2012-08-18 14:17:58
ГлавнаяКультурология — Современный кризис нравственных ценностей в России



Современный кризис нравственных ценностей в России


Интересно рассмотреть сравнение ценностных установок верующих и не- верущих людей, которое проводилось в 2000 году в Нижегородской области доктором социологических наук Широкаловой Г.С.. Верующими себя назвали 51,2%, неверующими - 27,2%, затруднились с ответом - 21,4%. Таким образом, имевшаяся при социализме тенденция постепенного снижения доли верующих в Горьковской области сменилась на прямо противоположную: в 1972 г. - 27,2%, в 1982 г. - 21,0%. В России уровень религиозности, по данным ВЦИОМ, составил в 1996 г. 60,8%, ИСПИ в 1995 г. - 67%, РНИСиНП - 73,5%.

Данное исследование представлено нами в настоящей работе в виде таблиц, касающихся наиболее важных с нашей точки зрения вопросов.


Таблица 4.

Нравственные нормы (отношение, в %)

Нравственные нормы (в форме пословиц)

Соблюдающие обряды

Неверующие

Отрицательно

Положительно

Отрицательно

Положительно

Бог терпел и нам велел

28,4

56,8

46,8

35,9

Возлюби ближнего как самого себя

6,5

78,4

18,7

53,8

Если ударили по одной щеке, подставь другую

65,8

21,1

76,5

4,0

Лучше быть бедняком, чем с грехом

13,7

60,8

22, 1

49,8

Око за око, зуб за зуб

55,8

21,6

38,9

34,4

После Бога, деньги - первые

49,1

32

44,9

32,8

Без рубля - без ума

42,6

33,3

39,9

34,4


Таблица 5.

Ценностные предпочтения в зависимости от религиозности

(в %, 1 - соблюдающие обряды, 2 - неверующие)


1

2


1

2

Власть

2,5

8

Профессионализм

26,5

34,7

Внешний вид

16,7

20,6

Спокойная жизнь

55,9

39,3

Здоровье

81,4

75,3

Полезность людям

31,4

22,6

Эрудиция

21,6

27,5

Хорошее образование

19,1

21,5

Родина

38,2

34,1

Вера, религия

38,2

4,8

Комфорт

16,2

17,8

Богатство

4,4

7,8

Собственность

8,3

15,2

Интеллигентность

12,3

14,8

Сила

7,4

12,6

Справедливость

49,5

45,8

Творчество

10,3

13,2

Чистая совесть

39,2

32,8

Любовь

45,1

41,9

Честность, порядочность

44,1

38

Социальный статус

6,4

6,7

Семья

70,6

60,3

Интересная работа

44,1

47,5

Милосердие

22,5

10,4

Интеллект

25,5

29,9

Друзья

18,6

29,7

Уважение

49

45,3

Связи (полезные люди)

5,4

6,7

Независимость

30,9

36,4

Материальное благополучие

30,4

43,2


Картина достаточно показательна и также демонстрирует превалирование в современном обществе индивидуалистичных ценностей. Люди, не соблюдающие обряды, большее значение уделяют своему внешнему виду, профессионализму, эрудиции, собственности, богатству, материальному, благополучию, независимости, что очень сходно с картиной оценки ценностей в западном обществе.

При рассмотрении ценностных предпочтений также следует обратиться к работам Воронина Г.Л., проводившего с 1991 года исследования, направленные на выявление и анализ духовной детерминанты социального взаимодействия (наиболее показательными сам исследователь считает свои работы «Социальная стратификация населения Нижнего Новгорода» (1993) и «Нижегородцы на пороге тысячелетий» (1999)).


Таблица 6.

