2012-09-19 15:27:20
ГлавнаяКультурология — Искусство лакового промысла Федоскино в историко-культурологическом восприятии (вторая половина XVIII - XX вв.)



Искусство лакового промысла Федоскино в историко-культурологическом восприятии (вторая половина XVIII - XX вв.)


Художественное руководство Федоскинской артелью с начала 30- х годов стал осуществлять Научно-исследовательский институт кустарной промышленности. В этот период отделом научно-исследовательского института художественной промышленности, выросшего на его базе, стал Музей народного искусства, который, как и весь институт, постоянно поддерживал связь с мастерами и предприятиями народных художественных промыслов.

В конце 30-х годов впервые была предпринята подробная работа по научной систематизации фондов музея. Она имела большое значение и послужила основой для научной обработки фондов музея и научного использования в последующие годы.

В 1931 году на базе ЦНОПС был создан Научно- экспериментальный кустарный институт (НЭКИН), реорганизованный в 1932 г. в Институт художественной и кустарной промышленности, включающий музей народного искусства и магазин «Художественные промыслы».

Музей народного искусства, возглавляемый Н.Н. Соболевым, в первые годы работы института становится его своеобразной лабораторией. Он продолжает собирать коллекции; к концу 30-х годов его фонды насчитывали уже около 13 000 предметов.

В период 30-х годов наиболее значительными были выставки в Москве в 1933 и 1937 годах, в 1937 году в Париже и 1939 г. в Нью-Йорке. Активное участие в подготовке международных выставок принимали сотрудники Музея народного искусства.

На первой выставке русских художественных лаков 1933 года в Москве среди многочисленных «Троек» и других традиционных сюжетов, а также копий с картин художников Венецианова, Репина, Васнецова и Петрова встречается большое количество миниатюр с изображением цветов, натюрмортов и птиц, написанных либо с картин русских, голландских и французских художников, либо скомпонованных самими мастерами.

В 1937 году работы федоскинцев демонстрируются на Всемирной выставке в Париже. За высокое художественное качество и оригинальность представленных на выставке работ артель была удостоена Золотой медали.

Работы федоскинцев с успехом выставлялись на различных выставках, например, таких, как Выставка народного творчества РСФСР в 1937 году, на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1939 году и других.

В 1938 г. при четырёхгодичной профессионально-технической школе организуется музей, в основу которого легла коллекция лукутинских изделий, собранных А.С. Мокроусовым.

В довоенный период под научной редакцией профессора Бакушинского выходит первый том НИИХП. В приведённых там таблицах представлены образцы, созвучные социалистической действительности: мотивы колхозной деревни, героика гражданской войны, портреты вождей.

С началом Великой Отечественной войны многие живописцы ушли на фронт. Коллекцию образцов изделий XVIII - XIX столетий «зарыли в погребе, предварительно тщательно упаковав».

Тем не менее, в годы Великой Отечественной войны творческая работа мастеров художественных промыслов продолжалась: «Летом 1942 года образцы были извлечены, чтобы вновь применяться в возобновившемся производстве». Своеобразным отчётом этого периода стали: выставка «Русские художественные лаки» 1945 года и Всесоюзная выставка народного декоративно-прикладного искусства, проходившая в Государственном музее восточных культур в 1946 году».

Открытие аспирантуры в 1947 году «подняло значение разработки фундаментальных исследований по народному искусству».

С 50-х годов научно - исследовательский институт художественной промышленности начал издавать серию трудов «Художественные промыслы РСФСР». Эту серию составили монографические труды искусствоведов, исследовавших отдельные промыслы народов Российской Федерации. Большинство работ посвящено русскому народному искусству. В работах этой серии говорится в той или иной форме об отсутствии литературы по промыслам.

В 1950-1960-е годы значительный материал был систематизирован историками-искусствоведами.

В 1959-60-е годы публикуется малая серия небольших работ о промыслах, отражающих состояние художественной традиции в тот период.

В 1959 году во Всесоюзном кооперативном издательстве вышли работы В. Вишневской, Г.В. Яловенко.

Л.М. Попова, Т.М. Разина в своей статье упоминают о Г.В. Яловенко как о научном сотруднике и аспиранте института НИИХП, которой в 1959 году была опубликована книга «Федоскино». По оценке указанных исследователей - это «первый значительный труд об искусстве этого промысла, который не утрачивает своего научного значения».

Тем не менее, обозначенная серия книг не нашла достаточного освещения в литературе.

Всероссийская выставка, смотр народных художественных промыслов в 1960 г. была важным этапом в деятельности Научно-исследовательского института художественной промышленности.

Предшествующий период оказался весьма плодотворным в истории института. В эти годы сотрудничали два поколения искусствоведов и художников. В.М. Вишневская, Н.С. Королёва, Н.И. Каплан, Е.Г. Яковлева, С.М. Буданов, А. С. Иванов, А.Е. Горпенко, Д.А. Чирков, И.П. Работнов пришли в институт по окончанию аспирантуры, организованной при НИИХП. Исследовательский характер имела широко поставленная экспедиционная работа, полевой сбор материалов, обследование современных промыслов.

