2012-08-15 18:19:43
ГлавнаяКультурология — Свадебный ритуал и его символика



Свадебный ритуал и его символика


С образованием великорусской народности с XIV века на основе древнерусских бытовых норм у великоруссов сложился и начал развиваться национальный свадебный обряд.

В XV веке установился ряд элементов великорусского свадебного обряда - сватовство, сговор, роль отца и матери невесты в решении вопроса о выходе замуж, родительское благословение и обряд обручения, соблюдение требований в отношении поведения невесты до свадьбы, расплетение и расчесывание косы невесты, кика и русская одежда, покрывание невесты и обсыпание ее хмелем, церковное венчание с обрядом запивания вином, соблюдение обрядов, связанных с баней, и другие.

В описаниях свадебного обряда первой половины XVI в. встречаются термины «приданое», «князь и княгиня», «тысяцкий», что говорит об утверждении определенной терминологии свадебного обряда, свадебных чинов. (Следует отметить, что П.С Богословский в своей работе «К номенклатуре, топографии и хронологии свадебных чинов» (Пермь, 1927) описывает до 400 свадебных чинов, в т.ч. свадебные чины в XVI - XVII вв.). Прочно установился и круг предметов, обязательных для проведения свадьбы (снопы, хмель, свадебная пища - курица, каша и др.).

Во второй половине XVI - начале XVII вв. великорусский свадебный обряд продолжал соблюдаться и в высших слоях общества. Так, Иван IV в 1547 г. сохранил тот же свадебный чин, как было и на свадьбе его отца. Полностью соблюдался свадебный обряд и в 1554 г. на свадьбе царя Симеона Бекбулатовича (Иван IV был посаженым отцом). В постель молодых укладывали дружки и свахи. Через некоторое время они наведывались к молодым. На утро к молодым пришли снова дружки и свахи, напомнив об обрядовой бане. После бани молодые пошли в «подклет, да сели на постели», стали есть, после чего послали дружку невесты с кашей к Ивану IV, к его жене и другим. За этим последовали взаимные подарки, и три дня «ели хлеб» - на второй день у Симеона, а на третий - у Ивана IV, посаженного отца. На пиру присутствовали и свахи - «большие и меньшие», «боярыни сенные», тысяцкий и все дружки.

В первом и втором браках Михаила Романова (1625 и 1626 гг.) народный свадебный обряд еще соблюдался в полной мере. Как и раньше, продолжали относиться с большим вниманием к деталям обряда. Так, не раз подчеркивалась необходимость «беречь пути, чтобы никто не переходил» дорогу молодым. Во дворце «играли в сурмы и в трубы, и били по накрам», однако Михаил уже не стал разбивать скляницу после венчания. Явно усилилось влияние церковных элементов в обряде - молодых часто кропили «святой водой», перед расчесыванием головы и покрыванием невесты протопоп читал специальную молитву и т.п.

Царь Алексей Михайлович на своей свадьбе в 1648 г. в основном тоже соблюдал народный обряд, однако он допустил уже существенное отступление. Описание этой свадьбы прямо указывает, что «на прежних Государских радостях», когда жених был в бане, весь день и ночь «на дворе игради в сурны, в трубы», на этот раз царь «вместо труб и органов, и всяких свадебных потех» ввел церковное пение «со всяким благочинием».

Наряду с развитием и обогащением всех элементов обряда в народный быт венчание прочно еще не вошло. Однако, борясь все более настойчиво за внедрение церковного брака, особенно со второй половины XVII века, церковь еще решительнее осуждала свадебную обрядность, которая продолжала твердо занимать свое место в семейном быту русского народа.

Приказный Посольского приказа Григорий Котошихин в своем описании свадебного чина не упоминает о ряде традиционных деталей (об осыпании хмелем, о растаптывании стеклянного кубка во время венчания), но вместе с тем сообщает о новых деталях, связанных с официальной религией, - в чине родительского благословения. Кроме того, Котошихин с большой тщательностью описал царский свадебный обряд.

Необходимо отметить, что в XVI - XVII вв. рядную запись писал подъячий, которого приглашали нарочно. По Домострою «чин свадебный» священник должен присутствовать при составлении рядной. Священник участвовал в проводах на подклет, с крестом и пением: «О тебе радуется благодатная», - уводил молодых на подклет. (Эта же молитва упоминается и в Домострое).

Народ же в это время продолжал придерживаться традиционного национального свадебного обряда, многое из которого к концу ХУП в. уже не входило в чин царской свадьбы. Церковь со второй половины XVII в. усиливает борьбу против народных элементов свадебного обряда. В 1649 г. вышел специальный указ Алексея Михайловича против «бесовских песни и игр», который предписывал виновников «бить батоги», а «всякие гудебные бесовсие сосуды, то все велеть выимать и, изломав, те бесовские игры велечь жечь». Однако, до конца XVII в. русская свадьба оставалась явлением всенародным не только в купеческих, но и в значительной части дворянских семьях.

