2012-09-19 15:27:20
ГлавнаяКультурология — Искусство лакового промысла Федоскино в историко-культурологическом восприятии (вторая половина XVIII - XX вв.)



Искусство лакового промысла Федоскино в историко-культурологическом восприятии (вторая половина XVIII - XX вв.)


Историко-культурологический обзор исследований второй половины XVIII - перв. пол. XIX вв.

В XVII - XIX в. лаковое производство первоначально успешно росло и развивалось в европейских странах Голландии, Англии, Франции, Германии. Славу Англии создавали шотландские лаки. Во Франции были известны изделия Фирмы братьев Мартен. В Германии качеством своих изделий выдвинулась с середины XVIII века фабрика Иоганна Штобсвассера в немецком городе Брауншвейге. Большой популярностью пользовалась главная продукция этих фабрик - лаковые табакерки.

В контексте культуры бытовой вещи необходимо дать пояснение, что такое табакерка, её специфические особенности, содержание и назначение предмета.

Табакерка - плотно закрывающаяся коробочка для табака, чаще нюхательного, появившаяся в русском быту в правление Петра I.

Распространению пристрастия к нюхательному табаку способствовали укоренившиеся в быту частые куртаги по самым разным поводам и без повода. Отсутствие форточек в дворцовых залах, чад свечей, непринуждённость нравов, контрдансы и менуэты до упаду - всё требовало средств для смягчения воздуха более сильных, чем появившаяся в начале XVIII века туалетная вода, известная как одеколон.

Многочасовые празднества так часто вызывали обмороки, что понадобилось более сильное средство - табак. Его нельзя сравнивать с запахом современного сигаретного и сигарного дыма. Состав нюхательного табака мог включать в себя очень сложные соединения сушёных листьев душистых трав и совсем не иметь в своём составе табачных листьев.

Для табака понадобилась табакерка, быстро ставшая престижным предметом, так как ею награждали «попавших в случай».

XVIII век иногда называют «веком табакерок», поскольку привычка нюхать табак коснулась всех - от знати до простолюдинов.

Н. Тарабукин в очерках попытался реконструировать ритуал демонстрации табакерки. В них представлена характеристика того времени, когда табакерками при случае люди хвастались, медленно вынимали её из кармана, «долго держали в ладони, словно в невзначай забыв о ней во время разговора, затем неторопливо раскрывали, показывая на внутренней стороне крышки тонко выполненную миниатюру, и, взяв щепотку нюхательного табака, оставляли её открытой в руке и, затянувшись два раза, как бы нехотя убирали в карман».

Персонаж комедии В. Лукина просит у продавца галантерейной лавки именно такую табакерку, которая могла бы помочь ему произвести благоприятное впечатление на окружающих. - с двойной крышкой, миниатюрной росписью с сюжетами, которые бы дали возможность затеять остроумный разговор и продемонстрировать все достоинства «петиметра» - тип щёголя, появившегося в русском быту XVIII столетия (от французского petit-maitre) и рабски подражавшего всем французским модным нововведениям.

Упоминание о табакерках встречается в описании «Нравов и обычаев» «дореформенного» периода императрицы Елизаветы в исследованиях учёного, знатока искусства барона Н.Н. Врангеля. Как поэтично он пишет в своей работе, «в искусстве нет мелочей, а только подробности - характерные черты литературы и искусства средины XVIII столетия. Каждая часть целого существует как самостоятельная единица, как голос в хоре. И все описания того времени, все документы истории и быта говорят нам о любви ко всякой безделушке жизни».

Мода на так называемые «пакетовые» табакерки входит с 1753 года в виде запечатанного письма с адресом владельца. Барон Врангель упоминает имя мастера Императорского фарфорового завода некоего бергмейстера Виноградова, который печатал в «Петербургских ведомостях» предложение об изготовлении таких табакерок по 20 рублей за штуку. Страсть к уборам и поклонение женщине выработало и особый тип «любезников» и «петиметров», особый язык, особые комплименты и особое понятие о фаворитизме, который процветал во всех слоях дворянской России. В комедии Сумарокова «Чудовищи» определяется тип «петиметра» того времени: «Научиться, как одеться, как надеть шляпу, как табакерку открыть, как табак нюхать, стоит целого века».

