2012-08-18 14:17:58
ГлавнаяКультурология — Современный кризис нравственных ценностей в России



Современный кризис нравственных ценностей в России


В настоящее время одной из самых обсуждаемых тем является проблема духовного кризиса, причём это характерно не только для русской философии, но и для мировой, где говорится о кризисе современной системы ценностей общества потребления, чему посвящаются не только философские эссе, но и литературные произведения, киноленты культовых режиссеров, которые выступают в век визуализации информации проводниками идей этики и эстетики средствами художественного образа.

Однако тема кризиса духовных ценностей далеко не нова, особенно для России, где современность рассматривается через призму прошлого, в частности начало 20 века - века революционных потрясений, поиска пути дальнейшего развития страны. Особое место здесь будут занимать работы B.C. Соловьёва, основателя учения о «божественной Софии». Он считал, что объединение России и Запада возможно только при условии выработки неких общечеловеческих начал, но не из области технологической, а духовной. И соглашение между Западом и Россией может быть достигнуто только на почве личного начала, выраженного в понятиях о человеческом достоинстве, свободы совести, правах личности, без которых, по Соловьёву, «невозможно христианское царство». А Н.А. Бердяев говорил что: «...решение социальных вопросов, преодолевающее социальную неправду и бедность, предполагает духовное перерождение человечества. Целое столетие русская интеллигенция жила отрицанием и подрывала основы существования России. Теперь должна она обратиться к положительным началам, абсолютным святыням, чтобы возродить Россию. Но это предполагает перевоспитание русского характера. Мы должны будем усвоить некоторые западные добродетели, оставаясь русскими». То есть духовное реформирование является непременным условием принятия любых реформ, политических или социальных, так как только тогда они будут поняты и приняты обществом.

Его слова абсолютно справедливы. Как уже говорилось выше, духовное реформирование является непременным условием принятия реформ политических и социальных, так как только тогда они будут поняты и приняты большинством. Непринятие же тех или иных реформ на ментальном уровне может привести к их провалу, как собственно и случилось с попыткой осуществления «шоковой терапии» в экономике России в начале 1990-х годов, или, в более ранний период времени со Столыпинской аграрной реформой (однако в странах, находившихся ранее в иной социо-культурной системе такие реформы оказались принятыми с большим пониманием: примером могут послужить страны бывшего социалистического лагеря как Польша, Болгария, Венгрия....).

Попытка дать духовные основания современным реформам в России может быть проиллюстрирована на примере «Основ социальной концепции Русской Православной церкви», где наряду с принципом разделения церкви и государства, определяются способы, сферы и средства их взаимодействия, принципы действия экономической сферы жизни общества, объясняется позиция русской Православной церкви по таким проблемам как эвтаназия, генная инженерия и клонирование, актуальным вопросам семейных отношений и системы образования.

Рассмотрим современную нам ситуацию с точки зрения бытования духовных ценностей. Мир в начале XXI века вступает в новые отношения между странами и народами, которые диктуют процессы глобализации. Глобализация создаёт условия для унификации, в первую очередь, экономической жизни (создание единого рынка - регулируемого деятельностью Всемирной торговой организации; сходные процессы в развитии производства - развитие транснациональных корпораций и банков, доступ к научным открытиям и патентам практически любой страны), которая в свою очередь приводит к либерализации общественных отношений и политического режима. Процессы глобализации затрагивают и духовную сферу, так как создаются условия для распада традиционного уклада общественной жизни и культуры, стирания граней между национальными культурами. Это демонстрирует и распространение в настоящее время теории кросс-культурных исследований, инициатором которых стал профессор Иерусалимского университета С. Шварц. Однако в Российской Федерации, к сожалению, применение опросника С. Шварца не получило должного распространения при исследовании ценностных ориентаций представителей различных слоев и групп общества. Но попытки представить систему ценностных ориентаций предпринимались как в отечественной, так и зарубежной философской науке. Следует также отметить, что интерес к исследованию ценностей проявляется в большей степени представителями социологической и психологической науки, нежели философской. Здесь мы должны также обратиться к работам таких исследователей как Т. Парсонс, К. Клакхон, а также многих других, и на полемику, ведущуюся по вопросам методов кросс- культурных исследований применительно к изучению российского общества.

Из таблицы, составленной на основании данных американского культуролога Джона Таунсенда, можно сделать вывод об основных установках мировых культур, которые могут привести к конфликтам в духовной сфере и которые могут затруднить процессы культурной интеграции.


Таблица. 1.


Установки, характерные для американской культуры

Противоположные установки в других культурах

Природа мира - механическая, рациональная, логическая

Природа мира - духовная, иррациональная, загадочная

Акцент на материальных ценностях

Акцент на духовных ценностях

Акцент на действиях, изменениях, прогрессе

Акцент на существовании, сохранении существующего порядка

Жизнь - проблема, которую нужно решать

Жизнь - тайна, в которой приходится жить

Люди должны управлять природой

Люди должны жить в гармонии с природой

Время - деньги, его нельзя растрачивать на пустяки

Время - разнообразие переживаемых нами событий, оно должно приносить радость

Ориентация на будущее

Ориентация на прошлое и настоящее

Краткосрочные планы

Долгосрочные планы

Обычно в центре внимания - задание

Обычно в центре внимания - люди

Акцент на автономии личности

Акцент на принадлежности личности к той или иной социальной группе

Стремление к самостоятельному принятию решений

Стремление к коллективному принятию решений

Ориентация на немедленное вознаграждение

Ориентация на замедленное вознаграждение

Основа общественного контроля - законность, убеждение, чувство вины

Основа общественного контроля - основа общественного контроля - моральные нормы, авторитет старших, чувство стыда

