2012-08-15 18:22:39
ГлавнаяКультурология — Становление свадебного обряда на Руси



Становление свадебного обряда на Руси


Термином «свадебный, брачный обряд» именуется как весь брачно-свадебный комплекс, так и каждое обрядовое действие свадебного цикла, а также обряд, санкционирующий брак согласно действующей религии.

О брачном обряде у восточных славян известно мало. Историческая наука установила, что в период разложения первобытно-общинного строя у славян существовала патриархальная семья. Этой семье свойственна полигамия, и если большинство людей жило в единобрачии, то это объяснялось наличием имущественной и развивающейся социальной дифференциации. Патриархальная семья была переходной и моногамной.

По словам летописца Нестора, в язычестве вместо браков у радимичей, вятичей, северян были игры межи селы (т.е. не между селений, а между полей), где среди игр, песен и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили их к себе как жен, возможно и по предварительному сговору. Само выражение «играть свадьбу» напоминает о древних играх, во время которых происходило приобретение невест.

Языческие свадьбы сопровождались веселыми и шумными празднествами, непременными участниками которых были скоморохи, плясицы, дудочники и рожечники. Вся эта разудалая толпа сопровождала свадебные поезда и после принятия христианства, что вызывало крайнее неудовольствие духовенства. По настоянию Церкви в постановление Стоглавого Собора 1551 г. было включено правило: «К венчанию ко святым церквам скоморохом и глумцом пред свадьбою не ходити и о том священникам таким запрещает с великим запрещением, чтобы такое бесчиние никогда не именовалося».

Кроме обрядов, привнесенных из славянского язычевства (хороводы, песни, танцы и т.д.), некоторые перешли к славянам от других народов. У многих народов жениха и невесту обсыпали зернами. Цель этого ритуала - в призвании удачи. Зерна пшеницы и риса непременная принадлежность языческой свадьбы (у русских посыпали еще и хмелем). Этим действием не только выражали надежду, что брак будет прочным, но и веру, что зерна передадут свою волшебную силу паре, на которую упадут, и молодые станут жить счастливо, богато и сыто. Осыпание новобрачных хмелем, хлебными семенами и деньгами известно у греков, римлян и древних пруссов.

Русский свадебный каравай, как важнейший символ бракосочетания, схож с древним обрядом римлян, где новобрачные должны были есть пирог, сделаный из муки, воды, соли и меда. После пирог разламывался над головой жениха и невесты, а гости бросались подбирать кусочки, надеясь приобщиться к счастью молодых.

Снимание сапога с кого-либо значило в древности покорность, унижение, полное подчинение новобрачной мужу. Этот обычай также наблюдался в княжеских и боярских браках - обычай разувания и троектратное ударение плеткою, которую вместе с гостинцами клали в ларчик Невесты. Этот обычай засвидельствован русскими летописями в X веке: дерзкий отказ полоцкой княжны Рогнеды Владимиру Святославовичу мотивировала тем, что она не хочет «розуть робичича..» (известно, что будущий креститель Руси был побочным сыном Святослава и ключницы). «Снимание сапога с мужа» - символ его признания властелином или обрядовая игра - в одном из сапог лежали деньги, если девушка угадывала, снимала тот сапог первым - она становилась распорядительницей домашнего бюджета. Все свадебные обряды сопровождались разными приметами и предосторожностями от порчи и колдовства, для этого приглашали знахаря, охранявшего молодых от всякой порчи.

В названиях действий свадебного обряда сохранились свидетельства древнего быта:: название молодых Князем и Княгинею, Княжий пир, Княжецкий стол, Тысяцкие, Бояре, Сваты и т.п.

Весь свадебный обряд у славян сопровождался пением, новобрачным пели песни до полуночи близ дверей их спальни. В предсвадебном девишнике невеста, ее подруги и специально приглашенные бабки пели плачи, стараясь лить слезы ручьями по всем правилам — причитания с вытьем, чтобы обеспечить радостную жизнь в будущем (р.н.п. «Не плачешь за столом, будешь плакать за столбом»), В свадебных песнях упоминаются все акты семейной драмы, и каждому действию: сговору, девишнику, величанью, суженому, родительскому дому и т.д. - соответствует особенная песня.

Невеста причитает, т.е. напевным голосом делает перечет отцу и матери, братьям и сестрам и всем родственникам, прощается с отчиною своей, если ее выдают на чужбину, и с подругами, приговаривая, что выходит из их круга и т.д.

В свадебных песнопениях достаточно часто употребляются имена языческих богов: Лада, Лель, Полель, Дид, Дидилия.

- А что же вам надобно, надобно?

Ой дид ладу, девицу, девицу!


Поскольку славянский пантеон богов любви, брака и семьи точно соответствовала природе, рассмотрим их функции:

Лада - богиня красоты и любви, которую больше всего чтили в Киеве. До своего Крещения Владимир, будучи влюбчив и повсюду собирая красавиц, очень торжественно чтил богиню любви. Ладу изображали молодой прекрасной женщиной в розовом венке с золотыми волосами. Одета она была в русскую одежду и опоясана золотым поясом, убрана жемчугом. Лада была матерью четырех детей.

Первый сын Лады - Леля, что значит любовь, он был божком пламенной любви. Сила этого юного бога состояла в воспламенении любви. Бога любви Леля изображали обычно нагим.

