2012-08-15 18:06:25
ГлавнаяКультурология — Культурные основы и содержание русской народной свадьбы в XIX в.



Культурные основы и содержание русской народной свадьбы в XIX в.


Брачный стол продолжается до полуночи, затем сваха и тысяцкий (во время крепостного права должность тысяцкого была самой почетной для крестьянина, и в свадебных обрядах сохранили это название для самого почетного гостя, тысяцким почти всегда бывает крестный отец жениха, как указывает Богословский) под предводительством дружки ведут молодых на подклет. Гости пируют до утра. Утром сваха, тысяцкий и дружка идут будить новобрачных, и если они долго не встают, то их окатывают холодной водой. Когда новобрачные встанут, начинается снова пиршество до позднего вечера.

Вечером в этот день дружка и тысяцкий отправляются приглашать соседей в гости, к так называемому «красному столу», который бывает на следующий день. Для этого дружка берет в руки веник и привязывает к нему колокольчик, а тысяцкий метлу, идут они по деревне и стучат под окнами тех домов, хозяева которых приглашаются в гости.

На следующий день (третий после венчания) гости-соседи приходят и приносят с собой новобрачным хлеб-соль, пироги и пряники. Пиршество продолжается четыре дня. Потом молодые со своими родными и близкими родственниками едут в гости, на так называемые «хлебины», к родителям невесты, и там гостят два дня. Этим свадебное пиршество кончается.

Сравнивая вышеописанные свадебные обряды нельзя не заметить, что их структура довольно схожа: выкуп невесты, причиты невесты, приданое, роль жениха и невесты на свадьбе, благословение молодых, приглашение знахаря и т.д. Элементы обряда: поднесение хлеба, пива, водки, пряника, разное количество чинов, порядок поднесения даров и другое каждая местность проводила по своему.

В коренной Руси старинные свадьбы совершались по такому обряду: жениха и невесту сажали рядом на соболий мех, и затем свахи чесали им волосы, обмакивая гребень в вине, или в меду, потом их осыпали хмелем или зернистым хлебом вместе с деньгами. В церкви, во время венчанья, жениху и невесте под ноги клали камку или другую или другую мягкую рухлядь. В церковь возили с собой посудину с хлебным вином, из которой священник давал пить жениху и невесте три раза. При третьем разе жених бросал склянку с вином о пол и топтал ее ногами. Затем, склеив ее брачными свечами, ставили кадку с пшеницей в головах постели новобрачных, на целый год.

На другой день по утру члены свадьбы являлись в санник, поднимали одеяло новобрачных и осматривали по известным признакам непорочность новобрачной, совершив наблюдение из простого любопытства и ради сплетен, которые всегда есть в народе. Со стороны молодой следовало всех собравшихся гостей кормить овощами и одаривать разными предметами.

Таким образом, старые обряды во многом уже изменены. Накануне дня брака приглашают в дом жениха мальчика шести — пяти лет, который укладывает подарки для невесты в ларчик. Этот ларчик запирают и отвозят к невесте. На другой день мальчик обувает невесту в новую обувь и продает ей косу за деньги, словом, торгуется, сколько может выторговать.

К началу XX века русский свадебный обряд представлял собой сплав из обрядов различных исторических хронологических эпох (сажали молодых на мех; чесали волосы гребнем, обмакивая его в меде или вине; собирали свадебный поезд; подносили каравай; ехали в церковь на разных свадебных поездах, а возвращались в одном; молодые публично целовались; заказывали свадебный торт; устраивали фейерверки; выстилали дорогу из церкви платками; путь свадебного поезда осыпали цветами и многие другие обряды). Кроме того, свадебные обряды различных губерний России имели свои локальные особенности. Вместе с тем, при всем многообразии вариантов существовали общие, характерные для обряда в целом черты (смотрины невест, девичьи гадания, сватовство, девичник, мальчишник, свадебный поезд, венчание, свадебный пир, визитная неделя).

