2012-08-18 22:30:33
ГлавнаяКультурология — Нравственные ценности в структуре мировоззрения и культуры



Нравственные ценности в структуре мировоззрения и культуры


Каково же место культуры в осуществлении моральных действий? Мы уже говорили выше о том, что составляющими культуры являются знания, ценности и регулятивы. С точки зрения моральных знаний, их содержания и передачи, необходимо вспомнить о том, что одной из основных функций культуры является информативная. Именно она служит для передачи необходимых человечеству сведений. На примере нравственного идеала это можно объяснить следующим образом, можно выделить следующие компоненты, составляющие нравственного идеала, которые помогают нам в его рассмотрении:

содержание: общественно значимые нормы, признание тех или иных качеств личности образцами;

где содержатся: произведения литературы, религиозные памятники и так далее;

значение: определяют поведение человека, образ нравственной жизни, является способом социальной регуляции;

пример: примером может быть исторический деятель, общественно значимая личность, перечисление определённых качеств личности, заповеди Бога и так далее.

Именно эти составляющие были выделены мыслителями разных времён. Причём сразу можно продекларировать положение о том, что нормы, свойственные религиозному сознанию более устойчивы, чем государственные или общинные. Таки образом, средства культуры будут служить цели передачи нравственного опыта из поколения в поколение, между народами и социальными группами.

Моральное сознание представляет собой достаточно сложную организацию. Обычно моральное сознание связывают с нравственностью. Нравственность включает в себя весьма разнообразные явления:

1) действия, поступки индивидов и совокупное поведение («нравы») массовых групп, общностей, классов;

2) определённого рода общественные отношения между людьми и социальными группами;

3) феномены воли, побуждения, мотивы, устремления человека;

4) личностно-психологические свойства индивидов (их «моральный характер»);

5) оценочное и волютивное восприятие и отношение к действительности;

6) ценностные значения;

7) нравственные детерминанты;

8) моральное мышление;

9) моральный язык (термины, нравственные понятия: подвиг, стыд, добродетель, осуждение, искупление и так далее).

Последние пункты напрямую связаны с понятием нравственного идеала, являются его компонентами. Ещё раз их обозначим: ценностные значения, нравственные детерминанты, моральное сознание, моральный язык (причём не только в терминологии, но и средствами художественного языка).

Каждый из этих компонентов морали входит в систему морали и морального сознания, что может быть представлено в виде такой схемы:


Система морали и морального сознания

Рисунок 2. Система морали и морального сознания


Моральное сознание - это духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Как писал О.Г. Дробницкий, «...нравственность выделяется теоретиком из сложного переплетения общественных и жизненных явлений не просто как непосредственно данный или научно вычленяемый объект, а через призму исторического опыта многих поколений, как уже культурно осмысленный объект». Нравственный идеал является отражением жизненно-практического и исторического опыта людей в форме индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции социальной преемственности, регулирования и организации жизнедеятельности, обеспечивает оценку результатов поведения личности. Моральное сознание, как форма отражения нравственного идеала, функционирует на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика).

Эмоционально-чувственный уровень определяет отношение человека к другим людям, к самому себе, к обществу в целом. Рационально-теоретический уровень представляет собой систему этических знаний, понятий, принципов и суждений о нормах поведения, моральные кодексы, теоретическое обоснование нравственности. Оба эти уровня находятся в отношениях взаимодействия и взаимовлияния. Многие моральные установки, нормы и принципы проявляются также на чувственном или рациональном уровнях морального сознания и могут относиться как к мироощущению, так и к миропониманию.

Моральная практика - предметно-материальная деятельность людей, их реальное поведение. Практический аспект нравственного идеала представляет собой реализацию принципов существующей системы общей морали и определённый уровень личного морального сознания, которое формирует исходную модель поведения до того, как личность начинает действовать. Моральная практика человека складывается из единичных поступков, которые определяются как единицы поведения, именно они и определяют линию поведения.

Значениями нравственного идеала являются:

- предельные, наиболее существенные и общезначимые в моральном сознании как теоретическом обосновании нравственных норм, ценностей, идеалов, принципов;

- субъективные, отражающие уровень бытования морали, определяемой моральными побуждениями, чувствами, оценками, мотивами человека.

Категории нравственного идеала:

1) общие исходные принципы: благо, добро, добродетель, справедливость, выражаются в поступках (именно из них складывается моральное поведение);

2) всеобщие нравственные основания личности: долг, совесть, честь, достоинство и другие;

3) конечные формы отрицательных значений и принципов морали: зло, ложь, ненависть, зависть, предательство, подлость и другие.