Табакерки делали из самых дорогих материалов, и они часто являлись блестящим образцом ювелирного искусства, поражали совершенством миниатюрной живописи.

Примечательно, что табакерки служили на балах для передачи трогательных любовных посланий. Их и называли «кибитками любовной почты» или «пакетовыми» - имевшими вид почтового пакета. Часто с изображением сургучной печати, символизирующей сохранение любовной тайны. Игра в «амурную почту» была одним из любимейших развлечений столетия и требовала от всех присутствующих на собрании наличие табакерки.

В XVIII веке, вместе с западной модой нюхать табак, в России широко распространяется производство художественных табакерок из металла, фарфора, кости, рога, дерева и прочих материалов, которые нередко комбинировались один с другим. Именно с изготовления табакерок для нюхательного табака, по утверждению Г.В. Яловенко, берёт своё начало искусство русских лаков.

С конца XVIII века наблюдается увлечение опосредованно античным искусством, проявление черт эклектики, влияние художественных требований эпохи. Исследователь этого времени И. Уханова отмечает специфику в искусстве рассматриваемого периода, особенность которого «заключалась в непосредственности реакции на новое, в восприимчивости; вариативности новых решений; в умелом использовании литературно - графических источников, с последующей их переработкой на свой собственный «манер».

В русской культуре нового времени первая половина XIX века занимает исключительное место по богатству и уровню художественных достижений. Основным стилевым направлением для русского искусства первых десятилетий XIX века стал классицизм, зародившийся в конце XVIII столетия.

Период 1812-1814 гг. - время героических сражений русской армии с наполеоновскими войсками. События этого периода и определили основную тематику, получившую распространение в русском искусстве, в том числе и в прикладном: «Уезжая на войну, многие старались взять с собой изображение родных и близких - маленькие миниатюрные портреты, оставляя им, в свою очередь, свои изображения». Именно в этот период особенно популярны стали портреты участников Отечественной войны, прославленных полководцев и героев, сцены исторических сражений.

Особенность периода в литературе и искусстве первой четверти века, по мнению некоторых исследователей, заключалась в том, что «странная смесь» национального элемента с греческими мотивами объяснялась событиями, происходившими в Греции в связи с освобождением её от рабства Порты. Вот, что пишет по этому поводу Н.Н. Врангель: «Министр Александра I граф Каподистрия ещё более способствовал возрастанию интереса к Греции.<... > Эта агитация шла по всей Европе, но только Россия и Англия - благодаря Байрону – так искренне отнеслись к ней».

Важным звеном в военно-политической жизни Европы и Ближнего Востока первой половины XIX столетия была русско-турецкая война 1828-1829 годов. Внешняя политика в этом регионе была представлена русским правительством как освободительная. Военно-политические события нашли своё отражение также посредством изобразительного материала.

Общеизвестно, что 1830-е годы - одна из величественных эпох в истории отечественной культуры. Это эпоха после 1812 года и эпоха романтизма с его обостренным чувством народности (свидетельство этому творчество Венецианова, Кипренского, Тропинина и др.)

Поиски «общерусского» начала - прежде всего в литературе, затем в художественном творчестве, - начиная с 1830-х годов, сопровождались поисками эстетических критериев, образцов, прототипов, в которых это начало определено и наиболее выразительно воплощено.

В публикациях некоторых исследователей отмечается, что искусство 1830-1850-х годов полно глубоких противоречий. Для данного периода характерно проявление основной антиномии искусства начала века «романтизм» и «классицизм», которая по- разному проявляется в различных видах и жанрах. Классицизм сохраняет свои позиции в архитектуре и скульптуре вплоть до начала 1840-х годов, в меньшей степени затрагивается живопись. Романтизм же избирает своей вотчиной живопись. В то же самое время происходит накопление черт, подготавливающих то, что получило впоследствии наименование реализма XIX века.

