2012-09-19 15:27:20
ГлавнаяКультурология — Искусство лакового промысла Федоскино в историко-культурологическом восприятии (вторая половина XVIII - XX вв.)



Искусство лакового промысла Федоскино в историко-культурологическом восприятии (вторая половина XVIII - XX вв.)


Проблемы развития лакового искусства Федоскино в трудах отечественных исследователей второй пол. XIX - XX вв.

Вторая половина XIX века - период бурного подъема национального самосознания, увлечения историей России, обостренного интереса к народной культуре.

Широкий показ и щедрое премирование кустарных изделий отражали возросший интерес к ним и углубление знаний о народном мастерстве, но не раскрывали сложнейшего положения промыслов. Это было ясно многим знатокам и исследователям народного творчества.

В истории русской культуры на значимость этнографических данных в исследовании духовной жизни общества раньше всех обратил внимание В.В. Стасов. Он понимал непреходящую историческую ценность изделий народного быта, призывал бережно хранить предметное наследие прошлого, беспокоился, что «... пройдет еще не много десятилетий, даже может быть, лет - и предметы бытовой народной жизни окончательно исчезнут, не оставив о себе ни какого следа». И потому страстно призывал «собирать и издавать эти предметы».

Роспись, перефразируя Стасова, - «...особая система мировидения, несущая образ народного мышления и восприятия», которая «... тем не менее, проявляется в цвете, в строе ритма и форме». «Этот национальный аспект родового...тесно связанный с этническим, есть категория, прежде всего культурная...».

Труды В.В. Стасова положили начало изучению русского народного искусства, отмечал влияние на него искусства народов Востока. Его исследования способствовали в дальнейшем изучению факторов, определивших специфические черты русского народного искусства. В 1872 году выходит в свет труд В.В. Стасова «Русский народный орнамент».

В.В. Стасов наиболее решительно, последовательно и даже прямолинейно провозгласил идею единства реализма, народности и национального своеобразия. Ему принадлежала конкретная разработка этих идей и их приложение к художественному творчеству. Для него было важно, что новое направление возникло самостоятельно, вне официальной поддержки и рождено умственным движением России. «Реализм» и «национальность» становятся девизом отстаиваемого В.В. Стасовым искусства.

В сфере прикладного искусства для В.В. Стасова художественность практических предметов не роскошь, а необходимое условие. В.В. Стасов зачисляет архитектуру и прикладное искусство в разряд искусств, но именно в их подъёме видит импульс, могущий положить начало расцвету искусства как такового.

Учёный использовал в своих исследованиях сравнительно- исторический метод, видел в русском искусстве неповторимое соединение разнохарактерных элементов.

Сущность историко-эстетической концепции В.В. Стасова сводится к тому, что некогда, по мысли учёного, воспринятые русским народом восточные элементы, были ассимилированы, став неотъемлемой частью русской культуры.

В историографии русской культуры весомое место занимают труды П.Н. Милюкова. Милюков был противником всякого заимствования. Он рассматривал как измену искажение национальной идеи и выступал за отечественные традиции. И если он признавал их сходство, то никогда не считал, что оно будет тождественно: «Наша собственная созидательная деятельность должна быть направлена не на поддержание отдалённой старины, а на создание новой русской традиции, соответствующей современным общественным идеалам».

Изданные в течение 1879-1887 годов 16 томов Трудов Комиссии и по сей день являются ценнейшими источниками для изучения местного народного искусства. И. Я. Богуславская тем не менее отмечает в своей работе, что «далеко не все материалы посвящены художественным промыслам».

Определённый вклад в изучение данной проблемы внесли В. Боруцкий, А.С. Орлов, В.О Пельчинский, А.А. Рыбников. Так, А.С. Орлов отмечает факт экономического развития промысла по производству изделий из папье-маше. В публикации В.О Пельчинского приводятся сведения, говорящие о достоинствах и обороте лакированных изделий, экономическом состоянии лакового дела на тот период.

