2012-08-18 22:30:33
ГлавнаяКультурология — Нравственные ценности в структуре мировоззрения и культуры



Нравственные ценности в структуре мировоззрения и культуры


Для того чтобы понять, какое место занимает мораль в системе культуры необходимо обратиться, в первую очередь, к мировоззрению. Только поняв, каковы его структуры и типы можно с уверенностью говорить о взаимосвязи культуры и морали.

Мировоззрение - это система принципов взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса или общества в целом (классическое определение, дающееся в Философском словаре). Мировоззрение состоит из многих факторов, а научные знания, включаясь в систему мировоззрения, служат целям ориентации человека или группы в окружающей социальной и природной реальности, а нравственные принципы и нормы служат регулятивной силой во взаимоотношениях и поведении людей и вместе с эстетическими взглядами определяют отношение к окружающему миру, формам деятельности и целям и результатам.

Более упрощённо можно определить мировоззрение как целостный взгляд на мир и место человека в нем. Выделяют несколько типов мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское - выделяемые традиционно, а также народный опыт, научное и эстетическое (искусство). Причём, здесь можно говорить об отождествлении двух понятий - мировоззрение и мироосвоение, то есть способа, благодаря которому познаётся мир. Согласно мнению Л.А. Зеленова, человек вступает в роли преобразователя мира, но и мир отражается в человеке. Уровни теории и деятельности и, соответственно, методологии и праксиологии, относятся к структурам мировоззрения, а оценка и познание (аксиология и гносеология), скорее, к мироосвоению.

Здесь философия играет решающую роль, так как философия не только познаёт, но и оценивает познаваемый мир, создаёт шкалу ценностей, также философия вырабатывает методы познания, реализуемые на практике, приводящие к изменению действительности. Можно выделить следующие типы мировоззрения:

- народный опыт, или бытовое (традиции);

- мифология (символы);

- научное (создаёт законы);

- философское (создаёт концепции);

- религиозное (догмы);

- искусство, или эстетическое (образы).

Важно также отметить взгляд Джахая Л.Г. при рассмотрении структур мировоззрения:


Мировоззрение по Л.Г. Джахаю

Рисунок 1. Мировоззрение по Л.Г. Джахаю


Исходя из данной схемы, мы можем связать с преимущественной структурой мировоззрения не только определённые ориентации человека, возможный девиз всей его деятельности и подход к ней, но и тип философствования. При рассмотрении моральных ценностей и нравственного идеала каждая из этих структур играет определённую роль, о чём будет сказано ниже.

Мировоззрение - исходный пункт и активный духовный фактор освоения и изменения человеком окружающего мира. Мировоззрение существует на двух уровнях:

1. чувственном - как стихийное восприятие окружающей действительности (мироощущение);

2. рациональном - как логическое обоснование процессов и явлений (миропонимание).

Именно они определяют ценностные ориентации бытия, социальные устремления, интересы не только человека, но и этноса в целом, идеалы, стратегию развития, самоопределение его в ряду других этносов.

Мировоззрение на рациональном уровне является самым глубоким пониманием мира. Оно основывается на теоретическом обосновании объективных процессов, но может осуществляться только на основе чувственного восприятия (своего собственного или другого человека или группы людей), поэтому мировоззренческое понимание мира необходимо рассматривать в единстве и взаимодействии чувственного и рационального уровней.

Если обращаться к типологии мировоззрения, то важно выделить философский и религиозный типы мировоззрения, так как именно они являются для нас основными при рассмотрении вопросов нравственности. И если философия будет основываться на законах, категориях и понятиях при познании окружающего мира, создавать концепции этого познания, то религиозное мировоззрение основывается в первую очередь на догмах, то есть абсолютизированном знании, данном сверхъестественным началом. Но важно оговориться, что в мировоззрении одного человека будут присутствовать все типы мировоззрения, также как и структуры мировоззрения. Только по ведущему типу и превалирующей структуре мы можем судить о том, каково мировоззрение конкретного человека. Мировоззрение может играть определённую роль и при рассмотрении аспектов, касающихся национального самосознания. То, что заложено в народном мировосприятии и мироосвоении, может служить основой развития религии и науки, искусства и философии.