Именно тогда в лаковой миниатюре того периода оформлялись традиции будущего федоскинского искусства. Главное содержание этого вида искусства составлял символический, поэтический план, по выражению М.Н. Некрасовой «...его бытийственный смысл, а не просто только отражение быта».

В XIX столетии искусство художественных лаков в Москве и ее округе получило необычайное развитие. В изделиях лаковой миниатюры подмосковной фабрики Лукутина. нашел отражение подвиг «Меркурия» и популярность его командира. В европейской прессе было отмечено: «В летописях мореплавания сие неслыханное, невероятное и почти как бы невозможное событие и никогда небывалое. Но нам дивиться нечего на бриге были русские!». В 1830-1840 годах на фабрике изготовлялись табакерки-коробочки, круглую крышку которых украшала небольшая гравюра с портретом героя русско-турецкой войны А.И. Козарского (собрание Эрмитажа).

Классик русской литературы Н.В. Гоголь в знаменитых «Вечерах на хуторе близ Диканьки», вышедших в 1831 году, представил чрезвычайно выразительную зарисовку, свидетельствующую о распространении моды на лаковые табакерки. Один из персонажей гоголевского произведения в минуту размышления «засунул руку в задний карман горохового кафтана своего, вытащил круглую под лаком табакерку, щёлкнул пальцем по намалёванной роже какого-то басурманского генерала и, захвативши немалую порцию табаку, растёртого с золою и листьями любистока, поднёс её коромыслом к носу». В приведённом отрывке весьма убедительно представлена полная картина и того, как выглядит лаковая табакерка, и как человек получает удовольствие, смакуя остроту нюхательного табака.

О достоинствах лукутинских лаков на международном рынке свидетельствует и такой факт, зафиксированный в письме А.Я. Булгакова брату (от 17 января 1831 года из Москвы): «Я послал тебе через Лунина табакерку, сделанную здесь у Лукутина на фабрике, которую ты верно знаешь. Никто не верит, что это московская работа».

В первой половине XIX века, кроме лукутинского производства были известны и другие фабрики лакированных изделий крестьян Вишняковых, А. Аустена, И. Мулерта, М. Болля, Ф. Пеца и др.

В сочинении популярного автора и тонкого наблюдателя М.Н. Загоскина «Москва и москвичи», относящегося к 1840 году, встречается отрывок, в котором имеется ясное представление о лакированных изделиях, дается высокая оценка художественных произведений фабрики бумажных табакерок господ Лукутиных потому, что «она - относительно - стоит выше всех других.... Эти московские табакерки расходятся не в одной России: господин Лукутин отправляет их в большом количестве за границу». «Табакерки, работанные на этой фабрике ... решительно превосходят знаменитые брауншвейгские». В Париже и русские покупают их за иностранные, писал М.Н. Загоскин.

Таким образом, развитие общества в рассматриваемый период было тесно связано с развернувшимися процессами индустриализации страны и дальнейшим прогрессом российского общества. Коренные социальные преобразования, изменение способа производства изделий народных промыслов, их стандартизация - негативно сказалась на среде бытования всех видов народного искусства.

Исходя из используемого материала, автор констатирует, что специфика в искусстве данного периода, его особенность заключалась в восприимчивости; вариативности новых решений; в умелом использовании литературно - графических источников, с последующей их переработкой на свой манер.

В XVIII-XIX веках большое значение для развития искусства лаковой миниатюры в Подмосковье имело проведение шоссейной дороги, установившей регулярную связь между Москвой и Петербургом.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Культурно-антропологические особенности потребления вещей
Суфизм как составная часть арабо-мусульманской культуры
Взаимообусловленность характера и национальной культуры
Свадебный ритуал и его символика
Особенности суфизма на Северном Кавказе
Вернуться к списку публикаций