Во второй половине XVH века в народной среде продолжали сохранять и древние традиции, и свадебную обрядность, в то время как власть и церковь все более враждебно относились к бытовым национальным обычаям,, в том числе к национальному свадебному обряду.

Анализ материалов о свадебной обрядности X-XVII века и изменений свадебного обряда показывает, что весь свадебный обряд, как и в более позднее время, проходил в своем развитии три этапа:

- добрачный/предсвадебный,

- брачный/свадебный,

- послебрачный/послесвадебный.

Предсвадебный: сватовство, смотрины, осмотр дома, сговор, рукобитье, помолвка, девишник, мальчишник, обрядовое мытье жениха и невесты в бане перед свадьбой.

Предбрачный сговор сторон как особая обрядовая церемония начала свадьбы включает обряды сватовства (сватовство, идти сватом), осмотра невесты и ее имущества (смотр, смотрины, невесту смотреть) и осмотр дома и хозяйства жениха (смотреть место, имение, дом глядеть).

Заключительным обрядом сговора, скрепляющим договор сторон о женитьбе, является обручение, помолвка (образовка, богомолье, рукобитье, пропивки и т.п.).

Далее следует подготовка к браку (неделя, срок), когда готовятся дары и приданое, невеста причитает с подругами, иногда освобождается от всех работ и не выходит из дома во избежание сглаза или порчи. В доме невесты в это время нередко устраивается угощение для родственников жениха.

Особо выделяется церемония кануна брака, во время которой невеста прощается с девичеством в кругу подруг (девичник, вечерка, вечерина, плаканье, мытье в бане и т.п.), иногда и жених собирает у себя друзей на последнее предбрачное угощение (парневик, парничник, поездины, мальчишник и т.п.).

Свадебный: сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, свадебный пир, обряды после первой брачной ночи («почестность невесты»).

Основная свадебная церемония - брак, собственно свадьба (день свадьбы, свадебный день, брачный день, день венчания, рано утром жених передает подарки невесте) включает обряд в доме невесты (приезд жениха с поездом), венчание и главное свадебное торжество у жениха (княжой стол, большой стол, красный стол и т.п.), которое может происходить или сразу после приезда от венчания, или на следующий день после брачной ночи.

Послесвадебный: «Отводины» или «визитная неделя» - визиты молодых к ближайшим родственникам, отдаривание всех гостей подарками.

После свадьбы - хлебины, отводины, гостьба, перегостки, горячие, яичница, блины, блинный стол и т.п.), иногда угощение посылается в дом молодого или же мать невесты сама приезжает в дом жениха с угощением (приехать с сыром, садить на яйца).

Основные элементы свадебного обряда русских XV - XVII вв.

Невеста плачет, причитает и прощается с родительским домом (это означало жить весело в замужестве, чем больше слез прольет невеста до свадьбы, тем лучше для нее).

Невесту выдают замуж как можно раньше.

Жених не имеет права видеть невесту до свадьбы.

Мытье в бане обязательный ритуал для жениха и невесты (в бане существовал особый ритуал, исполнить специальную песню, вытираться полотенцем по особенному, как причесаться и смотреть в зеркало и т.д.)

Приданое невесты (строго следили за тем, чтобы невестино приданое соответствовало специальному перечню вещей, это важное условие свадьбы).

Обряд «Вскрывание» невесты после первой брачной ночи (был обязателен и ему придавали огромное значение, после него складывались отношения между невестой и родственниками).

Свадебная русская одежда невесты (когда происходили браки высшей знати, это была специально вышитая дорогая одежда, в крестьянской среде старались сшить новый сарафон и рубаху или надеть лучшее платье).

Свадебный поезд собирается из свадебных чинов (было особенно важно, кто где сядет в свадебном поезде, поезд жениха ехал первым, за ним поезд невесты).

Невесте расплетают косу и заплетают две косы в день свадьбы (обряд соблюдался строго - девушка становилась замужней женщиной).

Невеста покрыта головным убором во время свадьбы.

Жених и невеста пьют церковное вино во время венчания.

Жених целует невесту во время венчания (знак единения молодых).

Жениху с невестой бросают под ноги чарку, чтобы раздавить во время

венчания (хотели узнать кто будет первым в семье).

Разувание мужа молодой женой (в знак подчинения мужу).

Муж ударял жену плеткой (в знак подчинения мужу).

Молодых посыпают зернами, хмелем при выходе из церкви (в знак счастливой жизни, крепкой семьи, на благополучие молодых).

Свадебный пир обязателен для новобрачных (без пира свадьба не считалась действительной).

Поднесение молодым свадебного каравая (в знак богатства в семье, чтобы всегда жили в достатке).

Приглашение на свадьбу знахаря, (он охранял молодых от всякой порчи).

Описание свадьбы.