К браку всегда относились очень ответственно, поскольку женились и выходили замуж, как правило, один раз в жизни. Разводы в крестьянской среде были большой редкостью, они осуждались сельской общиной так же, как осуждались те, кто не вступал в брак в установленное обычаем время. Это нашло отражение в фольклоре: «Идучи на войну - молись, идучи в море - вдвое, хочешь жениться - молись втрое»; «Женитьба - вещь добрая, она от бога показана»; «Жениться - вещь добрая, поиграв, на спичку не повесишь».

Так же, как родильный или поминальный обряд, свадьба являлась одним из важнейших ритуалов жизненного цикла.

Мальчиков и девочек в крестьянской среде к будущей семейной жизни готовили с самого раннего возраста: мальчиков приобщали к мужским делам, девочек - к заботам будущей жены и матери. Вся добрачная жизнь девушки, по существу, была подготовкой к свадьбе. Согласно крестьянской традиции, брак всегда предпочитался девичеству, даже «худая» партия считалась привлекательнее участи «старой девы». Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки: «Без мужа жена — всегда сирота», «Жизнь без мужа - поганая лужа», « Вот тебе кокуй (головной убор) - с ним и ликуй».

Как правило, жениха или невесту выбирали из семьи, равной по общественному статусу и достатку. Немалое значение в выборе кандидатуры играла репутация семьи и всего рода, откуда происходили жених и невеста.

При выборе невесты всегда предъявлялись особые требования к ее внешним данным: полноте (дородности), высокому росту, здоровой (белой) коже, силе, выносливости, подвижности. Представления о физическом здоровье будущей жены нашли отражение в поговорках: «Муж любит жену здоровую, а брат - сестру богатую»; «На что корова - была бы жена здорова».

Брачный возраст жениха и невесты в разных русских губерниях имел большую разницу. Обычно девушка вступала в брак в 16-17 лет, а юноша в 18-19 лет. На Севере брачный возраст был значительно выше, чем на юге. На Севере, в Приуралье, не редкостью были браки, когда невеста была старше жениха на 4-8 лет, а в Западной Сибири возрастная разница могла быть еще больше. Вероятнее всего это связано с прагматическим отношением русского крестьянина к браку, так как свадьба - это определенный хозяйственный акт, прием в семью не просто нового человека, но и нового работника. Именно для того, чтобы в доме, в хозяйстве появились еще одни рабочие руки, сына женили как можно раньше. И, наоборот, дочь старались задержать в родном доме подольше и не спешили выдавать замуж.

В связи с этим в русском фольклоре появился забавный сюжет о жене, которая носила мужа в переднике, оберегая его от уличных мальчишек, он сопровождался присловьями: «Вот-те бабушка, наука, не ходи замуж за внука»; «Не ходи сорок за двадцать». О подобного рода коллизиях рассказывает также следующая сказка: «Какъ старюсь богатый взбесился, на молодой Дарьи женился, какъ Дарья имъ мудрила, себе обновъ накупила, бороду ему ощипала, старые кости потрепала, и какъ его похоронила, молодого мужа нажила» (ХЕХ век). Сказка ярко демонстрирует ситуацию, когда муж намного старше жены: «Ненадолго старый женится», - гласит русская народная пословица.

