2012-08-18 22:36:02
ГлавнаяКультурология — Понятие «нравственного идеала» в его историческом развитии



Понятие «нравственного идеала» в его историческом развитии


Кроме конфуцианства, в Китае существует огромное количество философских, религиозных и этических учений. В целом можно сказать, что главной особенностью этих философских учений является примат коллективного над индивидуальным и борьба с частным эгоизмом во имя общественного альтруизма, а также строгая иерархичность. Основополагающими категориями китайской этической системы являются такие категории как благопристойность, благодать, путь, гуманность, должная справедливость. Все эти категории отражают взаимосвязь общественного устройства и поведения человека: категория «благопристойность» является выражением единства этики и ритуала, категория «благодать» - соединением магической силы и морального императива, категория «путь» - соединение неба и человека в благом абсолюте, категория «гуманность» - соединение любви к людям и гармонии мира, категория «должная справедливость» - бескорыстная ответственность и соответствие смыслу.

В китайской философии большое внимание уделялось также вопросам определения природы человека. В наглядном виде весь комплекс рассмотренных проблемы человеческой природы можно представить следующим образом:

Конфуций

Гуньсунь Ни-цзы

Гао-цзы

Мэн-цзы

Сюнь-цзы

Ши Ши

Ян Сюну

ДунЧжуншу

ВанЧуну

СюньЮэ

Хань Юю

Чжу Си

ВанЯнмину

Ни добра и не зла

 

Добра

 

Зла

И добра и зла - смешанна

 

Потенциальна добра

У трёх категорий людей различна: добра, и добра и зла, зла

 

 

Добра как субстанция и добра и зла как модус

Абсолютно добра


Исходя из данной таблицы можно сделать вывод о том что в конфуцианстве превалировала идея изначальной доброты человеческой природы и именно она должна объяснить нам всё развитие китайской этической мысли.

В Древней Индии философская система не основывалась на требованиях жёсткой дисциплинарной подчинённости, поэтому этические взгляды достаточно сложно идентифицировать. Это связано с тем, что отсутствует терминологический аппарат, соответствующий этике как самостоятельному философскому разделу. Два наиболее подходящих термина - это дхарма (означает в самом общем виде «порядок», «норма», «закон» существования и развития мира и социума, а также совокупность обязанностей индивида) и шила. В настоящее время индологи предпочитают обобщать то, что они считают основаниями индийской «практической философии» (учения о целях человеческого существования и средствах их реализации) через ценности, систему ценностей, иерархию ценностей и прочие понятия аксиологического ряда. Традиционная индуистская система ценностей является ещё и схемой четырёх человеческих целей (purusartha), обозначаемых в качестве прибыли (артха), чувственных удовольствий (кама), религиозной заслуги (дхарма) и «освобождения» (мокша). То, что дхарма и мокша как высшие ценности составляют основания индийской религиозной философии, Хириянна считает само собой разумеющимся, но он не оставляет без внимания и две первые. «Эти две ценности - артхи и камы, - писал Хириянна, - ищут не только люди, но и одушевлённые существа. Различие состоит только в том, что если человек стремится к ним сознательно, то остальные существа инстинктивно. В этом различении мы и находим характеристическую черту пурушартх или «человеческих ценностей», то есть то, что они представляют цели, к которым человек сознательно стремится. Когда он к ним стремится по-другому, что иногда также бывает, они остаются ценностями, но перестают быть пурушатхами. Возможность стремиться к ним бессознательно обусловлена тем фактом, что человек сочетает в себе природу животного и самосознательного деятеля, иными словами тем, что он не только духовное, но и природное существо...». Здесь нами приведены базовые ценности индийской культуры. Основами же индийской этики являются блага и цели. Нам важно также сказать о том, что в индийской философии большое значение уделяется понятию «освобождение», причём оно трактуется как непосредственно этический акт, но этот акт является личным достижением адепта. Моральная практика в индуизме и буддизме является не интерсубъективной, а субъективной, она не содержит никаких оценок своих или чужых действий.

Таким образом, если мы будем рассматривать нравственный идеал в индийской культуре, нам необходимо рассматривать этику как единое целое с духовной практикой и она может рассматриваться только как и изнутри и извне. Этическая дидактика в индийских религиях и этическое теоретизирование как одна из областей индийского философского дискурса оцениваются как нельзя более различно. Более того, этика как специальная область философского дискурса в индийской философии всегда подвергалась отрицанию, она всегда выступала скорее как область религиозного. И религия в Индии тоже должна восприниматься не как христианство с его догматическими основаниями, а как религия этическая.

