2012-09-19 15:27:20
ГлавнаяКультурология — Искусство лакового промысла Федоскино в историко-культурологическом восприятии (вторая половина XVIII - XX вв.)



Искусство лакового промысла Федоскино в историко-культурологическом восприятии (вторая половина XVIII - XX вв.)


Основные черты и специфика искусства лаковой миниатюры Федоскино: живописно-технологические особенности.

В сложном синтезе художественной культуры лаковая живопись занимала престижное место, представляя собой элемент репрезентативного искусства.

Большое значение придавалось размеру и форме изделий. Главная же особенность миниатюры на папье-маше заключалась, несомненно, в том, что она неразрывно была связана с бытовыми предметами индивидуального пользования, в котором личные вкусы и привязанности владельца сказывались более отчетливо и определенно, чем даже в домашней обстановке. По значению в духовной жизни людей своей эпохи и по роли, которую они исполняли как предметы убранства интерьера, эти произведения занимали своеобразное место.

Предмет истинного народного искусства, по замечанию Т. Семёновой, можно уподобить символу, многозначному, сложному, способному к самостоятельной жизни произведения искусства и вне зависимости от его сегодняшней функции.

Анализ художественного произведения - это главный инструмент и одновременно метод познания предмета, которым вооружается искусствовед в своей работе. Блестящие примеры анализа произведений народного искусства дали нам А.В. Бакушинский, Г.В. Жидков, В.С. Воронов, А.Б Салтыков, А.К. Чекалов, В.М. Василенко. У них можно и нужно учится этому искусству, основанному на глубоком понимании существа метода и интуиции.

Своеобразие художественных произведений «лакирных» мастеров, по мнению И.Н. Ухановой, состояло в том, что «они осуществляли взаимосвязь декоративно-прикладного и живописного искусства».

Согласно утверждению Темерина, это основное различие всех видов декоративного искусства, которое распространяется также и на лаковую миниатюру. «Бытовым назначением предмета, его формой, размером, общим видом обусловлен и самый характер выполняемой на нём живописи. Необходимость придерживаться декоративных принципов диктуется, прежде всего, тем, что эта живопись должна сочетаться с предметом. ... Сюжетная живопись предполагает обязательную «связь с декорируемым предметом». Только при выполнении данного условия предмет может быть назван художественным.

Изделие прикладного искусства обычно включено в ансамбль комнаты, определённого пространства. «Само произведение, - как пишет относительно этого известный исследователь И.Г. Сапего, - это результат предметно-творческой деятельности художника». И далее учёный указывает, что форма произведения изобразительного искусства «... имеет двоякую, духовно-материальную природу». Процесс формообразования - это и процесс предметно-эстетического сложения того, что, как отмечает в своей работе И.Г. Сапего, называется содержанием произведения.

Одной из важных граней проблемы художественного стилеобразования в искусстве ремесленников является социальная окраска заказа, непосредственно отражавшийся в работе мастера, который стремился раскрыть свои творческие возможности.

Произведения народного искусства (крайне разнообразные по формам и использованным материалам) позволяют наблюдать изменения в стилевых оттенках, зависящих от вкусов заказчиков и от эпохи. Существуют свои особенности художественной трактовки при наличии наиболее общих признаков существующего направления (например, стиль пышного барокко, господствовавшего в конце XVIII века).

Разглядывая роспись на коробочке или шкатулке из папье-маше, пишет С.М. Темерин в очерках, «мы воспринимаем одновременно и предмет в целом: его размеры и его форму, его длину, ширину, высоту, заоваленность или, наоборот, остроту его углов, зеркальный блеск его чёрных отполированных поверхностей».

Декоративная миниатюрная живопись на бытовых предметах, по утверждению Темерина, всегда несёт в себе элементы орнаментального ритма и равновесия, которые организуют цветовое и композиционное решение росписи, и являются одним из основных моментов, связывающих роспись с предметом.