Второй сын Лады - Полеля, что значит любовь после брака. Бог Полель изображен улыбающимся, на его голове терновый венок, такой же терновый венок он держит в руке, протягивая руку с венком возлюбленной, своей будущей супруге. В другой руке бог Полеля держит рог пития нежности. Любовь бога Полеля держится на двух китах — любви и терпении. Бог брака Полеля изображен одетым в тонкую ризу или рубаху.

Третий сын Лады - Дидо (Дит, Дито, Дитя, Дет) - бог супружеской жизни. Это божество символизирует собой семью, жизнь супружнюю. Дид всегда молод, напоминая, что супружеская связь никогда не должна ослабевать, стариться, она должна всегда быть молодой. Дид одет в полную славянскую одежду. На голове его венок из васильков, в руках он держит двух горлиц.

Дидилия из семейства Лады, она супруга Дидо. Дидилия - богиня деторождения, она покровительствует семейной жизни. Богиня Дидилия рисовалась молодой прекрасной женщиной, на голове которой была повязка, украшенная жемчугами и драгоценными камнями. Одна рука богини сжата в кулак, вторая разжата.

Семейство Лады - это символ красоты со своими детьми, когда в любви и браке сочетаются супружеская жизнь и деторождение, что намного совершеннее греческих представлений о любви и браке, где процесс жизни от любви до рождения детей разорван на несколько независимых периодов. Эта гипотеза Б. А. Рыбакова, хотя не признана всеми исследователями, все же довольно убедительно реконструирует гармоничные семейные взаимоотношения.

Христианство, став господствующей религией, стремится установить обязательность церковного брака. С конца X - начала XI века эта форма брака на Руси постепенно становится обязательной. Древнерусский летописец с позиций сторонника церковного обряда сообщал о брачных обрядах восточных славян. Выделив особо полян, у которых христианство достигло больших успехов, отметив, что они «брачный обычай имяху», летопись признавала, что этот обычай сводится к договоренности с родственниками, которым жених уплачивает за невесту выкуп - вено, «заутра приношаху по ней что вдадуче». Вено же было связано с патриархальным браком. Что касается остальных «словенеск язык в Руси», то у них летопись вообще не признает наличие брака, считая, что все они «живуще скотьски». Однако, сообщения летописи все же говорят о наличии общих брачных обычаев - и у древлян, которые «умыкиваху у воды девиця», и у радимичей, вятичей и северян, которые тоже знают умыкание по предварительному сговору между брачующимися, причем умыканию предшествуют игрища, пляски и «вся бесовьская песни». Летописец при этом подчеркивает, что радимичи, вятичи и северяни «имеху же по две и по три жены». «Си же творяху обычая кривичи и прочие погании, не ведуще закона божия, но творящие сами собо закон». Похищения, как и выкуп за невесту, могли иметь место только между разными родами.

Обычай вена - выкупа, как и многоженство, еще долго сохранялся в древней Руси. Так, летопись приводит примеры с князем Владимиром I, который дал грекам в качестве вена г. Корсунь «царицы деля» и с выдачей сестры Ярослава Мудрого замуж за Казимира, который заплатил за нее вено «людие 800». Известно многоженство Владимира I (до крещения). О том, что многоженство долго существовало и с официальным введением на Руси христианства, говорят «правила митрополита Иоанна» (вторая половина XI века). Иоанн упрекает простой народ в том, что они обходятся без церковного брака, продолжая сохранять обычай умыкания - «без церкви Божией, без благословения творят свадьбу, так называемую тайное поимание». Там же митрополит Иоанн пишет и о многоженстве, о том, что «простые люди» вместо венчания в церкви придерживаются брачного обряда «плескания водою».

Таким образом, в древней Руси довольно долго сохранялись основы полигамного свадебного брака, и церковный брак очень медленно внедрялся в народный быт. Церковь шла даже на отступления от официального христианского обряда, чтобы непременно венчать.

Однако в процессе социально-экономического развития постепенно укрепляется моногамный брак, основанный на господстве в семье мужа - собственника и на частновладельческом хозяйстве семьи. В таких условиях должен был складываться новый свадебный обряд, в который венчание начинало входить как один из его составных элементов. Но восточнославянские народные массы, особенно в отдаленных территориях продолжали игнорировать церковное венчание.

Вместе с тем, в новых условиях XI-XIII в. в семейном быту древнерусского народа начала изменяться старая свадебная обрядность. В середине XIII в. обрядность уже сложилась и прочно вошла в быт народа Руси. В это время уже существовала терминология, связанная со свадебным обрядом: «жених», «невеста», «сваты», «венчание», «свадьба». В древнерусский свадебный обряд входили сватовство и сговор, приданое и подарки, пиры, танцы и песни.

В середине X века сватов к Ольге слал древлянский князь Мал. В описании этого сватовства есть указание на свадебный поезд «в объезд».

Об обычае свадебного выкупа (вена) говорится в «Повести временных лет», «Слово о полку Игореве» дает яркое описание свадебного пира.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Духовный идеал русской культуры
Вещь в системе темпорального слоя универсума
Становление свадебного обряда на Руси
Искусство лакового промысла Федоскино в историко-культурологическом восприятии (вторая половина XVIII - XX вв.)
Особенности суфизма на Северном Кавказе
Вернуться к списку публикаций