Ангажированность сознания нижегородцев в афоризмах, максимах, пословицах (7, 8, 9 баллов по девятибалльной шкале - % согласных от числа опрошенных, где N - общее число опрошенных)


Пословицы, высказывания

N=1311 Н. Новгород (1993 год)

N=576 Н. Новгород (1999 год)

N = 929 Область (1999 год)

N=1505 Всего (1999 год)

Бог терпел, да и нам велел

43,2

26,4

38,8

33,9

Варварство истребляется варварскими же методами

25,7

18,4

21,7

20,4

Возлюби ближнего твоего, как самого себя

60,5

39,9

56,4

49,8

Всяк человек живет для себя, а для других - как получится

43,7

40,6

45,5

43,5

Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и левую

9,6

7,1

11,3

9,6

Лучше жить бедняком, чем жить со грехом

52,7

45,8

48,9

47,7

Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего

49,2

36,3

41,3

39,3

Не обманешь - не проживешь

22,0

24,5

20,2

21,9

Не пойман - не вор

50,8

40,5

38,6

39,3

Незаменимых людей нет

56,4

55,7

59,5

58,0

Око за око, зуб за зуб

26,2

23,4

21,0

22,0

От трудов праведных не наживешь палат каменных

59,2

40,8

43,6

42,5

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам

49,8

36,5

45,5

41,9

С волками жить — по-волчьи выть

47,1

40,8

43,6

42,5

Терпение - лучшее спасение

45,9

30,0

37,0

34,2

Худо тому, кто добра не делает никому

68,0

63,7

74,6

70,3

Человек человеку - друг, товарищ и брат

47,4

42,9

52,6

48,7


В анкетах, выдаваемых респондентам в рамках проводимых Г.Л. Ворониным исследований, был сформулирован вопрос: «Человечеством выработано много заповедей, правил, касающихся поведения человека. Какие из приведенных суждений Вы принимаете как руководство в взаимоотношениях с другими людьми?». Ответы на него дали возможность проследить: Куда же в рамках континуума «доброжелательность - недоброжелательность» двигались в последние годы нижегородцы. Анализ одномерных распределений показал, в частности, отчетливые изменения мировоззренческих установок респондентов. На 13 пунктов, например, за шесть прошедших лет, по данным Г.Л. Воронина, сократилось количество людей, отдающих предпочтение ветхозаветной заповеди «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего», по Нижнему Новгороду оно составило 39,3% в 1999 г. против 49,2% в 1993 г. Незначительное сокращение произошло среди респондентов, готовых действовать по максиме «Око за око, зуб за зуб». Если в 1993 г. к такому взаимодействию были готовы 26,2%, то в 1999 г. - 23,4%. Также автором исследования отмечается снижение конфронтационных настроений, стремление к приоритету добра во взаимоотношениях, отход от сотрудничества к соперничеству, возвращение к положительному восприятию таких пословиц как «От трудов праведных не наживёшь палат каменных», «Терпение - лучшее спасение», «Бог терпел и нам велел» - это говорит об осознании важности достижения скорее не личного блага, а уважения другими членами общества, о приоритете честности в деловых отношениях говорит более внимательное отношение к поговорке «Не пойман - не вор». В целом же анализ позволил Г.Л. Воронину констатировать снижение в обществе социальной терпимости; уменьшение любви к ближнему; рост числа респондентов, согласных на «неправедность».

На основании анкетного опроса Г.Л. Воронин выясняется и отношение нижегородцев к двум моделям поведения: ветхозаветной - «Око за око, зуб за зуб» и евангельской - «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и левую», то есть не отвечай злом на зло. В 1993 г. 26,2% нижегородцев одобряли ветхозаветную заповедь и только 8,1% были согласны с новозаветной евангельской заповедью. Наиболее сильно ветхозаветной максимой в 1993 г. были ангажированы такие социальные группы, как предприниматели, богатые, лица в возрасте до 20 лет. Опрос 1999 г. внес некоторые коррективы: этой заповеди в отношениях с людьми готовы следовать богатые, предприниматели, молодежь, мужчины и рабочие. Заповеди Моисея не разделяли и не разделяют, прежде всего, лица с высшим образованием, дипломированные специалисты, женщины и люди в возрасте старше 50 лет. Евангельская же заповедь «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и левую» ближе и понятнее верующим, людям старше 50 лет. Значительное снижение доли лиц, признающих эту заповедь в отношениях с другими людьми, произошло и социально-профессиональной группе рабочих: с 12,4% в 1993 г. до 5,1% в 1999 г.

