2012-08-15 18:15:41
ГлавнаяКультурология — Характер изменений в свадебном обряде русского дворянства под влиянием петровских преобразований XVIII в.



Характер изменений в свадебном обряде русского дворянства под влиянием петровских преобразований XVIII в.


Сама дворянская свадьба представляла собой сложное ритуальное действо: она повторяла традиционную национальную структуру, но в то же время в ней проявлялись мода и социальная специфика времени.

Вот как описывается крестьянская свадьба того времени в Воронежской губернии: «...Мой отец разослал гонцов к своим родственника, друзьям и приятелям с приглашением их пожаловать к свадебному столу, который приготовлялся на 80 человек. Отец мой почитался настоящим русским хлебосолом, а потому распорядился, чтобы всего было в изобилии. Накануне свадьбы, около полуночи, поехал я на кладбище проститься с усопшими сродниками и испросить у покойной родительницы благословения. Это я исполнил с пролитием слез на могиле. 10-го числа вечером собрались к нам все наши родственники и знакомые; священник с диаконом и дьячками тоже пришли. В это время, по обычаю, двое наши холостых сродников посланы были к невесте с башмаками, чулками, мылом, духами, гребешком и проч. Посланных у невесты приняли, одарили платками и угостили. Между тем отец начал меня обувать и положил мне в правый сапог 3 рубля для того, что когда молодая жена станет разувать меня, то возьмет эти деньги себе. Когда я был одет, отец взял образ Божией матери в серебряном окладе, благословил меня им и залился слезами; я тоже прослезился, недаром старики говорили, что свадьба есть последнее счастие человека. Потом благословили меня своими иконами отец крестный, мать крестная и посадили меня в переднем углу, к образам. Все, начиная с отца, со мною прощались, после чего, помолившись богу, священник повел меня в церковь...

Между тем сваха и дружка с хлебом и солью поехали за невестой. Здесь, на столе находился также хлеб и соль. Сваха взяла эту соль и высыпала себе, а свою отдала, хлебами же поменялись. Потом невесту, покрытую платком, посадили за стол. После благословения невесты от родителей иконами все с невестою прощались и дарили ее, по возможности, деньгами. Затем священник вывел невесту из комнаты и поехал в церковь со свахою, дружкою и светчим, который нес образа невестины и восковые свечи. За ними ехали на нескольких повозках мужчины и женщины, называющиеся проежатыми. По окончании таинства брака мы, новобрачные, по обычаю, несли образа Божией матери из церкви в дом моего отца... В доме встретил нас отец с иконою и хлебом-солью; мы приложились к образу и поцеловались с отцом. После этого начался Божией матери молебен. По окончании молебна сваха нас привела в спальню, посадила рядом и дала нам просфору... Потом сваха убрала голову молодой так, как это бывает у замужних. После этого мы вышли к гостям и вскоре начался брачный пир».

Помещичья свадьба отличалась от крестьянской не только богатством, но и заметной «европеизацией». Она представляла собой своеобразную смесь, соединяя в себе черты народного обряда, церковных свадебных нормативов и специфически дворянского быта. Чтобы представить себе это различие, приведем описание свадебного обряда в романе Л. Толстого «Анна Каренина», в котором, как известно, отражены многие детали его собственной женитьбы на С.А. Берс.

«...Поскольку приданое Кити не могло быть готово к назначенному сроку. И потому, решив разделить приданое на две части, большое и малое приданое, княгиня согласилась сделать свадьбу до поста. Она решила, что малую часть приданого она приготовит всю теперь, большую же вышлет после».

Свадьба начинается с молебна: «Благослови, владыко... после молитв, повернувшись опять к аналою, священник с трудом поймал маленькое кольцо Кити и, потребовав руки Левина, надел на первый сустав его пальца. «Обручается раб божий Константин рабе божией Екатерине». И, надев большое кольцо на розовый, маленький, жалкий своею слабостью палец Кити, священник проговорил то же...