Рассмотрим теперь непосредственные составляющие нравственного идеала в индийской этической мысли.

Один из первых перечней добродетелей в брахманической традиции представлен уже в «Брихадараньяка-упанишаде» (ок. 8 - 7 вв. до н.э.), где царь всех созданий Пражапати завещает своим сыновьям - и богам, и людям, и демонам - три «заповеди»: подавление страстей, подаяние бедным и сострадание ко всем (V. 2). В «Законах Ману» (ок. 1-2 вв.) перечислены 10 компонентов дхармы: мужество, терпение, самоконтроль, честность, чистота, обуздание пяти чувств, благоразумие, стремление к познанию, правдивость и негневливость (VI. 92). В «Бхагаватгите» список расширен и выглядит следующим образом: бесстрашие, сдержанность, совершение жертвоприношений, изучение Вед, аскезу, честность, ненасилие, правдивость, безгневие, отвержение всего мирского, умиротворенность, отсутствие зависти, милосердие, отсутствие алчности, мягкость в обращении с другими людьми, скромность, «устойчивость», энергию, незлопамятность, мужество, чистоту, незлобливоеть и скромность (XVI. 1 - 3).

В буддизме нравственное поведение является одним из оснований «ортодоксального» буддизма - наряду с мудростью и медитацией. Согласно «Петакопадеса» нравственные предписания составляют один из четырех компонентов буддизма - наряду с медитацией, сосредоточенностью, мудростью и освобождением (IV. 17). Регулирование человеческих отношений осуществляется с помощью обетов. Именно так сложилась система восьми нравственных предписаний для мирян как система требований для тех, кто желал потрудиться сверх минимума и которая зависела от роста и убыли луны. В эту схему, кроме пяти обязательных, входили обеты воздержания от безвременного питания, от отсутствия на танцевальных, песенных, музыкальных, мимических представлениях и использования гирлянд косметики и украшений, от восседания на высоких сиденьях, то есть от тщеславия. Эти обеты могли дополняться, но оставались неизменными в части основных четырёх. В систему обетов включались также и произвольные обеты: «похвальные деяния» (пребывание только в обществе «достойных», благожелательная и учтивая речь, служение родителям развитие в себе воздержания), нравственность удовлетворённости (культивирование умеренности в желаниях, чувства удовлетворённости тем, что есть). Основными добродетелями, поддерживающими нравственные обеты, считались вера, внимание и твёрдость, необходимая по причине постоянного натиска аффектов и силы желаний.

В буддизме махаяны различают две основные разновидности нравственного обета: добродетель воздержания и положительная добродетель. Именно исходя из них диктуются основные правила поведения и определяется природа нравственного - это: стыд в отношениях с другими, чистота намерений и скромность по отношению к себе, исправление себя после нарушения правил, постоянное держание в уме закона, дхармы. Здесь же различаются и уровни нравственности:

- мораль всеобщая: соблюдение общепризнанных правил для мирян и монахов;

- накопление спасительной заслуги для себя - преданность учению, рефлексии, медитации и т.д., действия, направленные на обращение других - общение с ними в благополучии и бедах, наставление, утешение и т.д.;

- трудная мораль: оставление социального статуса (пусть и высшего) для принятия обетов бодхисаттвы, культивация высочайшего внимания;

- мораль совершенных: совершение добродетельных поступков, побуждение к ним других, восхваление добродетели, симпатия к сходно мыслящим, должное самовосстановление после поступков.

Перечисляются также 10 добродетелей, которые ведут к состоянию Будды:

- щедрость, нравственное поведение в целом, мироотвержение, мудрость, стойкость - мужество, терпение, правдивость, решительность, со-радование, равно-душие;

и другой вариант:

- щедрость, нравственное поведение как таковое, терпение, стойкость- мужество, медитативная практика, мудрость, искусность в средствах помощи другим живым существам, верность обету, могущество, знание. Эти перечни различны из-за того, что по разному достигается «освобождение». И более того, делающий карьеру бодхисттавы может нарушить любые нравственные предписания, если духовное умо-зрение подскажет ему, что так он надёжнее переправит других через океан сансары.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Особенности суфизма на Северном Кавказе
Русская народная нравственность и нравственный идеал
Свадебный ритуал и его символика
Становление свадебного обряда на Руси
Суфизм как составная часть арабо-мусульманской культуры
Вернуться к списку публикаций