Обычно выше ценятся качества, присущие молодым

Обычно выше ценятся возраст, опыт, мудрость

Акцент на равенстве в межличностных отношениях

Акцент на неравенстве в межличностных отношениях

Ориентация на неформальные отношения

Ориентация на формальные отношения

Непосредственность, откровенность

Сдержанность, избегание откровенности

Дружеские отношения складываются быстро и имеют поверхностный характер

Дружеские отношения складываются медленно и отличаются глубиной

Тенденции отделить решение вопросов личной жизни от социальных, служебных дел

Тенденции увязывать решение вопросов личной жизни с социальными, служебными делами


Таблица 2.


Установки в русской культуре

Противоположные установки

Коллективизм

Индивидуализм

Бескорыстие, духовность, непрактичность

Утилитаризм, расчёт, практическая активность

Экстремизм, гиперболизм

Умеренность, «теория малых дел»

Фетишизация государственной власти, убеждение в зависимости всей жизни граждан от неё

Ограничение прав государства, независимость частной жизни от властей

Русский патриотизм

Космополитизм


При сопоставлении данных систем мы видим, что русская культура изначально характеризуется ориентацией на установки, которые принято называть «вечными ценности». Однако не стоит забывать о том, что развитие русской культуры прошло через очень сложные исторические этапы, каждый из которых внёс свои изменения в ценностные ориентиры людей. В настоящее время в России мы наблюдаем ситуацию, когда традиционные установки русской культуры, такие как коллективизм, бескорыстие, духовность, непрактичность, экстремизм, гиперболизм, фетишизация государственной власти, патриотизм, несколько видоизменяются под воздействием новых экономических и социальных условий. В ходе исследований, проведённых Институтом этнологии и антропологии РАН в 1998-2000 годах, было выявлено, что «в иерархии ценностей-целей доминируют: здоровье, семья, материальная обеспеченность, любовь, свобода, уверенность в себе, друзья, ценностей-средств: твёрдая воля, честность, независимость, предприимчивость, самоконтроль, образованность», здесь же отмечается, что наряду с сохранением базовых ценностей русской культуры идёт движение в сторону усиления значимости индивидуалистичных ценностных ориентиров. В подобной обстановке вполне очевидно, что в обществе наблюдается кризис сознания, отягощаемый имущественной, политической и, в какой то мере, духовной поляризацией общества. Это подтверждается и опросом, проводимом в ходе лекционных занятий по теме исследования среди студентов НГАСУ в 2003 году. Ими были названы цели-средства и цели-ценности (в таблице указываются наиболее интересные и типичнее ответы). На основании этих данных мы также можем утверждать, что в сознании молодых людей присутствует определённая тенденция к приоритету индивидуалистичных ценностей, но присутствую в области целей-ценностей такие понятия как благо Родины, воплощение социально-значимого проекта, что перекликается с данными, приводимыми Н.М. Лебедевой в своей статье.

Таблица 3

 

Цели - средства

Образование

Самоконтроль

Интеллект

Доброта

Информация

Материальное благополучие

Поддержка друзей

Семья

Самообразование, саморазвитие

Самостоятельность в принятии решений

Труд

Выработка волевых и творческих качеств

Терпение

Упорство, настойчивость

Цели - ценности

Хорошая работа

Дом

Семья

Самоопределяемая нравственность

Самовоспитание человека

Помощь миру

Стать лучше

Социальный престиж

Успех

Духовное благополучие

Материальное благополучие

Воплощение социальнозначимого проекта

Счастливый человек

Карьера

Личное обаяние

Честность

Знания

Думать о себе и окружающих

Удовольствие в процессе достижения цели

Энергичность

Сопереживание

Трезвая оценка своих сил и обстановки

Коммуникабельность

Дисциплинированность

Гармония внешнего и внутреннего мира

Реализация возможностей человека

Достойный гражданин

Собственное благо

Благо Родины

Автономия внутреннего мира личности


И всё же, молодые, и не только, люди сейчас находятся в поиске духовных оснований своего существования. Вот здесь мы и приходим к пониманию того, почему в современном российском обществе отмечается рост числа верующих различных религиозных конфессий. Ещё в 1995 году в ходе опроса 85 экспертов в области взаимодействия общества и религии было спрогнозировано возрастание роли религии в духовной жизни страны и в формировании гражданского согласия. В частности, отмечается рост традиционных для России конфессиональных групп, таких как православные христиане и мусульмане (в Поволжском регионе), и появление новых, относящихся к протестантскому толку, христианских объединений. Кроме этого постоянно проводятся конференции, где также обсуждается роль христианства в современном мире.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Музыка в структуре мира
Дворянская усадьба как явление культурно-исторического ландшафта
Особенности православия и русского нравственного идеала
Духовная культура Древней Руси
Нравственные ценности в структуре мировоззрения и культуры
Вернуться к списку публикаций