Несколько раз обручаемые хотели догадаться, что надо с делать... священник шепотом поправлял их».

«Когда обряд обручения окончился, церковнослужитель постлал перед аналоем в середине церкви кусок розовой шелковой ткани, хор запел искусный и сложный псалом... священник, оборотившись, указал обрученным на разостланный розовый кусок ткани. Как ни часто и много слышали оба о примете, что кто первый ступит на ковер, тот будет главой в семье, ни Левин, ни Кити не могли об этом вспомнить, когда они сделали эти несколько шагов ... Священник надел на них венцы... Поцелуйте жену, и вы поцелуйте мужа... Левин поцеловал с осторожностью ее улыбнувшиеся губы, подал ей руку, и ощущая новую, странную близость, пошел из церкви... После ужина в ту же ночь молодые уехали в деревню».

Русское послепетровское законодательство давало дворянской женщине определенный объем юридических прав. Рассказывая о свадьбе, нельзя не сказать, что одним из нововведений послепетровской действительности был развод.

Развод сделался в XVIII - начале XIX вв. явлением более частым, чем прежде. Брак можно было расторгнуть при наличии строго оговоренных условий. Прелюбодеяние, доказанное свидетелями или собственным признанием, двоеженство, болезнь, делающая брак физически невозможным, безвестное отсутствие, ссылка и лишение прав состояния, покушение на жизнь супруга, монашество, длительная раздельная жизнь могли быть для консистории аргументом для развода. (В 1790-егоды требовалось разрешение консистории - духовной канцелярии, утвержденное епархиальным архиереем, с 1806 г. - по решению Синода).

С 1810 г. гражданское состояние главы семьи (холост, женат, разведен, вдовец) стало фиксироваться в паспортах тех, кто был вынужден часто находиться вне дома (в паспортах купцов, мещан, дворян из числа государственных чиновников).

Просмотрев источники и записи о русском свадебном обряде (Кенан Е.Л. Об изменении политического значения брачных связей. 1896; Бычков А.О. О свадьбе Петра Великого с Екатериной Алексеевной II Древняя и новая Россия. 1877.№3; Карнович. Ассамблеи,; Белозерская. Царское венчание в России// Русская мысль. 1883.; Савин А.Н. Сватовство цесаревича Александра Николаевича// Памяти А.Н. Савина. 1873-1923.М.,1926.) можно сделать вывод, что к XIX веку свадебный обряд разделился на три типа: светский (дворянский), городской, сельский (крестьянский или народный). Всем этим типам свойственны общие и отличительные черты.

При этом следует выделить следующие основные черты русского свадебного обряда XVIII-XIX вв.:

Традиционные черты

Приданое невесты обязательное условие свадьбы (сбор приданого по определенному перечню).

Свадебный поезд собирается из свадебных чинов.

Молодых посыпают зерном, хмелем.

Кормление молодых курицей перед брачной ночью.

Поднесение молодым свадебного каравая.

Пригубливание новобрачными вина из общего сосуда.

Жених и невеста обмениваются кольцами во время венчания.

Новации того времени:

Жених может видеть невесту до свадьбы.

Венчание становится центральной частью свадьбы.

Во время венчания происходит скрепление рук жениха и невесты. Жених и Невеста совершают публичные поцелуи.

Жених целует невесту во время венчания.

Свадебный пир становится не обязателен для новобрачных.

Запрет на выставление сорочки новобрачной после первой брачной ночи.

Разрешается вступать в брак не более трех раз.

Отъезд новобрачных сразу после церкви за границу или в деревню. Зажжение фейерверка в честь новобрачных.


Основные черты русского свадебного обряда XVIII - XIX вв. в городской среде:

Традиционные черты:

Свадебный поезд собирается из свадебных чинов.

Невеста собирает приданое «постельный поезд» (обязательное условие свадьбы).

Невеста покрыта фатой во время венчания.

