2012-08-19 17:03:18
ГлавнаяКультурология — Бытование вещей в хозяйственной культуре человека



Бытование вещей в хозяйственной культуре человека


Вещь в системе смыслов современного бытия человека

Распад первичного единства, когда мир разделился на материальное и духовное, сегодня меняет свою форму - это антагонизм между только человеческим и только вещественным, который стремится к преодолению, к единому выражению, к общему смыслу.

Вещь выполняет работу культуры, становясь посредником между человеком и миром, являясь знаком «соединения начала и конца» - она ведь принадлежит истории и современности одновременно. Вещь является точкой одновременного существования культурных слоев, относящихся к разным эпохам.

Культурология позволяет ввести вещь в смысловое поле конкретного бытия отдельной личности и всего общества в целом.

Человек способен прозреть гигантский культурный шифр созданных вещей, под воздействием которых он преобразуется сам и изменяет мир.

Таким образом, смысл вещи может быть описан в ауре ее тайны, разгадка которой заключена в человеке. Соприкосновение его души с вещью возвращает сознание к первоистокам человеческого бытия. Вещь становится тогда символом такого возвращения к начальным смыслам.

Новая история вещи стремится к большей научной точности и к увязыванию результатов работы с теоретическими подходами (особенно в области построения репрезентативных систем), но также необходима эффективная концептуализация человеческого на основе вещественного.

Множественность кодов и текстуальных систем, заключенных в вещи, их борьба и взаимное уничтожение говорят о движении, порождении вещью смысла, а не только о его выражении и воплощении, как это традиционно считалось до сих пор.

Внутри вещи заложена основа такого динамизма - видение (осязание) // сознание (осознание). Именно во второй части оппозиции человек из пассивно воспринимающего превращается в активно прозревающего, сообщая тем свою энергию объекту ее возникновения - вещи.

Земная история многообразна во всех своих «вещевых» проявлениях, но духовная история имеет единый и неизменный смысл - высшей цели человеческого бытия. Этот смысл и составляет главную тайну всех человеческих порождений, он не подчиняется логике пространственно-временных и предметно-следственных связей.

Но если выстроить ряд вещей «по вертикали» (например, глиняные сосуды доисторических времен, средневековые котлы и современные кастрюли, воплощающие вечный смысл воды, огня и пищи), то они-то как раз и передают многообразие культурных смыслов. Постоянный возврат, повторение, циклизация вырабатывает извечный смысл основополагающих вещей, их панэквивалентность.


Рахманкулова Дания Равилевна



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Типологические составляющие духовной жизни дворянской усадьбы
Духовный идеал русской культуры
Искусство лакового промысла Федоскино в историко-культурологическом восприятии (вторая половина XVIII - XX вв.)
Социокультурное и общеисторическое значение религиозных преобразований средневековой Руси
Современный кризис нравственных ценностей в России
Вернуться к списку публикаций