Нам важно рассмотреть ещё одну структуру - культуру. Если традиционно существует деление культуры на материальную (мир вещей) и духовную (мир идей, смыслов, языка), то для рассмотрения вопросов морали для нас в первую очередь интересует духовный её аспект. В состав культуры входят: совокупность духовных и материальных ценностей, исторически сложившиеся технологии их создания, развитие способности населения воспринимать, оценивать, использовать созданные ценности. Можно ввести следующее определение культуры: это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых знаковых средств. Исходя из темы, мы можем также сослаться на следующее определение культуры, трактующее её как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми, или на определение культуры, утверждающее, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.

В современной культурологии существует два основных подхода:

- адаптационный, который рассматривает культуру как специфически человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Здесь также развивается функциональная концепция культуры, рассматривающая её как систему способов удовлетворения потребностей;

- идеационый, понимающий культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Эти позиции в течение последнего времени постепенно сближаются в рамках информационно-семиотической концепции культуры. Исходным пунктом его является адаптационистский тезис о том, что в культуре воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. Отличительными чертами деятельности являются: сознательная постановка целей, выбор и создание человеком средств деятельности. Но человек живет не только в мире действий, но и в мире смыслов. Видами смыслов являются знания, ценности и регулятивы.

Знание:

- несёт информацию об объекте и его свойствах;

- сообщает о предпосылках явления;

- может быть истинным или ложным;

- может включать в себя непроверяемые и необоснованные суждения.

Ценности:

- характеристика отношения объекта к человеку;

- материальны или духовны;

- могут вырабатывать идеалы.

Регулятивы: нормы поведения и деятельности.

Таково представление о культуре в рамках информационно-семиотической концепции культуры. И если основными понятиями культуры в рамках информационно-семиотической концепции являются знания, ценности и регулятивы, то нам важно понять, как это соотносится с другими мировоззренческими структурами. Для этого необходимо рассмотреть их с точки зрения осуществляемыми ими функций:


Философия

Мировоззренческая

Методологическая

Гносеологическая

Социальная


Критическая

Аксиологическая

Воспитательно-гуманистическая

Прогностическая

Религия

Мировоззренческая


Социальная

Коммуникативная

Адаптивная


Культурологическая

Аксиологическая

Нравственно-воспитательная

Культура

Мировоззренческая


Информативная

Социальная

Коммуникативная

Адаптивная

Интегративная


Воспитательная


Мы выстроили их в такой последовательности так как нам важно выявить сходные функции этих структур. Таким образом, мы можем утверждать, что сходства функций данных структур велики в силу того, что они ориентированы в первую очередь на сознание человека и взаимоотношения его с другими людьми: все они осуществляют социальную и воспитательную функции, религия и культура - коммуникативную и адаптивную, философия и религия - аксиологическую. И главное их сходство в том, что все они осуществляют мировоззренческую функцию.

Выше мы уже говорили о том, что в культуре присутствуют регулятивы. Понятие «регулятив» напрямую связано с моралью и моральным сознанием. Теоретический уровень развития морали реализовывается через развитие этики как самостоятельной философской дисциплины, обыденный - через конкретные нормы и их воплощение в жизни человека. Этика является философской дисциплиной и в большей степени относится к области антропологии. Однако моральные нормы являются также достижением религии. Именно религиозные системы создали первые системы моральных заповедей, такие как Декалог Моисея, восьмеричный путь Будды, которые используются человечество до сих пор. Важно понять и соотношение науки (мы будем рассматривать философию далее как науку, а не тип мировоззрения) и религии.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Стиль музыки и стиль культуры
Нравственные ценности в структуре мировоззрения и культуры
Понимание Добра и Зла в русской культуре
Становление и этапы русского религиозного Возрождения
Эволюция массового сознания в русской культуре 17-19 веков
Вернуться к списку публикаций