Системообразующей категорией будут такие понятия как «добро» и «благо», с противопоставлением им «зла». Главную ценность в моральном сознании представляет собой человек. Но, с точки зрения существования моральных норм, такое положение утвердилось не сразу - изначально нормой считалось полезное обществу. Моральные требования образовывались сложными путями. Первоначально это было табуирование тех или иных действий исходя из полезности для племени и рода. Впоследствии эти требования усложнялись и на них влияли многие факторы - социальное положение, религия, развитие институтов государственной власти и права и многие другие. Позднее возникает вопрос о соответствии морального абсолюта и практического поведения. Абсолютные начала нравственности не могут быть исключены из практического поведения, хотя очень трудно объяснить с точки зрения здравого смысла альтруизм или жертвенность поведения. Это вопрос моральной мотивации, которая сопряжена с деятельностью человека. Всякая сознательная и свободная деятельность человека обладает свойством моральности, может оцениваться с точки зрения её нравственных качеств с помощью критерия добра и зла, должного и недолжного, то есть этических категорий.

В основе моральной деятельности лежит свободный поступок. Его признаками являются: знание объекта деятельности и объективных условий, определение соответствующего к нему отношения; определение целевой установки в отношениях с объектом; принятие решения о необходимости предпринимаемых действий; выбор средств достижения цели; учёт последствий своей деятельности и ответственности за неё; собственное поведение как процесс реализации целевого намерения.

Нравственность или безнравственность поступка определяется сочетанием объективных и субъективных факторов, то есть мотивации и результатов, обстоятельств. Хорошим поступком будет тот, что при высоком мотиве даёт хороший результат, а дурным - плохой мотив, повлекший за собой неприглядный результат. Цели выработки нравственных поступков служит нормативная регуляция.

Нормативные регулятивы, выражаемые в нравственном идеале, — это особые установления, способы управления социальным поведением. Они являются орудием социального контроля над массово-индивидуальным поведением, поскольку оно направляется множеством других факторов (естественных, экономических, психологических, частноситуационных), действие которых может в основном совпадать с объективными потребностями социальной жизни, но может и вступать с ними в противоречие. Как писал О.Г. Дробницкий, «нормотворчество как способ кристаллизации исторического опыта общества является одним из самых древних и поначалу наиболее простых орудий, посредством которых люди практически овладеваю и управляют механизмами социальной жизни, противополагая полиморфной стихии случайных факторов поведения упорядочивающие это законы. В механизме индивидуального поведения благодаря нормативам образуются две основные плоскости детерминации (с одной стороны, это - органические потребности и личные интересы, отложившийся в психических стереотипах житейско-практический опыт, система реакций на непосредственное окружение, действующее спонтанно и стихийно (хотя могущие быть осознанными). Для самого индивида эти детерминанты выступают как «внутренние влечения», а для философа - как «внутренняя природа» человека как такового, все равно, прирожденная или благоприобретённая. С другой стороны, это - волепринуждение, требование подчинения норме, воспринимаемые индивидом извне, даже если они становятся внутренним побуждением и склонностью».

Волепринуждение ограничивает, направляет, культивирует или подавляет органические потребности и личные интересы, но и они могут автоматизироваться в рефлекторных механизмах психики, становиться более или менее спонтанными, такими же естественными и внутренними, как и детерминанты первого порядка, например табуированные требования, которые действуют в психике человека как его естественная природа как безусловно действующий механизм нервно-физиологических реакций. Именно поэтому создаётся впечатление тождества волепринуждения и органических потребностей и личных интересов в философии Гольбаха, Юма, Коллинза. Если требования нормы входят в противоречие с личными устремлениями человека в определённой ситуации или просто внутренним влечением, то эта видимость исчезает. Именно здесь и встаёт вопрос о соотношении между психическим побуждением и долженствования в качестве детерминации действий человека, впервые проявившийся в виде критической антиномии в истории этики Нового времени. Моральный мотив, долженствование, ставшее предметом сознания, - явление иного порядка, чем механизм психики, но действовать он может как побудитель поступка только через психический механизм. Мы наблюдаем не конфликт мотива и психического побуждения, а лишь две разных плоскости детерминации при исполнении им нормативных требований. Нормативы не действуют в поведении людей непреложно, они альтернативны. Поэтому и существуют санкции в отношении отклонения от норматива. Но, тем не менее, человек может сам выбирать, исполнять ли ему норматив, именно в этом главное отличие норматива и психической реакции.

Элементами механизма нормативной регуляции будут:

1. Объект нормативной регуляции - индивидуально-массовое поведение, которое должно быть организовано определённым образом, а также социальные отношения. Поведение регулируется только в том случае, если это необходимо обществу и поддаётся типизации. Простейшей формой регуляции общественного поведения является обычай. Каков бы ни был объект нормативной регуляции, общественное поведение здесь выступает как то, что должно согласовываться с требованием, как содержание требования и как результат действия нормативных регуляторов.