Еще одна сказка записана на лубке в 1836 г.: «Жил был старичок, богатый мужичок, от роду женат не был, за монаха в деревне слыл. Вдруг беда приключилась, Дарья девка полюбилась. Собой красива и толста на диво. Старик взбесился - на Дарье женился. Приданого не просил. Его на свои деньги нашил. Вот как закутил. Всю деревню удивил. Сам едва бродит. А жену молодую нажил. Дарья его целует. Словно молодого милует. Старик так и тает. Старость забывает. С месяц Дарья его целовала. Во всем мужу угождала. Потом стала беситься. Захотела рядиться. На мужа стала кричать. Его всячески ругать. Им повелевать. А муж обновы покупает. Жене хочет угодить - обновами ее прельстить. Как обнову получает жена мужа целует. А неделя пройдет, то опять заорет. Давай, кричит, другую шубейку шелковую. Старик раз отказал - за что и пострадал. Дарья на него напала, всю бороду исщепала, кости старые потрепала и на своем настояла. Обнову себе купила. Да и дружка нажила. Старик видит - нет ласки. Не в свои сел салазки. Стал горевать, сильно тосковать. На постель свалился и со светом простился. Жена перекрестилась. Бежать к сундуку пустилась. Деньги обобрала, дружку отдала. Мужа похоронила. От любви повыла. Деревня вся удивлялась, как она выть ухитрялась. Шесть недель проплясала и собираться замуж стала. С дружком повенчалась, деньгами наслаждалась, старого мужа поминала, дураком его называла. Над ним смеялась, молодым мужем любовалась.

Старики смотрите, себя берегите, с ума не сходите, старость не смешите: прежде не женились, на жен не льстились, а теперь уж поздно - вам молиться должно».

Таким образом, несмотря на известный крестьянский прагматизм большая разница в возрасте осуждалась.

В первый год после свадьбы, до рождения ребенка, молодые вели достаточно свободный образ жизни: участвовали в хороводах, играх, посиделках, ездили в гости, принимали их в своем доме. По праздникам молодая надевала самый лучший наряд, иногда - свадебный.

В течение всего года сельское общество внимательно наблюдало за жизнью молодых супругов. Замужние женщины устраивали для молодой особые посиделки, принимая ее в свой круг. По истечении года молодые муж и жена становились полноправными членами взрослого крестьянского мира.

Изучая народную свадьбу XIX века, необходимо учитывать различные формы, которые сохранились в народном театральном искусстве и народной драме, представлениях и петрушечной комедии, также демонстрируют многие черты свадебного обряда вошедшие в народный фольклор. Драматические игры в тот период составляли органическую часть праздничного народного быта, деревенских посиделок или ярмарочного балагана. Петрушечная комедия была очень популярна и широко распространена. Представление в театре Петрушки состояло из отдельных сцен, но в каждой из них было обязательно участие главного героя. Этого героя звали Петрушкой, Петром Ивановичем Уксусовым, Ванькой Рататуем.

Среди основных сцен традиционной комедии о Петрушке были выход Петрушки, сцена с Невестой и другие.

Во время сцены с Невестой Петрушка сообщал публике о своей женитьбе, расписывал достоинства своей невесты и ее приданое. На его зов являлась крупная нарумяненная девица, которая к тому же оказывалась курносой или «хромой на один глаз». Петрушка требовал музыки.

Шарманщик или музыкант начинали играть, а он плясал со своей невестой. Часто сценка заканчивалась буйством героя, и он побивал свою невесту.

Петрушка: «Я задумал, брат жениться. Что за жизнь холостого!.. Все тебя обижают... А вот когда женюсь, приданое возьму... Ой, ой ой, как заживу!..»

Музыкант: «А на ком ты, Петрушка, жениться задумал?»

Петрушка: «На дочери купца». (Называет фамилию самого богатого в данной местности купца или помещика).

Музыкант: «А приданого много берешь?».

Петрушка: «У-у-у!..Больше, чем сам стою».

Музыкант: «Да врешь ты, Петрушка, она за тебя не пойдет, только в изъян введет; последние гроши потратишь, да еще по спине схватишь... Брось!»

Петрушка: «Ну, брат, врешь! Такого молодца кто не полюбит?»

Музыкант: «Так ты покажи невесту».

Петрушка: «Это можно!.. Дело несложно. Сейчас приведу и тебе покажу». (Скрывается и выводит куклу). «Смотри, Музыкант, хороша невеста?»

Музыкант: «Хороша-то хороша... да курноса».