Обратимся непосредственно к рассмотрению живописно-технологических особенностей искусства лаковой миниатюры Федоскино. Начиная с лукутинской миниатюры и по настоящее время, полуфабрикат из папье-маше изготавливается по традиционной технологии, заимствованной в лакировальной фабрике Штобвассера. Но, не смотря на то, что некоторые процессы изготовления полуфабриката на современном этапе механизированы, в основном по- прежнему применяется ручной труд, что и делает папье-маше материалом тёплым и живым. Лукутинские вещи были в большинстве случаев небольших размеров (7/10/5 см.; 8/12/6 см.), они свободно помещались на ладони, были легко обозримы и производили впечатление драгоценных бытовых вещиц.

Рассмотрим более подробно процесс изготовления изделий, который условно можно разделить на пять этапов:

1. заготовка деталей изделия;

2. опиловка и сборка изделия;

3. подготовка изделий под живопись;

4. живопись;

5. лакировка и полировка изделия.

Основа изделий - деревянная или папье-маше. Основным сырьём изделий из папье-маше служит древесный картон ребристого стандарта (0,6 см. толщиной). В записках федоскинского мастера М. Чижова отмечается, что папье-маше как материал очень податливо: «Несмотря на прочность, оно мягко, нежно и легко поддаётся столярной обработке». Листы картона режут на длинные ленты определённой толщины и ширины; смазывают крахмальным клейстером, навивают слой за слоем на стальные или деревянные болванки, соответствующих внутреннему объёму будущих коробочек и шкатулочек; обжимают со всех сторон прессом; сушат на воздухе, проваривают в льняном масле, снова сушат в герметически закрытых шкафах при температуре сто градусов. Затем изделия проходят столярную обработку: их опиловывают, монтируют в нужную форму. Потом на изделии укрепляют шарниры. Следующий этап технологического процесса - заделка, зачистка поверхности изделий, после этого следует грунтование, шпаклевание, шлифовка. Затем многократно наносят слои чёрного лака и красной эмали. После каждого покрытия - сушка при температуре семьдесят градусов в течение шести часов. Далее поверхность изделия подвергается так называемой прочистке под живопись. Следующий этап: левкас, подмалёвок, письмо мягкими кистями.

Первостепенное значение на федоскинских изделиях имеет грунт под миниатюрную живопись. Так, например, известный федоскинский мастер Чижов отдаёт предпочтение алюминиевому грунту, который, по мнению художника, прочнее белильного: «Такой грунт имеет физическое свойство отражать светосилу масляных красок и не даёт им возможности темнеть, жухнуть. Но портрет на алюминиевом грунте получается разбеленным, а тени грязными и рваными. Поэтому грунт для портрета составляю из белил и алюминиевого порошка, смешанных с лаком и маслом».

Приемы живописи масляными красками были разработаны в эпоху Возрождения в Италии, Нидерландах и Германии. Техника масляной живописи по дереву и холсту сохранялась в общих чертах в цехах живописцев до XVIII в. и как-то сама собой перешла в искусство миниатюристов по лаку, закрепившись здесь в стройной системе специфических приемов письма, обусловленных особенностями лакового дела.

Масляная лаковая миниатюра традиционно выполняется в три слоя: краски накладываются тончайшими слоями, чтобы просвечивал предыдущий тон. После каждого слоя живопись покрывается лаком, затем просушка и вновь последующее наложение красочного слоя. Пастозно кладутся лишь завершающие мазки, блики, оживки, золотые штрихи или крапинки. Завершает процесс слой прозрачного лака.

Оконченную живопись из пульверизатора покрывают светлым масляным лаком - до пяти слоев. Лакированное изделие полируют до зеркального блеска. Всё это производят вручную, лишь с эпизодическим применением различных механизмов.

Живопись, выполняемая на лаковых изделиях небольшого размера, неизбежно принимала миниатюрный характер, «требовала тщательного и тонкого исполнения, чётких силуэтов, сильных цветовых контрастов». Тщательная проработка мелких деталей свойственна миниатюрной живописи, «украшающей изящную вещь и предназначенной для неторопливого разглядывания. Многие композиции на лакированных изделиях более привлекательны, чем их первоисточники».