Молодых посыпают зерном, хмелем.

Жених и невеста обмениваются кольцами во время венчания.

Новации того времени:

Жених может видеть невесту до свадьбы.

Венчание становится центральной частью свадьбы.

Свадебный пир стал не обязателен для новобрачных.

Жених целует невесту во время венчания.

Устраивали свадебный бал в честь новобрачных.

Молодых осыпают цветами, конфетами, деньгами.

Жених и невеста исполняют на балу танец новобрачных.

Готовили специальный свадебный торт в честь новобрачных.

Запускали голубей в честь новобрачных.

Совершали объезд родственников после второго дня свадьбы.

Отъезд новобрачных сразу после церкви за границу или в деревню. Фейерверк в честь новобрачных.


Основные черты русского свадебного обряда ХVIII - XIX вв. в сельской среде:

Традиционные черты:

Невеста собирает приданое (обязательное условие свадьбы).

Свадебный поезд собирается из свадебных чинов.

Жених приезжает в церковь раньше и ждет поезд невесты.

Жених и Невеста собирают свадебный пир.

Жених и Невеста участвуют в венчании.

Невеста покрыта платком во время венчания.

Невеста снимает сапог с ноги мужа.

Невеста и жених не едят и не пьют в течение всего дня свадьбы. Жениху и Невесте подносят свадебный каравай.

Невесте расплетают косу и заплетают две косы в день свадьбы. Молодых посыпают зернами, хмелем.

Новации того времени:

Жених может видеть невесту до свадьбы.

Жених и Невеста публично целуются.


Основные черты русского свадебного обряда XVIII - XIX вв. в дворянской среде:

Традиционные черты:

Свадебный поезд собирается из свадебных чинов.

Молодых посыпают зерном, хмелем.

Пригубливание новобрачными вина из общего сосуда.

Жениху и Невесте подносят свадебный каравай.

Жених и невеста обмениваются кольцами во время венчания.

Новации того времени:

Жених может видеть невесту до свадьбы.

Венчание стало центральной частью свадьбы.

Молодых посыпают цветами, деньгами, конфетами.

Жених целует невесту во время венчания.

Жениху и невесте скрепляют руки во время венчания.

Жених и Невеста собирают свадебный бал.

В честь Жениха и Невесты запускают голубей.

Свадебный пир устраивается по желанию новобрачных.

Отъезд новобрачных сразу после церкви за границу или в деревню.

В честь новобрачных устраивают фейерверк.


Из вышеперечисленного следует вывод, что в конце XVIII века у высшего столичного общества не наблюдается интереса к свадебной обрядности и ритуалу, и традиционный свадебный обряд начал медленно отмирать. Сама дворянская свадьба, однако, представляла собой сложное ритуальное действо: она повторяла традиционную национальную структуру, но в то же время в ней проявлялись мода и социальная специфика времени. На основе изучения источников и записей о русском свадебном обряде установлено, что к XIX веку свадебный обряд разделился на три типа: светский (дворянский), городской и сельский (крестьянский или народный). Основные черты свадебного обряда традиционного: жених может видеть невесту до свадьбы, собирают приданое невесты, свадебный поезд собирается из свадебных чинов, поднесение молодым свадебного каравая; новации свадебного обряда: венчание становится центральной частью свадьбы, молодых посыпают конфетами, цветами, деньгами, запрет на выставление сорочки новобрачной после первой брачной ночи, публичное целование новобрачных, скрепление рук жениха и невесты, свадебный бал. Свадебный пир теперь не обязателен для новобрачных, отъезд новобрачных сразу после церкви за границу или в деревню и другое.


Тимофеева Лилия Вадимовна



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Современный кризис нравственных ценностей в России
Развитие русской нравственной философии
Древнерусская эстетическая мысль: византийское и самобытное
Культурное освоение вещи человеком в процессе ее создания
Вещь как язык искусства
Вернуться к списку публикаций