С 1962 года издаётся серия сборников трудов НИИХП, в которых рассматривается проблема современного состояния народной художественной традиции (в частности отрицательные для традиции в отдельные периоды явления).

Большое значение для дальнейшего изучения русских художественных промыслов имела коллективная монография, написанная искусствоведами НИИХП, которая явилась достаточно полным для своего времени трудом по истории художественных промыслов в свете культурно - исторических событий и социально - экономических изменений, происходивших в России.

В этот же период выходит обзорная работа И.Я. Богуславской о русском народном искусстве, с хорошим иллюстративным материалом. Ценнейший материал по художественным промыслам содержится в альбомах или изданиях альбомного типа. Альбомы зачастую представляют собой собрание коллекций определенного музея или выставочного фонда, или тематически подобранную группу изданий из определенного музейного собрания, богато и качественно иллюстрируемые издания о лаковом промысле.

В 1957-1972 гг. НИИ музееведения были изданы семь специализированных сборников статей «Очерки истории музейного дела в России».

За годы Советской власти коллекции Музея народного искусства неизменно пополнились. Ко времени начала 80-х годов собрание его насчитывало уже 40 тысяч экспонатов.

В 1981 году был организован Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Вместо планируемых 2-х лет на создание всех музейных служб и собирание коллекции было дано только два месяца, решение об образовании музея было принято в апреле, а уже в июле он был открыт для посетителей.

При основании музея коллекция лаковой миниатюры на папье-маше была составлена, в основном, из экспонатов, переданных из других учреждений. К середине 1987 года половину экспонатов коллекции представляли произведения, приобретённые у частных владельцев через комиссионный магазин и музейную закупочную комиссию. Коллекция обозначенного периода в основном была представлена изделиями лукутинских фабрик. Имелись также произведения Вишняковых, Ножевщикова, Эка, Аустена и других.

В конце XX века исследованием проблем историко-культурного наследия лаковых промыслов занималась известный искусствовед художественных промыслов И.Я. Богуславская. В исследовании была обозначена проблема комплектования экспонатами прошлого времени, стихийный характер пополнения музея произведениями современного искусства.

Вкладом в изучение истории искусства промыслов является издание документов и архивных материалов, относящихся к 1917-1932 годам, а также очерков по истории декоративного искусства (1917- 1945 гг.) советского периода, выпущенных в 1984 году под общей редакцией В.П. Толстого.

Главная задача труда состояла в том, чтобы исследовать закономерности развития искусства промыслов в истории общекультурного процесса, который авторы начинают разделом, характеризующим промыслы конца XIX - нач. XX вв., когда формировались многие центры производства художественных изделий в виде кустарных подсобных мастерских, производящих массу товарной продукции.

Авторы статей сборника не затрагивали проблем развития народной культуры в целом, свою задачу видели в том, чтобы выявить «исторические закономерности лишь той её части, которая связана с товарным производством».

Статьи сборника, вышедшего в 1990 году, представляют результаты научного анализа истории и современного состояния промыслов лаковой миниатюры и декоративной росписи по металлу. Авторы выявляют особенности формирования творческого процесса мастеров-художников, развивающих традиции лаковой миниатюры на ведущих предприятиях отрасли.

В сборнике подчёркивается: «Производство так называемых «художественных лаков», требующее особой, усложнённой технологии и навыков художественного мастерства, в своём происхождении было связано не с крестьянским народным творчеством, а с профессиональным искусством и имело общие черты с такими городскими ремеслами, как ростовская финифть, холмогорская резная кость и др.».

В 90-е годы в большей мере давал себя знать потребительский подход к искусству, поддерживавшийся и поощрявшийся массовыми салонно-академическими поделками и быстрым превращением изделий декоративно-прикладного мастерства в заурядную промышленную продукцию.

В советском периоде большое значение в истории лакового промысла Федоскино играли отечественные и зарубежные выставки. За время своего существования федоскинские мастера принимали участие более чем в 60 отечественных и 180 зарубежных выставках и ярмарках, неизменно завоёвывая различного достоинства медали и дипломы. Из зарубежных можно назвать такие крупнейшие выставки, как Парижская (1937), Нью-Йоркская (1939), Брюссельская (1958), Монреальская (1967). Интересная экспозиция была представлена на Всемирной выставке «Экспо-70» в японском городе Осака.

В целом советское источниковедение определило подходы к исследованию лаковой миниатюры Федоскино.