Главный момент в истории лакового промысла, по мнению Боруцкого, связан с тем, что после 1812 года появился особенно сильный спрос на табакерки с изображением пожара Москвы. С этого времени изделия из папье-маше пошли в ход. Московские купцы в 40-х годах «даже выезжали за заставу и покупали там с возов этот товар, что называется нарасхват». Именно с 1825 года, как указывает В.И. Боруцкий, стала распространяться и популяризироваться выделка и продажа изделий из папье-маше. В своих изделиях кустари приноравливались к вкусам покупателя.

К числу трудов, вошедших в связи с выставкой 1882 г., принадлежат работы В. Безобразова, В. Борисова, И. Спасского, В. Пругавина и других. Они серьезно, обстоятельно и скрупулезно информируют о состоянии той или иной отрасли. В некоторых работах дается объективный анализ экономического положения художественных промыслов, и предлагаются меры по оказанию им реальной помощи.

В русле работ критического направления интерес представляет рукопись статьи «На кустарно-промышленной выставке» этнографа Д.А. Коропчевского, достаточно хорошо в то время разбиравшемся в вопросах современного состояния народных промыслов. В числе причин, тормозящих прогрессивное развитие народного художественного творчества, Коропчевский указывал на крайнюю невежественность и «темноту» кустаря, отмечал тяжёлое положение русских промыслов, переживающих кризис, связанный, по его мнению, с натиском фабричной продукции.

Художнику Симакову летом 1883 года Комиссией было поручено осмотреть в Московской губернии «некоторыя производства, имеющия связь с художеством (в данном случае подносное и табакерочное в Троицкой волости, Московской губ.)». В отчёте Симакова указывается, «что в подобных производствах страдает не одна только художественная, но и техническая сторона дела, поэтому необходимо учреждение, которое воздействовало бы на обе эти стороны», при этом он делает вывод, что «этому условию удовлетворяли бы передвижныя или подвижныя школы, с состоящими при ней специалистами». Мысль о подвижных музеях и образцовых мастерских уже ранее высказывалась в Комиссии и, как отметил Е. Н. Андреев, «заслуживает обстоятельной разработки...».

Отмена крепостного права, совершившая переворот в экономической жизни России, не могла не сказаться на содержании промышленных выставок. Распались многие дворянские предприятия, в которых использовался труд крепостных.

Предпринимаются первые экономико-статистические исследования кустарной промышленности России. Выход в свет целого ряда подобных исследований непосредственно связывается с выставками, их подготовкой или изучением представленного на них материала, ибо кустарные промыслы получают, наконец, достойное место в экспозициях.

Деятельное участие по поддержанию народного искусства осуществлялось через земства.

Поддержание земствами и передовой общественностью XIX - нач. XVIII в. народного искусства оказывало в отдельных случаях не только положительное, но и отрицательное влияние на развитие художественной традиции.

В послереволюционный период традицию изучения проблем, связанных с Федоскино, заложили искусствоведы, когда остро стоял вопрос возрождения традиционных русских народных промыслов и выбора наиболее органических форм их производственной деятельности.

После октябрьских событий 1917 года начинается новый период истории развития народных промыслов и деятельности музея, в основу организации которых был положен ленинский кооперативный план, который создал благоприятную почву для развития художественной промышленности.

В апреле 1919 г. В.И. Лениным и М.И. Калининым был подписан декрет ВЦИК и СНК «О мерах содействия кустарной промышленности».

В 20-е годы происходило интенсивное кооперирование кустарей, возникли артели промысловой кооперации. «Наиболее значительным итогом работы музея в это время можно считать организацию артелей миниатюрной живописи на папье-маше».

С 1920-х годов начала осуществляться новая программа музейной деятельности. В журнале «Среди коллекционеров» (1921-1924) появились статьи, отражающие преимущественно московское коллекционирование рубежа XIX-XX вв. Значительную роль в исследовании частного коллекционирования сыграл барон Н. Н. Врангель, который комплексно подошёл к изучению данной проблемы, рассматривая её в совокупности с развитием искусства, формированием художественной среды, как части общекультурного процесса.