Анализируя материалы о свадебной обрядности и основные элементы свадебного обряда русских XV - XVII вв. можно описать свадьбу следующим образом: Перед поездкой в церковь жениха и невесту сажали на мех, чтобы жизнь молодых была богатой и легкой. Свахи чесали им волосы, смачивая гребень в вине или крепком меде - на удачу в семье. Затем их осыпали хмелем или зерном с деньгами (к богатству в семье) после чего зажигались богоявленской свечой брачные свечи. В церковь отвозилась своя посуда с хлебным вином, которое священник трижды давал испить жениху и невесте. На третий раз жених бросал посуду и топтал ее ногами (демонстрируя свое превосходство). Затем брачные свечи слепляли и ставили в головах постели новобрачных в кадку с пшеницей, что означало, чтобы молодые всегда были вместе. Там свечи оставались целый год. Помещение — сенник, где надлежало спать молодым, убирался следующим образом: по стенам ставились иконы, в каждый угол втыкалась стрела, на каждую стрелу вешался соболь или куница, на лавках ставили по сосуду с медом, а сама брачная постель делалась на двадцати одном снопе (счастливое число по народным поверьям, снопы оберегали молодых от порчи). После подачи на стол последнего блюда (жаркого) дружка относил его и калач в сенник к постели; туда же отводили и молодых. Перед входом посаженный отец давал новобрачным советы, как жить в супружестве, а уже у постели жена тысяцкого, одетая в две шубы (одна навыворот), осыпала их зерном, деньгами и хмелем, и кормила молодых на постели (к богатой, сытой жизни).

На самом свадебном пире молодым предписывалось проявлять воздержанность в питье и еде. Они могли лишь пригубить вино и попробовать один кусок пирога на двоих, в знак своего единства.

После брачной ночи свахи вели молодых в баню, куда теща посылала платье зятю, а затем кормила его кашей. Во время церемоний брачного торжества жених держал невесту за руку, иначе ему предрекались неприятности и несогласия в супружестве.

Также необходимо заметить, что обряд венчания был практически одинаковым для всех сословий, в остальном же брачные обряды у каждого сословия различались. Многообразие ритуалов и суеверий делали непохожей деревенскую свадьбу на городскую, дворянскую свадьбу на купеческую и т.д. Объединяло их одно — каждый набор ритуалов был направлен на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье:

Невесте и жениху втыкали в одежду булавки против сглаза или вкладывали головку лука, чеснока или колокольчик, все гости и поезжане подпоясывались вязаным пояском с множеством узелков. В косяк дома, где проходил свадебный пир, вбивали крест-накрест два гвоздя. Сваха с рябиновой веткой в руках обходила кругом дом и кровать, где постилалось брачное ложе. При одевании невесты какая-нибудь удачливая в замужестве женщина должна вдеть ей серьги на счастье. Булавочки из убора невесты подруги подбирают себе на счастье и скорое замужество.

Все это исполнялось для того, чтобы успешнее была свадьба.

Таким образом, анализируя свадебный ритуал и его символику, следует сделать вывод, что с формированием великорусской народности в XIV-XV веках на основе древнерусских бытовых норм у великоруссов сложился и начал развиваться национальный свадебный обряд. В XV веке установился ряд новых элементов великорусского свадебного обряда, а к XVII в. приобрели устойчивость представления о социально-правовых нормах и условиях заключения брака и прочности семейных устоев. Они нашли яркое воплощение в конкретных обрядовых действиях, ритуалах и правилах создания семьи. Можно выделить следующие основные элементы свадебного обряда русских XV - XVII вв.: невеста плачет, причитает и прощается с родительским домом, невесту выдают замуж как можно раньше, жених не имеет права видеть невесту до свадьбы, обязательный ритуал для жениха и невесты - мытье в бане, обязательно приданое невесты, обряд «вскрывания» невесты после первой брачной ночи, свадебный поезд собирается из свадебных чинов, невесте расплетают косу и заплетают две косы в день свадьбы, невеста покрыта головным убором во время свадьбы, жених и невеста пьют церковное вино во время венчания, жених целует невесту во время венчания, разувание мужа молодой женой, молодых посыпают зернами, хмелем, свадебный пир обязателен для новобрачных, поднесение молодым свадебного каравая и другое.

При этом во второй половине XVI - начале XVII вв. великорусский свадебный обряд соблюдался и в высших слоях общества. Однако, борясь все более настойчиво за внедрение церковного брака, особенно со второй половины XVII века, церковь еще решительнее осуждала прежнюю свадебную обрядность, которая продолжала твердо занимать свое место в семейном быту русского народа.

Народ же в это время продолжал придерживаться традиционного национального свадебного обряда, многое из которого к концу XVI в. уже не входило в чин царской свадьбы. Церковь со второй половины XVII в. усиливает борьбу против народных элементов свадебного обряда. Однако, до конца XVII в. русская свадьба оставалась явлением всенародным не только в купеческих семьях, но и в значительной части дворянских, боярских, княжеских семей.


Тимофеева Лилия Вадимовна







Интересное:


Оппозиция «открытое — закрытое пространство» в русском литературном пейзаже XIX века
Нравственные ценности в структуре мировоззрения и культуры
Бытование вещей в хозяйственной культуре человека
Конфуцианство - духовное начало и экономическое процветание
Становление свадебного обряда на Руси
Вернуться к списку публикаций