Труды исследователей лаковой миниатюры Федоскино советского периода имеют свои особенности. Прежде всего, это связано с тем, что научные исследования подчинялись жестким идеологическим рамкам. Именно поэтому литература советского периода по истории лакового искусства Федоскино весьма неоднозначна. С одной стороны, в обозначенный период практически во всех работах отечественных ученых проявились политические и идеологические пристрастия авторов. С другой стороны - фундированные исследования с привлечением новых источниковых пластов, изучение традиций лакового промысла.

Затрагивая различные аспекты рассматриваемой проблемы, указанные авторы обращались к истокам проблемы, современному состоянию дел, перспективам дальнейшего развития промысла.

Однако далеко не все вопросы и проблемы оказались в поле зрения исследователей. История лакового промысла Федоскино, механизмы генезиса и взаимовлияния различных течений в художественной практике рассматриваемого периода не исследованы в достаточной степени.

Так в публикации Т.А. Бадяева определила этапы в развитии народных художественных промыслов, обозначила характерные черты каждого периода. Промыслы первого этапа, как пишет исследователь, в немалой степени подчинились городской культуре и по существу создали свой слой городской культуры. Промыслы второго этапа сохранили сельские, крестьянские основы искусства, что горячо поддерживалось в этот период народническими ориентациями образованной части общества.

В публикациях Т.А. Бадяевой, Т.А. Селиновой, С.М. Темерина, Г.В. Яловенко очерчиваются периоды в развитии искусства лаковой миниатюры, разнящиеся между собой как хронологически, так и по определению. Так С.М. Темерин в лукутинской миниатюре 40-70-е годы XVIII века трактуются как период её расцвета. В статье Т.А. Селиновой он обозначен примерно с середины XIX века, связанный, по утверждению исследователя, «с появлением в 1839 году дагерротипа, а затем, с 1850-х годов, - фотографии, которая окончательно вытеснила миниатюру». Г.В. Яловенко период в лукутинской миниатюре, в котором намечается художественный спад, указывает с 70-х годов XIX века.

По мнению исследователя Т.А. Бадяевой, русское лаковое дело самого высокого экономического уровня достигло после земельной реформы - в 60 -70-х годах, в эпоху расцвета русского промышленного капитала. Как она утверждает, в 1860-1870 годах происходит переход к конкретным историческим и художественным традициям народа.

На этот же период 70-х годов в лаковом производстве, указывает и С.М. Темерин., экономический подъём которого, как он пишет, происходит после русско-турецкой войны этого времени.

В лукутинской миниатюре периода её расцвета, который как выше указывалось С.М. Темериным, «своеобразно преломились, с одной стороны, черты профессионального или так называемого «учёного» искусства, с другой - народного изобразительного фольклора, в частности крестьянской живописи и народного лубка, параллельно же развивались приёмы станкового и декоративно-прикладного искусства». В высокосортных изделиях живопись давалась не только на папье-маше, но и на перламутре. На Всемирной выставке в Париже в 1867 году лукутинские лаки успешно соперничали с западноевропейскими, превосходя их качеством исполнения.

А.П. Лукутин был награждён за продукцию фабрики бронзовой медалью.

Г.В. Яловенко в публикации свидетельствует, что точного описания коробовских изделий, как они выглядели - достоверных сведений нет, есть всего лишь предположения о том, что они, вероятно, всего походили на брауншвейгские.

Таким образом, специфика советского периода в истории лакового промысла Федоскино, его роль и значение в общекультурном процессе, проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия лакового искусства Федоскино заключались в следующем:

- в советский период частные музеи оказали значительное влияние на пробуждение интереса, как к памятникам искусства, так и к отечественному музею;

- основой для научной обработки фондов музея и научного использования в последующие годы стала научная систематизация фондов музея;

- многие музеи начинают создаваться с кабинетов образцов или, с так называемых, ассортиментных кабинетов ;

- главная государственная установка на работу с посетителем отечественных музеев определялась как пропагандистская и воспитательная;

- образовательная функция, лежащая в основании деятельности музеев, в советское время трансформировалась в пропагандистскую;

- музейная работа осуществлялась на уровне утверждения и насаждения политизированных идей;

- в данный период утверждается форма коллективного посещения музеев;

- музеи предприятий художественной промышленности и народных художественных промыслов были по преимуществу коллекционными; художественная часть таких музеев развивалась на базе современного производства, постепенно выделяясь из ассортиментного кабинета;

- собрание музея наряду с произведениями, относящимися к прошлым векам, было представлено искусством народных художественных промыслов советского времени с соответствующей тематикой;

- крупными и систематизированными коллекциями русского народного искусства обладают Государственный исторический музей в Москве, Музей народного искусства;

- политическое, хозяйственное и культурное значение имели выставки народных художественных промыслов.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Специфика и культурное значение современного свадебного обряда (конец XX - начало XXI вв.)
Вещь как язык искусства
Характер изменений в свадебном обряде русского дворянства под влиянием петровских преобразований XVIII в.
Становление свадебного обряда на Руси
Русская народная нравственность и нравственный идеал
Вернуться к списку публикаций