«Бедность - порок», «богатство - достоинство» - эти постулаты сформулированы нашим обществом совсем недавно. Каково их влияние на духовную организацию личности? Сегодня 24,5% жителей Нижнего Новгорода считают, что «Не обманешь - не проживешь», и, тем не менее, 45,8% нижегородцев уверены, что «Лучше жить бедняком, чем жить со грехом». Установка на обман, хитрость как средство жизнеустройства чаще присуща предпринимателям, богатым, мужчинам и молодежи до 30 лет. Эти группы безоговорочно приняли постулат о богатстве как главном достоинстве человека. И ради обретения внешнего благополучия они готовы принести в жертву гуманные человеческие качества. Среди тех, кто считает, что «Лучше жить бедняком, чем жить со грехом», главным образом, люди в возрасте старше 50 лет, женщины и рабочие. Достаточно часто с тезисом соглашаются дипломированные специалисты и люди, имеющие низкие доходы.

В обществе, живущем в ситуации раздоров, мести и войн, потребительского отношения к природе и людям, встает проблема отношения к врагу и наказания зла. Вековой опыт человечества знает два варианта решения этой проблемы: «Любите врагов ваших», так и не реализовавшийся в истории в виде социальной практики, и «Варварство истребляется варварскими методами». Каждый четвертый нижегородец в 1993 г. и каждый пятый в 1999 г. исповедовали последний принцип. Доля людей, разделяющих идею истребления варварства варварскими методами, в рассматриваемых общностях составляла приблизительно от 15% до 26% в 1999 г. и от 20% до 40% в 1993 г. Причем, первые позиции здесь также принадлежат мужчинам (26,5%) и людям в возрасте до 25 лет (приблизительно 25%). На первый взгляд, достаточно неожиданными являются подвижки мнения в группе предпринимателей. Если в 1993 г. согласных с данной максимой в этой группе было 40%, то в 1999 г. - 17,1%. Можно предположить, что максиму «Варварство истребляется варварскими методами» предприниматели примеряют, прежде всего, на себя. А ветхозаветную заповедь «Око за око, зуб за зуб» они берут в качестве нормы поведения но отношению к другим людям (40%).

Максиму «Человек человеку - друг, товарищ и брат» признают 48,7% респондентов. Противостоящими социальными группами здесь являются, с одной стороны, лица старшего поколения, верующие, женщины (они принимают и разделяют этот принцип взаимоотношений между людьми), с другой - это группы предпринимателей, безработных, лиц среднего возраста. Они отвергают этот тип социального взаимодействия. Поэтому встает вопрос, с какими социальными группами целесообразно связывать надежды на конструктивное решение современных проблем российского общества и, тем более, его будущего.

О возрастающей роли религиозных объединений в жизни общества говорит и тот факт, что Русская Православная церковь распространила в печати «Основы социальной концепции РПЦ», в которой объясняет свою позицию по многим вопросам современной жизни. «Областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются: содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами; забота о сохранении нравственности в обществе; духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание; дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ; охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры; диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества; попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание; труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы; наука, включая гуманитарные исследования; здравоохранение; культура и творческая деятельность; работа церковных и светских средств массовой информации; деятельность по сохранению окружающей среды; экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества; поддержка института семьи, материнства и детства; противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества».

Однако заметим, что идеи материальной обеспеченности Церкви и в обществе далеко не всегда рассматривалась в русской философской мысли как благо. Для этого достаточно вспомнить спор между иосифлянами и нестяжателями, а Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн писал, что благословляется лишь тот труд, который направлен на удовлетворение естественных потребностей человеческой природы и является, в первую очередь, душеполезным. Этому противостоит идея не только полезного, но и доходного труда в протестантизме.

Таким образом, мы можем говорить и о том, что христианство, ориентированное на Новый Завет может стать той силой, которая даст современному обществу нравственные ценности, не вступающие в противоречие с идеями достижения личного блага. Вот здесь обратимся к произведениям М. Вебера. В своей книге «Аскеза и капиталистический дух» он пишет: «Морального осуждения достойны успокоенность и довольство достигнутым, наслаждение богатством и вытекающие из этого последствия - бездействие и плотские утехи - и прежде всего ослабление стремления к «святой жизни»».


Чепурнова Наталья Александровна



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Особенности городской свадьбы конца XIX - начала XX вв.
Свадебный обряд в советское время: традиции и инновации
Культурный стереотип как способ освоения действительности
Вещь как универсальная категория
Суфизм и ваххабизм: социокультурная несовместимость
Вернуться к списку публикаций