Выработанная живописная система позволяла свободно перерабатывать в миниатюрные композиции картину или гравюру, интерпретировать детали. Исследователь Т.М. Разина отмечает продуктивность этого искусства, самобытные черты которого заключались, по её мнению, в коллективной природе, присущей труду и творчеству мастеров, работающих в единой традиции.

Единство человека и природы - одна из содержательных граней в искусстве миниатюры на лаках: та внутренняя тема, которая находила своё выражение в колорите, ритме, перетеканиях цвета, линий. Это качество, так же как и общий интимно-лирический характер лукутинских росписей мелких бытовых предметов, было связано с культурой видения, воспитанной древнерусской традицией, живописью Боровиковского и Венецианова, что, собственно, и определило расцвет таких жанров, как миниатюра и камерный портрет. Федоскинская роспись, как утверждает в своём труде М.А. Некрасова, максимально близка профессиональному искусству, и вместе с тем «...она несёт на себе черты неповторимого своеобразия в силу своей близости фольклору».

Нарядная красочность костюма обитателей дворянских усадеб, парадные выезды отождествлялись в народном сознании с представлениями о прекрасном, о воле, о правде, переплавлялись в сказочно-поэтические образы. В миниатюре широко использовались идиллические композиции с гравюр, которые творчески перерабатывались и писались яркими, чистыми красками. Преобладание киновари, звучность локального цвета придавали им радостное, песенное звучание. Очень популярны были в крестьянской среде литографии с тройками художника А.О. Орловского, которые «в произведениях лукутинских мастеров получали новое образно-декоративное решение».

Эстетика свечения живописи, как отмечает Некрасова, есть в миниатюре Федоскино и Мстёры: «Цвет концентрирует образ в энергию светящейся точки... Материальное преобразуется в духовное, синтезируется с пространством». Именно символический, поэтический план и составлял, по утверждению Некрасовой, «...главное содержание искусства, его бытийственный смысл, а не просто только отражение быта, как чаще всего эта роспись трактуется». Метафорический образ Света преломлялся мастером через призму традиций, посредством одухотворения формы, в преодолении тяжести, неподвижности материального, создания динамической структуры внутреннего пространства, способной как бы излучаться вовне. Смысловая целостность художественного произведения подчинена идее, диктующей его тематическое и смысловое единство, образно-символический строй.

Эстетикой свечения, излучаемого живописью, одрагоценивается не только поверхность, но и сам предмет в его образно-художественной значимости, в его обращенности к человеку. Исследователь далее подчёркивает, что «...светоностность миниатюры субстанция духовная, охватывающая одновременно сущность образа, художественные средства, технику миниатюрного письма».

Характерно, что в русском искусстве цвет-образ, сочетающийся с формой-образом, как отмечает Некрасова, есть его определяющая тенденция. Нетрудно заметить общность с этой тенденцией в миниатюре Федоскино, в её эстетике свечения. В этой близости, отношении к свету «...обнаруживается то характерное, что ведет к глубинным истокам славянской культуры, преломлённой в народном искусстве России через опыт древнерусской живописной культуры». В нём это общее выражается в одухотворении формы, в преодолении тяжести, неподвижности материального, во внутренней подвижности контрастных сил, создающей динамические структуры с их тенденцией излучаться в пространство, другими словами, созидать пространство.

Художественная направленность русской миниатюры, - прежде всего идеализированный образ, образ-идея, выражающий чувства, переживания, эмоциональный и духовный опыт народа. Отсюда мотивы, сюжеты, темы, преимущественно связанные с фольклором, мифами, легендами, историей, природой. Идеализированному образу соответствует взгляд на мир как бы сверху с высоты: мир видится в целом, отчего изображение отдельного не имеет индивидуальных черт. Всё несёт характер всеобщего, подчиняется орнаментальному ритму. Здесь проявляется и другое качество искусства лаковой миниатюры. Оно проистекает из характера предметной основы, из интимной связи человека с вещью.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Эволюция массового сознания в русской культуре 17-19 веков
Духовная культура Древней Руси
Арабо-мусульманская культура как целостный феномен
Древнерусская эстетическая мысль: византийское и самобытное
Взаимообусловленность характера и национальной культуры
Вернуться к списку публикаций