Известный исследователь русского народного творчества начала века B.C. Воронов писал, что коллекционеры «обычно являются предвозвестниками широкого музейного собирательства». И первыми очагами новых категорий предметов, позднее входящих в круг изучения музеев, всегда являются собрания личные: «Коллекции первоначально оформляются у частного собирателя и затем уже входят организованным элементом в собрания государственного характера; первичная кристаллизация коллекции есть увлекательный удел собирателя. Он является всегда защитником и проповедником новой, устанавливаемой им идеи».

В 20-х годах при музее создаётся ряд экспериментальных мастерских. Позднее эти мастерские Постановлением СНК РСФСР от 10 августа 1927 года были оформлена как Центральная научно-опытная показательная станция (ЦНОПС) с Кустарным музеем в её составе. Заведующий станцией стал художник Вольтер.

О характере работы того периода, выполненных художниками Кустарного музея в 20-х годах, имеются интересные сведения в путеводителе по Кустарному музею: «В собрании Музея народного искусства хранится немало подобных неудачных образцов, созданных в 20-х годах».

Период первого десятилетия после событий октября 1917 года вошел в историю русского народного искусства как период начальной разработки искусствоведами проблем народного изобразительного творчества.

Из первых работ послереволюционного периода, стали статьи Д. С. Айзенштадта, С. Н. Тройницкого, публикации которых продолжили дальнейшие исследования лакового промысла Федоскина.

В 1923 году вышли в свет две книги о народном искусстве. Так, например, в работе Н.П. Щокотова «Русская крестьянская живопись» подчеркивается разница между творчеством художников - профессионалов и народных мастеров, однако без показа специфики народного искусства, объединяемого традицией.

Среди известных искусствоведов 1920-1930 годов, которые также рассматривали обозначенную проблему, следует назвать А.В. Бакушинского, В.М. Василенко, В.С. Воронова, И.В. Жидкова.

Обобщающий труд В.С. Воронова, ставший классическим в науке о народном искусстве, вышел в 1924 году. Впервые им были описаны и классифицированы виды народного искусства в полном составе.

А.С. Воронов обращал особое внимание на материал и технику обработки, положив эти признаки видов народного изобразительного творчества в основу классификации, которая сохраняется и сейчас в искусствоведении. Воронов, по замечанию В.М. Василенко, отмечал круг образов и сюжетов, характерных для народного искусства XVII и XVIII веков и вошедших в XIX век, обращал внимание на их социальные корни.

После образования СССР большое политическое, хозяйственное и культурное значение имели выставки народных художественных промыслов.

Наиболее значительной выставкой 20-х годов была первая Всесоюзная сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, прошедшая в 1923 году Москве. Федоскинская артель в 1923 году представила свою продукцию на данную выставку в Москве. За высокое качество изделий федоскинцам был вручён диплом I-ой степени.

Постановлением Президиума ВСНХ от 19 декабря 1923 г. при кустарном музее была организована Постоянная показательная кустарно-промышленная выставка ВСНХ, начавшая свою работу с января 1924 года.

В советское время артель получила свои первые дипломы на международных выставках: в Париже в 1925 г. и в Милане в 1927 г.

Лаковая миниатюра 1920-1930-х годов почти вся шла на экспорт или непосредственно в различные музеи.

На Парижской выставке 1925 года артели была присуждена серебряная медаль. Тем не менее, экспозиция Кустарного музея 1925 года по преимуществу состояла из работ, выполненных художниками Кустарного музея по музейным образцам 20-х годов, которые «недалеко ушли от тех композиций, которые создавались в музее перед Октябрём. Большинство образцов несли в себе следы упрощенчества и стилизаторства. Таковы работы А. Суворова, В. Хвостенко, Н. Досекина и ряда других художников».



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Конфуцианство - духовное начало и экономическое процветание
Особенности суфизма на Северном Кавказе
Понятие «нравственного идеала» в его историческом развитии
Развитие русской нравственной философии
Русская народная нравственность и нравственный идеал
Вернуться к списку публикаций