поэтические идеи и обобщения при этом возникали как в результате общественной оценки явлений, так и личного восприятия того или иного мастера».

Смысл прикладного искусства, по утверждению исследователя декоративно-прикладного искусства А.К. Чекалова - создание, а не простое украшение. Прикладное искусство, как образно пишет Чекалов - это «...одухотворение и очеловечение мёртвых вещей, приложение таланта художника к жизненной практике, к производству...».

Каждая вещь строится в соответствии с её назначением. Целое представляет собой не унисонное звучание, а как бы сложное многоголосие.

По утверждению А.К. Чекалова, художественна та вещь, которая не только практически целесообразна и технически совершенна, но обладает, кроме того, образным смыслом.

Относительно используемого материала, можно выделить три основных типа образной системы:

- функционально-конструктивный: образ строится как неизобразительный, художественно выражающий функционально-конструктивную сущность предмета, через его тектонику и архитектонику (например, ларец, очечник, пудреница, табакерка);

- синтетический, изобразительно-конструктивный: это путь метафорического построения образа, вбирающий в себя изобразительное начало, взятое из органической природы. Так, например, использование раковины в лаковой миниатюрной росписи вызывает у зрителя богатые зрительные и эмоциональные ассоциации; шкатулки в виде башенок, коробочки куполообразных форм, напоминающих миникопии храмов. Изобразительное начало предстаёт как пластический декорирующий мотив, прикладываемый к форме предмета. Также можно вести речь о синтезировании таких начал как абстрактно-логического и органического, природного, при создании формы вещи, когда природное просвечивает сквозь формы.

Следует отметить, что в исторической перспективе развития народного искусства изобразительный путь создания предметов вещного мира используется реже, чем изобразительно-конструктивный.

- декоративно-орнаментальный: к этому типу относится образная система орнамента, геометрического или изобразительного, с его внутренними законами построения; изобразительный образ пластической детали, собственно форма вещи с образной системой её убранства, декорировки (например, маковки куполов, ларец в виде сундучка с рельефным замком и засовом), плоскостного или объёмного сюжетного изображения (например, сюжетная роспись на крышке шкатулки, рельеф на стенке ларца или коробочки и т.д.).

Таким образом, предметом рассмотрения в исследовании стали: проблема синтеза в художественном творчестве на основе тесной их сопричастности с другими видами и жанрами русского и зарубежного искусства; проблема преемственности на базе практического опыта ведущих мастеров; подчеркнуты роль и значение произведений лакового искусства Федоскино, их органическая связь с общекультурными процессами; исследование специфики художественного образа, особенностей построения в лаковой миниатюре; рассмотрение основных задач: объёмно-пластических, пространственных, тектонических, ритмических, цветовых.

Обобщая вышесказанное, автор делает следующие выводы, что образно-художественная значимость произведений имеет целый ряд специфических особенностей, связанных с практическим применением предмета искусства; как культурный феномен лаковая миниатюра Федоскино выполняет разнообразные функции в жизни общества, среди которых:

- эстетические функции: цели, ценности, нормы и идеалы общественной жизни находят символическое воплощение (сюжет, форма, цвет и так далее);

- утилитарные: при всей нарядности декора, его изобразительности и пластичности форм это были необходимые в быту вещи;

- знаково-репрезентативные: по значению в духовной жизни людей своей эпохи и по роли, которую они исполняли как предметы убранства интерьера, лаковая миниатюра представляла собой элемент репрезентативного искусства. Произведения лакового искусства служили дорогим подарком, их преподносили важным гостям, иностранцам;

- историко-культурные: представляя часть русского прикладного искусства, произведения лакового искусства являются гордостью коллекционеров, музеев, экспонируются на различных выставках.

- главная же особенность лаковой миниатюры Федоскино в том, что это искусство, обладающее уникальными технологическими особенностями и сохранившее традиционную технологию.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Становление и этапы русского религиозного Возрождения
Социокультурное и общеисторическое значение религиозных преобразований средневековой Руси
Человек и вещь в аспекте межтекстовых связей
Понятие «нравственного идеала» в его историческом развитии
Русская народная нравственность и нравственный идеал
Вернуться к списку публикаций