2. Способ понуждения, принуждения индивидов к исполнению нормы (принуждение и угрозы, поощрения и осуждение, массовый пример, общественное мнение, воспитание привычек, навыков, представлений и убеждений, например). Внешнее воздействие приводит в итоге к тому, что индивид начинает управлять своими действиями, исходя из общей нормы, основываясь уже на личных переживаниях, побуждениях и принуждениях.

3. Сознание, проявляющееся в виде представлений о должном - мыслимых, произносимых вслух или записанных правил, предписаний и запретов, принципов, оценок и так далее. Существуя в специфических общественных формах сознания (предания, обычаи, кодексы), нормы преломляются особым образом в сознании индивида.

Эти три стороны нормативной регуляции и образуют в своём взаимодействии механизм её функционирования. Действия людей и общественное поведение являются одновременно исходной точкой и конечным результатом процесса регуляции. С одной стороны, существуют эталоны поведения, которые выражаются в устойчивых действиях, во всём совпадающих с общественными требованиями, с другой - массово-индивидуальное поведение выступает уже как результат действия нормативной регуляции, как упорядоченная деятельность. На уровне сознания закрепляется и обуславливается следование норме, что объединяет оба уровня - эталонный и реального поведения.

Конфликт, возникающий при рассмотрении уровня фактических действий и морального сознания, может быть решён при выделении такого понятия как «моральное отношение». Это понятие позволяет решить ряд теоретических проблем, связанных с осмыслением механизма функционирования нравственного требования, регуляции и практическими проявлениями нравственного идеала, их определением:

1. Явления морального характера обладают обязующей силой, так как они выражают структуру моральных отношений.

2. Категории моральных отношений позволяют выделить особую форму общественной детерминации, характерную для морали, не сводимую к «активности сознания», где сознание выступает как форма выражения моральных отношений, их идеальное отражение, а не самостоятельная действующая сила.

3. Понятие «нравственный идеал» создаёт возможность детерминированности морального сознания, не заключая его в логический круг, выделяя некое опосредующее звено - систему моральных отношений, призванных регулировать «моральную практику».

4. Возможность выделить из синкретности социальной жизни собственно моральные действия, явления, события, состояния не только на теоретическом, но и на практическом уровне.

5. В системе моральных отношений явления обретают ценностные значения и специфические нравственные характеристики, которые являются объектом отражения (осмысления и оценки) морального сознания.

6. Понятие «моральных отношений» позволяет говорить о том, что нравственное сознание не просто проецирует на социальную действительность свои особые представления или субъективные отношения, а содержат определённые знания, выраженные в оценочно-долженствовательных представлений.

7. Нравственные представления, если они носят массовый характер и выражают социальные потребности, представляют собой нравственную необходимость, имеющую объективный характер.

Формами нормативной регуляции являются собственно нравственность, право, организационная норма, обычай. Именно они закрепляются как в массовой и индивидуальной психике, привычках и сознании людей, так и в их взаимных отношениях, способах общения и взаимодействиях.

Также важно отметить значение рассмотрения таких понятий как моральное долженствование и моральные ценности. Ценности — это то, что действительно важно для человека, обобщённые, устойчивые представления о чём-то предпочитаемом как о благе, то есть о том, что отвечает каким-то целям, устремлениям, потребностям, интересам человека.

В настоящей работе мы будем говорить о традиционных обычаях русского народа как формах морального поведения, принятого в русском обществе, а также о моральных требованиях, закреплённых в религиозном сознании, обусловленном православием. Это связано в первую очередь с тем, что в российской этической мысли преобладает построение собственных этических концепций (у Н.О. Лосского, например), рассмотрение общих вопросов морали, критике этических концепций, но традиционная система морали, бытующая в русском обществе, практически не рассматривалась. А, межу тем, именно она способна проиллюстрировать все структуры нравственности в отношениях взаимодействия и взаимовлияния, продемонстрирует важность существования языка морали для общества в целом и отдельного индивида, неразрывность морального сознания с моральной практикой в русском обществе, первостепенность именно моральных средств регуляции социального поведения.


Чепурнова Наталья Александровна



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Бытование вещей в хозяйственной культуре человека
Дворянская усадьба как явление культурно-исторического ландшафта
Человек и вещь в аспекте межтекстовых связей
Понимание Добра и Зла в русской культуре
Межличностный конфликт как столкновение культурных стереотипов
Вернуться к списку публикаций