Петрушка: «Ай, врешь, музыкант! Да ты посмотри, что за глазки, что за ротик!.. Ручки! Губки! Шейка! Добыть такую сам сумей-ка!.. А пляшет-то!.. Ну-ка сыграй кусочек чего-нибудь!»

Музыка играет. Петрушка с Невестой пляшет.

Музыкант: «Все это хорошо и ладно, да для тебя будет накладно: барышня богата, спесива, ходить пешком ленива... Нужно, брат, лошадь купить» ...


Таким образом, как следует из приведенного текста, в русском фольклоре полно сохранялись элементы свадебного обряда: приданое, смотрины невесты и др.

Итак, свадьба являлась одним из наиболее важных событий, она нарушала будничный ритм семейной и общественной жизни, вносила новые заботы в повседневный быт, давала повод для разговоров и пересудов, поэтому при проведении свадеб старались «играть» их «по закону», с соблюдением всех обычаев и обрядов, нередко с большими материальными затратами от трех до шести и более дней.

«На свадьбу варится двадцать или тридцать ведер пива, покупается ведра три вина, говядины, рыба и другие припасы. В тесную избу, с огромной печью непролазной толпой набиваются родственники, знакомые и едва знакомые и гостят суток двое или трое подряд так, что гостеприимному хозяину приходится собирать столы и скамьи у соседей, кормить и поить человек тридцать и в какую-нибудь неделю общего угара израсходовать все свои припасы и деньги. По целым дням бабы неутомимо визжат свадебные песни, славят князя и княгиню...кони мчат взад и вперед по деревенской улице, звеня бубенчиками и колокольчиками, сияющий счастьем хозяин зазывает гостей...».

Познакомившись с вышеизложенными описаниями сельской свадьбы нескольких губерний (Вологодской губернии, Архангельской губернии, Симбирской губернии), можно сделать вывод, что свадебный обряд в каждой губернии был по-своему необычен и разнообразен, но главные черты свадебного обряда оставались общими - поднесение свадебного каравая, приданое невесты, сбор свадебного поезда, назначение свадебных чинов, исполнение песен, посыпание молодых зерном и хмелем, деньгами, свадебный пир, венчание, покрытие головы невесты фатой/платком во время венчания, продолжительность свадебного пиршества до трех дней и больше и многое другое.

Огромное значение в сельской свадьбе придавалось роли знахаря или колдуна, было важно произнести заговор, правильно осыпать свадебный поезд - все это с целью оберега молодых от порчи и дурного глаза. Икона служила важным элементом свадебного обряда, без благословения родителей нельзя было ехать за невестой, праздновать веселье. Также важное значение придавали свадебным песням, поведению невесты и жениха за свадебным столом. Обязательное ритуальное мытье в бане служило для невесты важным моментом в жизни, без которого нельзя было начинать день брака. Все элементы сельского свадебного обряда были направлены на создание крепкой, здоровой семьи, желание благополучия молодой семье, рождение детей и прочного брака.

Кроме того, рассматривая культурные основы и содержание русской народной свадьбы в XIX в., следует отметить, что даты брачного цикла у крестьян традиционно связывались с календарем сельскохозяйственных работ. К началу XX века русский свадебный обряд представлял собой сплав различных исторических событий и культурных феноменов. Обряды различных губерний России имели свои локальные особенности. /Вместе с тем, при всем многообразии вариантов существовали общие, характерные для свадьбы в целом черты. Так же, как родильный или поминальный обряд, свадьба являлась одним из важнейших ритуалов жизненного цикла. Традиционная свадьба XIX - начала XX вв. - это сложный комплекс строго регламентированных действий, обычаев и обрядов, имевших социально- экономические, правовое, нравственное и религиозно-магическое значение.


Тимофеева Лилия Вадимовна



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Культурологический статус русского национального характера
Эволюция массового сознания в русской культуре 17-19 веков
Арабо-мусульманская культура как целостный феномен
Свадебный обряд в советское время: традиции и инновации
Бытование вещей в хозяйственной культуре человека
Вернуться к списку публикаций